Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа
Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.
Краткая биографическая справка. 3
Своеобразие творчества. 6
Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8
Сказки
умело использовались народной педагогикой.
Для каждого возраста имелись
свои сказки. Сказки для маленьких
развивают фантазию детей, несут
определенную дозу информации. С возрастом
объем информации увеличивается. При
помощи сказок детям даются основы
нравственности, они знакомятся с
законами, обычаями, взаимоотношениями.
9
ЛИТЕРАТУРА
10
Контрольная работа
Уральский государственный
педагогический университет
Г . Белинский - критик
и теоретик детской литературы .
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »
Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична .
Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .
« Воспитание
- великое дело ; им решается участь
человека . Все говорят о важном влиянии
воспитания на судьбу человека , на его
отношение к государству, к ближним и к
самому себе … Слово еще не есть дело ,
всякая истина , как бы ни была она несомненна,
но если не осуществляется в делах и поступках
произносящих ее - она есть только слово
, пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте
в детях чувство , возбуждайте чистую ,
а не корыстную любовь к добру; заставляйте
их любить добро для самого добра , а не
из - за награды , не из выгоды быть добрым
; возвышайте их души примерами самоотвержения
и высокости в делах и не докучайте им
пошлою моралью … В детях , с самых ранних
лет , должно развивать чувство изящного
, как один из первейших элементов человечности
… развивайте также в них и эстетическое
чувство , которое есть источник всего
прекрасного , великого , потому что человек
лишенный эстетического чувства стоит
на степени животного … »
« Лучше совсем
ничего не читать , чем читать плохую
и мало художественную книгу . »
« Целью детских
книжек должно быть не столько
занятие детей каким - нибудь делом
, не столько предохранение их от дурных
привычек и дурного направления , сколько
развитие данных им от природы элементов
человеческого духа ,- развитие чувства
любви , и чувства бесконечного . Прямое
и непосредственное действие таких книжек
должно быть обращено на чувства детей
, а не на их рассудок . Чувство предшествует
знанию .… Детские книжки должны показать
им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они
суть .… Кто не почувствовал истины , тот
и не понял и не узнал ее .…
Преимущественное
развитие чувства дает им
« Воспитание
- великое дело ; им решается участь
человека . »
2 Познавательное
значение детских книг .
Тематика научно
- познавательной литературы для
детей .
В своем философском
развитии В. Г. Белинский шел
от увлечения идеалистическими
системами в первый период
своей деятельности к
Выяснив народность
произведений великих русских
писателей Пушкина , Гоголя , Крылова
, Белинский впервые выдвинул и подробно
обосновал идею народности воспитания
.
« Народность
, - писал он , - обыкновенно выпускается
у нас из плана воспитания . Часто дети
знают о древнегреческих авторах , об исторических
деятелях европейской истории , но не имеют
никакого понятия о сокровищах своей народной
поэзии , русской литературе , Петре 1 .»
Он указывает , что детям надо давать как
можно больше общечеловеческого , мирового
, но надо знакомить с этим через родные
и национальные явления .
Белинский высказывает
убеждение , что книги должны входить в
план воспитания как одна из важнейших
его сторон . Он выдвигает ряд важнейших
вопросов о значении детской литературы
, о ее специфики , тематике детской книги
. В 60 годы был представлен список книг
рекомендованный для детского чтения
такими известными писателями , как Пушкин,
Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой
, Успенский , Тютчев . Большое внимание
Белинский уделял книгам научно - познавательного
характера . Он выступал с идеей подлинно
научного , всеобщего развития ; знания
должны быть « как нечто целое » , « как
наука о жизни ».
«… Для детей
предметы те же , что и для взрослых
людей , только изложенные сообразно с
их понятиями , а в этом - то и заключается
одна из важнейших сторон этого дела .
Показать душе юной , чистой и свежей примеры
высоких действий представителей человечества
… »
« … Если
бы нашлась книжка с картинками
, изображающими горы , моря , острова ,
полуострова , минералы , разные чудеса
физической природы , потом явления растительного
и , наконец , животного царства , и при
этих картинках был бы объяснительный
текст простой , толковый , без фраз и восклицаний
, как прекрасна природа и т. п. ; если бы
эти предметы были изложены не только
в порядке , но и в ученой системе , а в тексте
ни слова не упоминалось бы ни о каких
системах … »
3 Расширение круга
детского чтения .
Выделение основных
читательско - возрастных групп .
Борьба за расширение
круга для детского чтения
позволила Белинскому , Чернышевскому
, Добролюбову не только обогатить чтение
самых маленьких современников , но и воздействовать
на самих писателей , продемонстрировать
им тот уровень , на котором они должны
работать для детей .
По сути дела
это так же была борьба за
реализм детской литературы . Деятельность
этих критиков способствовала формированию
нового русского читателя .
Белинский настаивает
на том , что наилучший путь к искусству
для маленького читателя - непосредственное
восприятие .
«… На детские
книги обычно обращают еще
менее внимания , чем на само воспитание
. А книга - есть жизнь нашего времени .
В ней все нуждаются - и старые , и молодые
, и деловые , и ничего не делающие ; дети
- так же . Все дело в выборе книг для них
, и мы первые согласны , что читать дурно
выбранные книги для них и хуже и вреднее
, чем ничего не читать .
Что же можно
читать детям ? Из сочинений , писанных
для всех возрастов , давайте им «Басни
» Крылова , в которых даже практические
, житейские мысли облачены в такие пленительные
поэтические образы , и все так резко запечатлено
печатию русского духа ; давайте им « Юрия
Милославского » г. Зазоскина , в котором
столько душевной теплоты , столько патриотического
чувства , который так прост , так наивен
, так чужд возмущающих душу картин , так
доступен детскому воображению и чувству
; давайте « Овсяный кисель » , эту превосходно
переведенную Жуковским ; давайте им некоторые
из народных сказок Пушкина , как, например
« О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой
поэзии , отличается , по причине своей
бесконечной народности , доступностью
для всех возрастов и сословий и заключает
в себе нравственную идею . Не давая детям
в руки самой книги , можно читать им отрывки
из некоторых поэм Пушкина , как , например
, в « Кавказском пленнике » изображение
черкесских нравов , в
« Руслане и
Людмиле » эпизоды битв , о поле
, покрытом мертвыми костями , о богатырской
голове ; в « Полтаве » описание битвы ,
появление Петра Великого ; наконец некоторые
из мелких стихотворений Пушкина , каковы
« Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир
Петра Великого » , « Зимний вечер » ,
« Бесы » , некоторые
из песен западных славян , а для более
взрослых « Бородинскую годовщину » . Не
заботьтесь о том , что дети мало поймут
, но именно и старайтесь , чтобы они как
можно меньше понимали , но больше чувствовали
. Пусть ухо их приучается к гармонии русского
слова , сердца преисполняются чувством
изящного ; пусть и поэзия действует на
них , как и музыка - прямо через сердце
, мимо головы , для которой еще настанет
свое время , свой черед .
Книги , которые пишутся
для детей особенно должны входить в план
воспитания , как одна из важнейшых его
сторон .
Прямое и непосредственное
действие таких книжек должно быть
обращено на чувство детей , а и на их
рассудок , а такими сказками можно так
же назвать сказки Гофмана « Неизвестное
дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей
» и пьесы в « Детских сказках дедушки
Иринея » … Какое богатство детских книг
! « Друг детей » - это перевод немецкой
книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие
мыслительной способности в детях через
постепенное восхождение от легких к более
трудным понятиям , изложенным в сообразной
с ними форме . Цель эта достигается благодаря
хорошему составлению книги . »
Главные доводы
Белинского при определении
4 Требования Белинского
к детским писателям.
« … Нужно
родиться , а не сделаться детским писателем
. Тут требуется не только талант , но и
своего рода гений . Да, много , много нужно
условий для образования детского писателя
: тут нужна душа благодатная , любящая
, кроткая , спокойная , младенчески простодушная
; ум возвышенный , образованный , взгляд
на предметы просветленный , и не только
живое воображение , но и живая поэтическая
фантазия , способная представить все
в одушевленных , радужных образах . Не
говоря уже о любви к детям и о глубоком
знании потребностей , особенностей , оттенков
детского возраста . Детские книги пишутся
для воспитания , а воспитание - великое
дело : им решается участь человека .
… Живая , поэтическая
фантазия есть необходимое условие , в
числе других необходимых условий , для
образования писателя для детей : через
нее и по средством ее должен он действовать
на детей . В детстве фантазия есть преобладающая
способность и сила души , первый посредник
между духом ребенка и вне его находящимся
миром действительности . Дитя не требует
выводов , доказательств и логической
последовательности : ему нужны образы
, краски и звуки . Дитя не любит идей : ему
нужны историйки , повести , сказки , рассказы
. И посмотрите , как сильно у детей стремление
ко всему фантастическому , как жадно слушают
они рассказы о мертвецах , привидениях
, волшебствах . Что это показывает ? - потребность
бесконечного , начало чувства поэзии
, которые находят для себя удовлетворение
пока еще только в одном чрезвычайном
, отличающемся неопределенностью идей
и яркостью красок . Чтобы говорить образами
, надо если не быть поэтом , то , по крайней
мере , быть рассказчиком и иметь фантазию
живую , резвую , радужную . Чтобы говорить
образами с детьми , надо знать детей ,
надо самому быть взрослым ребенком , не
в прошлом значении этого слова , но родиться
с характером младенчески простодушным
. Есть люди , которые любят детское общество
и умеют занять его и рассказом и разговором
, и даже игрою , приняв в ней участие : дети
, со своей стороны , встречают этих людей
с шумной радостью, слушают их со вниманием
и смотрят на них с откровенною доверчивостью
, как на своих друзей . Про такого человека
у нас , на Руси , говорят : это детский праздник
. Вот таких - то « детских праздников »
нужно и для детской литературы. Да - много
, очень много условий ! Такие писатели
, подобно поэтам , родятся , а не делаются
. »
Белинский подвергает
уничтожающей критике « фальшь
и риторику » , современной ему реакционной
дворянской литературы , построенные по
« единому типу » , книги , пересыпанные
нравственными , разжевывающими моральные
истины нравоучениями , которые должны
естественно и органически вытекать из
« дела » , выявляться в
« художественной
жизни образов » , представляться
не в сухих рассказах , а в повествованиях
и картинах , полных жизни , движения , проникнутых
одушевлением , согретых теплотою чувства
.
« … Чем
обычно отличаются повести для
детей ? - дурно склеенным рассказом
, пересыпанным нравственными сентенциями
. Цель таких повестей - обманывать детей
, искажая действительность .
… Пишите , пишите
для детей , но только так , чтобы вашу книгу
с удовольствием прочел и взрослый и ,
прочтя , перенесся бы мечтою в светлые
годы своего младенчества .
Главное дело
, как можно меньше сентенций , нравоучений
и резонерства : их не любят и взрослые
, а дети просто ненавидят . Они хотят в
вас видеть друга , а не наставника , требуют
от вас наслаждения , а не скуки , рассказов
, а не поучений . Дитя веселое, доброе ,
живое , резвое , жадное до впечатлений
, страстное к рассказам , не чувствительное
, а чувствующее .
… Но пока
он еще дитя , дадим ему вполне насладиться
первобытным раем непосредственной теплоты
, полноты бытия , этого полного жизнею
чистотой младенческой радости , источник
, который есть простодушное и целомудренное
единство с рпиродою и действительностью
.
… Итак , если
вы хотите писать для детей , не забывайте
, что они не могут мыслить , но могут только
рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать
, а это очень худо ! Резонерство иссушает
в детях источники жизни , любви , благодати
; оно делает их молоденькими старичками
… Чувство внутреннего , духовного созерцания
истины - есть дар природы , результат счастливой
организации , и развитие этого дара требуем
мы от воспитания и детской литературы
.
… Книги , которые
пишутся для детей , должны входить в план
воспитания , как одна из важнейших его
сторон …
5 Понимание Белинским
специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления
и эстетического восприятия
« Книга есть
жизнь нашего времени . В ней все
нуждаются - и старые , и молодые , и деловые
и ничего не делающие ; дети - также . Все
дело в выборе книг для них , и мы первые
согласны , что читать дурно выбранные
книги для них и хуже и вреднее , чем ничего
не читать : первое зло положительное ,
второе - только отрицательное . Так , например
, в детях , с самых ранних лет , должно развивать
чувство изящного , как один из элементов
человечности .