Поэты и писатели Урала для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных.

Содержание

Краткая биографическая справка. 3

Своеобразие творчества. 6

Значение региональной поэзии и прозы в воспитании
детей дошкольного возраста. 8

Работа содержит 1 файл

Евгений Андреевич Пермяк.docx

— 126.23 Кб (Скачать)

- Начальная школа  - это где начальники учатся ?  

 Типичные ошибки  детей  

 Среди детских  местоимений особым своеобразием  отличаются притяжательные . 

- Этажерка - эта жерка , та жерка  

- Табуретка - та буретка и эта буретка  

 Труднее всего  малым детям даются капризные  формы разноспрягаемых глаголов . 

- Папа воевает  

- Мы сплим  

- Лампа зажгита  

 Анализ языкового  наследия взрослых  

 Дети вообще  буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза . 

- Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )  

- Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету . 

 Тут все дело  в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .  

 Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .  

 Ребенок усваивает  нашу « взрослую » речь не  только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :  

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими . 

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений . 

 И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы . 

- Я в школу  не пойду , там на экзамене ребят режут . 

 Ложное истолкование  слов  

 Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам . 

- Двойняшки - два  ( мальчика ) Яшки . 

 Слово отождествляется  с вещью  

 Слово часто  имеет в сознании ребенка такой  же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .  

 Фонетика  

 Ребенок добирается  до правильного произношения  слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции . 

 Кооператив : 

 пиф  

 пиф - пиф  

 апиф  

 капиф  

 каапиф  

 патиф  

 копатиф  

 кооператив  

 Роль фантазии  и сказки в воспитании детей .  

 О необходимости  развивать детскую фантазию при  помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей : 

 « Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно » .  

 Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .  

 Сказка делает  свое дело : помогает ребенку ориентироваться  в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .  

 Сказка нужна  ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период .  

 Необходимо использовать  тяготение ребенка к сказке , чтобы  развить , укрепить , обогатить и  направить их способность к  творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .  

 Основное воспитательное  значение сказки . 

 Цель сказочников. 

 Теперь уже  считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .  

 Цель сказочников  заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .  

 Наша задача  заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек . 

 Только эта  способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …  

 Специфика детского  словотворчества . 

 Роль игровых  стихов в творчестве ребенка  

 « Путаницы  » не только не мешают ребенку  ориентироваться в окружающем  мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .  

 жабы по небу  летают  

 рыбы по полю  гуляют 

 мыши кошку  изловили … 

 Все нелепицы  ощущаются ребенком именно как  нелепицы . Он ни на минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку :  

 Полтора молока  чистого кувшина . 

 Гладь , из - под собаки лают ворота . 

 Мужик схватил  собаку и давай бить палку  

 Существует немало  детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума . 

 Будем кушать  на диване , а спать на столе . 

 Наденем фуражку  на ноги , а сандали на голову . 

 Возьмем дверь  и откроем ключ . 

 Это проявление  детского юмора и в то же  время познавательное отношение  к миру . 

 Это стремление  создавать перевертыши - у здорового  ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .  

 Педагогическая  ценность перевертышей . 

 Играть в детстве  - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .  

 Польза подобных  стихов и сказок очевидна : за  каждым « не так » ребенок  живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я не стану искать землянику . »  

 В этом проверочном  испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .  

 В перевертышах  можно выделить следующие разделы : 

1 . Перевертыши большого  и малого ( малому приписываются качества большого : - комарище упавший с дуба ) 

2 . Перевертыши холодного  и горячего ( холодному приписываются качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )  

3 . Перевертыши еды  ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )  

4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову ) 

5 . Перевертыши явлений  природы ( - море горит )  

6 . Перевертыши ездока  и коня ( - конь едет верхом ) 

7 . Перевертыши телесных  недостатков (- слепые видят ) 

8 . Перевертыши действующих  лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )  

 Вовлекая ребенка  в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .  

 Перевертыши есть  такое же порождение игр . 

 Воспитать в  ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами . 

 У ребенка вообще  есть великая потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания . 

 Как дети слагают  стихи . 

 Среди многочисленных  методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .  

 По представлению  ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :  

 Вчера была  сырая погода  

 А разве сегодня  вареная ? 

 Это вода стоячая  

 А где же  лежачая ?  

 Такие словесные  пары являются для ребенка  не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :  

 Расскажи начало , а кончала не надо . 

 Две открытки  и одна закрытка  

 Желток - белток  

 В этих рифмах  нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка . 

 Всюду сказывается  стремление ребенка рифмовать  слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .  

Информация о работе Поэты и писатели Урала для детей