Поэты и писатели Урала для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.

Содержание

Краткая биографическая справка. 3

Своеобразие творчества. 6

Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8

Работа содержит 1 файл

Евгений Андреевич Пермяк.docx

— 126.23 Кб (Скачать)

 Нет ничего  столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .  

 Для детей предметы  те же что и для взрослых  людей , только изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении …  

 … Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки … 

 … Пусть ухо  их приучается к гармонии русского  слова , сердца переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . »  

 Борьба против  антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе .  

 « Чем обыкновенно  отличаются , например , повести для детей ? - Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое хорошее действие награждается …» 

 Такая антихудожественная  литература оказывает крайне  вредное воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей , наставников .  

 « Книги для  детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех … »  

3) Особенности языка  детских книг . 

 Большое внимание  Белинский уделял языку и слогу  детских книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .  

 Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте » .  

 « Детские книги  должны отличаться особенною  легкостью , чистотою и правильностью языка …  

 Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых …  

 Книга должна  быть написана просто , умело , без излишних потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе , обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью …  

 Целью детских  книжек должно быть не столько  занятие детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и не узнал ее . »  

 К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы . 

 От двух до  пяти . 

1 О особенности  детской речи .  

 Подражание и  творчество .  

 Каждый маленький  ребенок есть величайший труженик  нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .  

 Ребенок всего  за три года - от двух до пяти  лет осваивает основные богатства  родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .  

 У двух летних  и трех летних детей такое  чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны : 

 « сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .  

 Сплошь и рядом  случается , что ребенок изобретает  слова , которые уже есть в  языке , но неизвестны ни ему  , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек ) 

 Чудесно овладевает  детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет лошадку -  

 « лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван » .  

 Когда трех  летняя Нина впервые увидела  в саду червяка , она зашептала в испуге :  

- Мама , мама , какой ползук !  

 Неосознанное  мастерство .  

 Переиначивая  наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) . 

 Такое неосознанное  словесное творчество - один из  самых изумительных феноменов  детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .  

 Чтобы воспринять  наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .  

 С двух лет  всякий ребенок становиться на  короткое время гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка .  

 Когда мы говорим  о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .  

 Народная этимология . 

 В большинстве  случаев дети только к тому  и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей : 

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной . 

 Леля называет  сухарик - кусариком . 

* - У мамы сердечко  болело , и она пила болерьянку . 

 Развитие речи  ребенка являет собой единство  подражания и творчества . 

 Осмысление речи  бессмыслицей . 

 Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .  

 Царь дрожащего  творенья - « Царь , дрожащий от варенья ». 

 Властелин души  моей - « Пластилин души моей  » .  

 Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » . 

 Путем минимального  изменения в звуковой структуре  непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) . 

 Эти языковые  процессы в речи детей занимают  не последнее место .  

 Действенность .  

 Ребячьи слова  в большинстве случаев изображают  предметы исключительно со стороны  действия .  

 « строганок » - то , чем строгают  

 « копатка » - то , чем копают  

 « лизык » - то , что лижет  

 « колоток » - то , чем колотят  

 Всюду выдвинута  на первое место действенная  функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику . 

 Завоевание грамматики . 

 За - вы - на - рас - об  

 Велико у детей  тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные . 

- часы часикают  

- я намакаронился 

- видишь , как я хорошо приудобился  

- погоди , я еще не отсонился  

 В этих глаголах  восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .  

 Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .  

 Мама , отпачкай мне рубашку ! 

 Льзя - нельзя  

 Любопытная особенность  детских приставок : они никогда  не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый . 

- Я сперва боялся  трамвая , а потом вык , вык и привык . 

- Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !  

- Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !  

 Он и она  

 Замечательна  чуткость ребенка к родовым  окончаниям слов. 

 Здесь он особенно  часто вносит коррективы в  нашу речь .  

- Я не черепаха , я черепах . 

- Синица - синиц . 

- Русалка - русал . 

 Прилагательные  

 Имена прилагательные  сравнительно редко встречаются  в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .  

- Червячее яблоко  

- Клевачий петух  

- Махучий хвост  

 Скрещивание слов  

- Моя чашка такая  блистенькая  

 В этом слове  слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .  

 Дети по инерции  могут создать из любой глагольной  формы любую глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые . 

Информация о работе Поэты и писатели Урала для детей