Поэты и писатели Урала для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.

Содержание

Краткая биографическая справка. 3

Своеобразие творчества. 6

Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8

Работа содержит 1 файл

Евгений Андреевич Пермяк.docx

— 126.23 Кб (Скачать)

 Генералы - сухопутные , 

 Адмиралы - воднопутные  

 Вообще всякая  рифма доставляет ребенку особую  радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею : 

 Вот туда , где вода , 

 Вот туда , где вода . 

 Это разве ложка ? 

 Это просто  кошка . 

 Влечение к  рифмованным звукам присуще в  той или иной степени всем  детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия : 

 Галюнчик , малюнчик . 

 Галюха , малюха . 

 Таким образом  , рифма есть , так сказать , побочный  продукт этой неумолимой работы  ребенка над своим голосовым  аппаратом , и продукт чрезвычайно  полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .  

 Детское стихотворчество  - признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками . 

 Я не танк  волоку , 

 Я в галопию скаку ! 

 До четырехлетнего  возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства . 

 На шестом или  чаще всего на седьмом году  жизни они понемногу переходят  от эмоциональных выкриков к  чисто литературным стихам : 

 Лежит рядочком  с брюквой  

 И кажется , вот - вот  

 От счастья  громко хрюкнет  

 И хвостиком  махнет . 

 Стихи для детей  - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей . 

2 Заповеди для  детских поэтов . 

 Основополагающие  принципы , положенные в основу  

 заповедей . 

1 . Учиться у народа . Учиться у детей . 

 В девятнадцать  лет Петр Ершов создал гениальную  книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .  

 Сказки Пушкина  все до одной были сказки  крестьянские и по словарю  и по дикции .  

 Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .  

 Это детские  стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .  

 Единственный  компас для писателей - народная  поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .  

2 . Образность и  действенность  

1 заповедь - графичность . 

 Стихотворения  должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .  

 « Ехали медведи  на велосипеде  

 А за ними  кот задом наперед . 

 А за ним  комарики на воздушном шарике . »  

2 заповедь - наивысшая  смена образов . 

 Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .  

 « Муха криком  кричит ,  

 Надрывается ,  

 А злодей молчит ,  

 Ухмыляется . » 

3 заповедь - словесная  живопись должна быть лирична .  

 Словесная живопись  должна быть лирична .  

 Поэт - рисовальщик  должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .  

 « И сел на  кита Айболит  

 И одно только  слово твердит : 

 Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »  

4 заповедь - подвижность  и переменчивость ритма . 

 Нужна подвижность  и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .  

 « Вон акула  Каракула  

 Распахнула злую  пасть .  

 Вы к акуле  Каракуле  

 Не хотите ли  попасть  

 Прямо в пасть ? »  

3 . Музыка  

5 заповедь - повышенная  музыкальность . 

 Нужна повышенная  музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .  

 « Курица - красавица  у меня жила ,  

 Ах , какая умная курица была . »  

4 . Рифмы . Структура стихов . 

6 заповедь  

 Рифмы в стихах  для детей должны быть поставлены  на самом близком расстоянии  одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .  

 « И сейчас  же к нему из - за елки  

 Выбегают мохнатые  волки :  

 « Садись , Айболит , верхом ,  

 Мы живо тебя  довезем ! »»  

7 заповедь  

 Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .  

 « Таня - Ваня  задрожали - 

 Бармалея увидали .  

 Он по Африке  идет ,  

 На всю Африку  поет : … »  

8 заповедь  

 Каждая строка  детских стихов должна жить  своей собственной жизнью и  составлять отдельный организм .  

 « Солнце по  небу гуляло  

 И за тучку  забежало .  

 Глянул заинька  в окно ,  

 Стало заиньке  темно . »  

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .  

9 заповедь 

 Не загромождать  детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .  

 « У меня  зазвонил телефон . 

- Кто говорит ? 

- Слон .  

- Откуда ?  

- От верблюда .  

- Что вам надо ?  

- Шоколада . »  

10 заповедь  

 Преобладающим  ритмом этих стихов должен  быть непременно хорей .  

 « Дон , дон , дон , дон !  

 Загорелся кошкин дом … »  

6 . Игровые стихи  

11 заповедь  

 Стихи должны  быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .  

 « Жила - была  мышка Мауси . 

 И вдруг , увидела Котауси .  

 У Котауси злые глазауси  

 И злые - презлые  зубауси . »  

12 заповедь  

 Поэзия для  малышей , должна быть и для взрослых поэзией . 

13 заповедь  

 В своих стихах  поэты должны не столько приспосабливаться  к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .  

 Последняя заповедь  прямо призывает детских поэтов  « мало - помалу нарушать многие  из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .  

3 Анализ сказки  К . И . Чуковского «Айболит » 

 В основе поэмы  - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .  

 Доктор Айболит  в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .  

 Идеей сказки  является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом . 

 Создавая сказки  для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .  
 

 Рассмотрим же  сказку на основе заповедей  Чуковского : 

1 . Соблюдена графичность  и образность . 

 « Но вот  перед ним море -  

 Бушует , шумит на просторе . 

 А в море  высокая ходит волна ,  

 Сейчас Айболита  проглотит она … 

 Но тут выплывает  кит : 

 « Садись на  меня , Айболит ,  

 И , как большой пароход ,  

 Тебя повезу  я вперед ! » »  

 Наивысшая смена  образов  

 « Мы живем  на Занзибаре ,  

 В Калахари  и Сахаре ,  

 На горе Фернандо - По , 

 Где гуляет  Гиппо - попо 

 По широкой  Лимпопо » .  

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения . 

 « И пришла  к Айболиту лиса …  

 И пришел к  Айболиту барбос … 

 И прибежала  зайчиха  

 И закричала : « Ай , ай !  

 Мой зайчик  попал под трамвай !  

 Он бежал по  дорожке , 

 И ему перерезало  ножки ,  

 И теперь он  больной и хромой ,  

 Маленький заинька  мой ! » 

 Вместе с его  героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .  

4 . Подвижность и  переменчивость ритма . 

 « Но вот , поглядите , какая - то птица  

 Все ближе и  ближе по воздуху мчится . 

 На птице , глядите , сидит Айболит  

 И шляпою машет  и громко кричит : 

 « Да здравствует  милая Африка ! » »  

5 . Музыкальность  поэтической речи . 

 « Вот и Гиппо , вот и Попо ,  

 Гиппо - попо, Гиппо - попо ! 

 Вот идет Гиппопотам .  

 Он идет от  Занзибара ,  

 Он идет к  Килиманджаро -  

 И кричит он , и поет он : 

 « Слава , слава Айболиту !  

 Слава добрым  докторам ! » »  

 Песня гиппопотама  звучит , как гимн для докторов . 

6 . Рифмы находятся  в ближайшем соседстве . 

 « И акула  Каракула  

 Правым глазом  подмигнула  

 И хохочет , и хохочет ,  

Информация о работе Поэты и писатели Урала для детей