Поэты и писатели Урала для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.

Содержание

Краткая биографическая справка. 3

Своеобразие творчества. 6

Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8

Работа содержит 1 файл

Евгений Андреевич Пермяк.docx

— 126.23 Кб (Скачать)

     Сказки  умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись  свои сказки. Сказки для маленьких  развивают фантазию детей, несут  определенную дозу информации. С возрастом  объем информации увеличивается. При  помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с  законами, обычаями, взаимоотношениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 
 

     ЛИТЕРАТУРА 
 

  1. Большая Советская  энциклопедия
  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
  3. http://www.modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/
  4. http://lib.rus.ec/a/19683
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

Контрольная работа 

 Уральский государственный  педагогический университет 

 Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы . 

 « Книга есть  жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »

Детские книги - сокровища  духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична .

 Начальные педагогические  требования Белинского - уважение  к ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .

 « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного … » 

 « Лучше совсем  ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную книгу . » 
 

 « Целью детских  книжек должно быть не столько  занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и не понял и не узнал ее .…  

 Преимущественное  развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания . » 

 « Воспитание - великое дело ; им решается участь  человека . »  

2 Познавательное  значение детских книг . 

 Тематика научно - познавательной литературы для  детей . 

 В своем философском  развитии В. Г. Белинский шел  от увлечения идеалистическими  системами в первый период  своей деятельности к материализму  и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .  

 Выяснив народность  произведений великих русских  писателей Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания .  

 « Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и национальные явления . 

 Белинский высказывает  убеждение , что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного , всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как наука о жизни ».  

 «… Для детей  предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества … » 

 « … Если  бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах … » 

3 Расширение круга  детского чтения . 

 Выделение основных  читательско - возрастных групп .  

 Борьба за расширение  круга для детского чтения  позволила Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать для детей . 

 По сути дела  это так же была борьба за  реализм детской литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя .  

 Белинский настаивает  на том , что наилучший путь к искусству для маленького читателя - непосредственное восприятие .  

 «… На детские  книги обычно обращают еще  менее внимания , чем на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .  

 Что же можно  читать детям ? Из сочинений , писанных для всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже практические , житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа ; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов , в 

 « Руслане и  Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » , 

 « Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых « Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое время , свой черед .  

 Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания , как одна из важнейшых его сторон . 

Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги . »  

 Главные доводы  Белинского при определении круга  детского чтения : связь с жизнью , непременная художественность , « глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и , наконец , « истинная народность » .  

4 Требования Белинского  к детским писателям.  

 « … Нужно  родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей , особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .  

 … Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы . И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами , надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются . » 

 Белинский подвергает  уничтожающей критике « фальшь  и риторику » , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела » , выявляться в  

 « художественной  жизни образов » , представляться не в сухих рассказах , а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .  

 « … Чем  обычно отличаются повести для  детей ? - дурно склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая действительность . 

 … Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества . 

 Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее . 

 … Но пока  он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью .  

 … Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы . 

 … Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как одна из важнейших его сторон … 

5 Понимание Белинским  специфики детской литературы . 

1 ) Особенности мышления  и эстетического восприятия ребенка  - читателя . 

 « Книга есть  жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .  

Информация о работе Поэты и писатели Урала для детей