Обзор литературы и методология диссертационного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы диссертации. Логическое совершенствование законов — необходимая предпосылка улучшения их качества, облегчения процесса их применения и толкования, повышения эффективности действия. Особую значимость проблемы логического совершенствования законов приобретают в условиях реформирования правовой системы Республики Беларусь.
К сожалению, приходится констатировать, что серьезные реформы законодательства Республики Беларусь проводятся без достаточно глубокой научной обоснованности. Законотворческий процесс осуществляется зачастую без учета логической природы и специфики закона. В связи с этим законы Республики Беларусь содержат множество противоречий, иных логических изъянов и дефектов. Все это негативно сказывается на качестве законов, осложняет процесс их применения и снижает эффективность действия.

Содержание

Общая характеристика работы.....................................................3
Глава 1. Обзор литературы и методология диссертационного исследования.............................................................................9
1.1. Обзор литературы по проблемам логики закона.............................9
1.2. Общая концепция диссертационного исследования....................... 15
1.3. Методология диссертационного исследования............................. 16
Глава 2. Логическая характеристика элементов содержания закона и их системы..............................................................................20
2.1. Логико-юридическая природа и специфика понятий закона........ ....20
2.2. Логическая характеристика правовых предписаний закона.............30
2.2.1. Логическая природа правовых предписаний закона
и их основные логические характеристики...............................30
2.2.2. Логическая структура нормативных правовых
предписаний закона ..........................................................43
2.3. Основные логические особенности содержания закона..................52
2.3.1. Соответствие содержания закона основным
социальным закономерностям.............................................. ...53
2.3.2. Формально-логическая определенность и единство содержания
закона............................................................................58
2.3.3. Логическая непротиворечивость и согласованность правовых
предписаний закона и системы законодательства в целом.............64
Глава 3. Логические особенности форм выражения закона ...........73
3.1. Логический анализ языковой знаковой системы закона................73
3.1.1. Понятие языковой знаковой системы закона и ее основные
характеристики............................................................. ...73
3.1.2. Логика внутрисистемных трансформаций языковой знаковой
системы закона...............................................................77
3.1.3. Логика приложения языковой знаковой системы закона............82
3.2. Логическая структура закона.
Заключение.
Список использованных источников.......................................93

Работа содержит 1 файл

Логическая характеристика элементов содержания закона.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

В качестве основных логических особенностей содержания закона, т.е. системного единства всех его содержательных элементов, могут быть названы следующие его характеристики: соответствие содержания закона основным социальным закономерностям; формально-логическая определенность содержания закона; логическая целостность и единство содержания закона; логическая непротиворечивость и согласованность правовых предписаний закона и системы законодательства в целом.

 

 

 

ГЛАВА 3

ЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ ЗАКОНА

 

Целью данной главы диссертации  является определение логических особенностей языковой и структурной форм выражения  закона.

 

3.1. Логический  анализ языковой знаковой системы  закона

 

3.1.1. Понятие языковой знаковой системы закона и ее основные характеристики

 

Основной формой выражения  содержания закона является языковая. Связь содержания закона с языковой формой его выражения неразрывна: именно посредством естественного  языка осуществляется материализация и реализация содержания закона.

В последнее десятилетие  в теории права значительно возросло число исследований, посвященных  проблемам установления особенностей языкового выражения закона и законодательства в целом438. Однако следует отметить, что многие аспекты языковых проблем закона и законодательства по-прежнему не подвержены глубокому научному изучению. Исходя из специфики предмета нашего исследования, в данной главе диссертации мы предпримем попытку осуществить вначале семиотический, а затем - логический анализ языковой формы выражения закона с целью определения ее основных логических особенностей.

Возможность применения семиотического анализа к языковой форме выражения закона в советской  юридической литературе впервые  была отмечена Е.А. Прянишниковым. Он определил закон как вторичную моделирующую знаковую систему, основанную на знаковой системе естественного языка5. Однако Е.А. Прянишников ограничил свое исследование лишь тем, что определил особенности некоторых знаков, которые используются в тексте закона, предложил применить к изучению права три раздела семиотики и соответственно разработать: правовую семантику, исследующую отношение норм права к действительности, которую они отражают и регулируют; правовую синтактику, исследующую правила согласованности и увязки правовых норм друг с другом; правовую прагматику, исследующую восприятие и понимание норм права лицами и органами, которым они адресованы439.

К сожалению, данное направление  и по сей день не получило системного развития в юридической науке, хотя еще основоположник семиотики Ч.У. Моррис подчеркивал универсальный характер этой науки, указывал на возможности ее применения в науках, изучающих языковые знаковые системы, в том числе и в юриспруденции440.

Современную семиототику  принято определять как науку о знаках и знаковых системах441. При этом под знаком понимается чувственно воспринимаемый предмет, который указывает на другой предмет, отсылает к нему воспринимающего (интерпретатора знака). Каждый знак обладает предметным и смысловым значением. Предметное значение - это способность знака отсылать к другому предмету, обозначать этот предмет, а смысловое значение - это образ, который знак вызывает в памяти воспринимающего. Предметным значением знак обладает лишь через посредство смыслового. Знак, предмет, к которому знак отсылает, смысловое значение знака и интерпретатор знака в совокупности образуют знаковую ситуацию442.

Под знаковой системой в  современной семиотике понимается «система знаков, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами, приданными либо имманентно присущими данной системе»5. Сущность знаковой системы заключается в том, что знаки, функционируя по правилам этой системы, выводятся на качественно иной уровень, трансформируются в новое содержание. Каждая знаковая система обладает следующими основными характеристиками: базисными и производными знаками, функциональными элементами системы, метаязыком системы, логиками оперирования системой, а также системой записи правил и операций знаковой системы5. Руководствуясь критерием базисного знака, в семиотике принято выделять пять основных типов знаковых систем: естественные знаковые системы; образные знаковые системы; языковые знаковые системы; знаковые системы записи и кодовые знаковые системы.

Языковая форма выражения содержания закона также может быть рассмотрена, как верно было отмечено Е.А. Прянишниковым, в качестве вторичной моделирующей языковой знаковой системы, основанной на знаковой системе естественного языка. С целью упрощения терминологии, в настоящей работе мы будем использовать термин «языковая знаковая система закона», подразумевая под ним систему знаков, содержащихся в тексте закона и приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами, присущими данной системе443.

Знаковая система закона, будучи языковой, обладает всеми характерными чертами языковой знаковой системы, а также рядом особенностей, обусловленных спецификой содержания и юридической природы закона.

Базисным знаком, т.е. первичной единицей языковой знаковой системы закона, является слово. Из базисных единиц по определенным правилам грамматики, прагматики и другим правилам метаязыка знаковой системы закона образуются знаки более высоких уровней, т.н. составные производные знаки, а именно: сложные слова, словосочетания, предложения разной сложности, синтагмы, содержащиеся в тексте закона. Слово как базисный знак является не только компактным квантом информации, обладающим большим зарядом обобщения, но «это еще знак с огромной потенцией при изменении формы получить дополнительное значение»444. Этот знак обладает очень широкими морфологическими и синтаксическими возможностями, обусловливающими широкий спектр развития базисных и производных знаков языковой системы в парадигматическом и синтагматическом направлениях.

Языковые знаки могут быть рассмотрены в различных аспектах. Во-первых, все они что-то обозначают, называют (сигматический аспект); во-вторых, они имеют определенный смысл (семантический аспект); в-третьих, они находятся в определенных связях с другими знаками (синтаксический аспект); в-четвертых, они являются средствами передачи информации и коммуникации людей (прагматический аспект). Основной спецификой языковых знаков знаковой системы закона является доминирующее значение их прагматической функции, обусловленное регулятивной функцией права. В современном языкознании принято четко отграничивать прагматические аспекты языка от других его аспектов. Г. Клаус, исследовавший прагматические функции языка, указывал на способность знаков информировать, вдохновлять, организовывать людей, давать им приказы, запрещать или разрешать что-либо, т.е. управлять другими системами445. Языковая знаковая система закона прежде всего является средством передачи его нормативного содержания, правовой информации, имеющей прагматическую направленность - регулирование общественных отношений.

Языковая знаковая система  закона имеет также целый класс  функциональных элементов - знаков, предназначенных не для шифровки действительности, а для правильной организации материала внутри самой системы, установления связей между ее значимыми элементами - базисными и производными знаками. Поскольку языковая знаковая система закона обладает высокой степенью формализованности (намного выше, чем в естественных языковых знаковых системах), класс ее функциональных элементов достаточно обширен. В него прежде всего входят все те функциональные слова естественного языка (союзы, артикли и т.д.) и все знаки препинания, которые используются в тексте закона. Служебные слова естественного языка являются своеобразными «логическими направляющими»446, способствующими установлению внутрисистемных связей, поэтапному логическому развертыванию мысли в законодательном тексте.

Специфическими функциональными  элементами языковой знаковой системы  закона являются разделительные, указывающие и отсылающие знаки, Особенно многочисленна в знаковой системе закона группа разделительных знаков. К их числу относится деление текста закона на разделы, главы, статьи, пункты и т.д. В качестве разделительных знаков закона выступают также все буквы алфавита или цифры, посредством которых выделяются отдельные пункты, а также слова типа «раздел», «глава», «статья» и т.п. В качестве указывающих знаков в знаковой системе закона используются слова, составляющие его название, а также названия его структурных частей: разделов, глав, статей и т.п. А в качестве отсылающих знаков в законе употребляются слова, которые отсылают субъектов права (интерпретаторов) к другим местам данного или иных законов. Специфической особенностью указывающих и отсылающих знаков закона является их одновременная принадлежность к базисным либо производным знакам (нечто обозначающим), с одной стороны, и к функциональным знакам, предназначенным для правильного функционирования системы, с другой.

Из сказанного выше о  знаках языковой знаковой системы закона вытекает одно очень важное для законодателя правило: текст закона не должен содержать элементов, не обладающих знаковым либо функциональным значением.

Важнейшей характеристикой  языковой знаковой системы закона, как и любой другой знаковой системы, является ее метаязык. Метаязык знаковой системы - это зафиксированный алгоритм ее функционирования. Он определяет, каковы базисные знаки системы; как они соединяются в знаки более высокой иерархии; какие при этом происходят морфологические изменения в базисных знаках; как все эти знаки собираются в предложения, отрывки и синтагмы; какие операции при этом можно и нужно производить со знаками 447. Чем более абстрактна знаковая система, тем важнее для нее хорошо разработанный и однозначный метаязык.

Метаязык языковых знаковых систем, в том числе и знаковой системы закона, состоит из четырех частей: словообразования, морфологии, синтаксиса и правил составления синтагм. Метаязык языковых систем известен как грамматика языка. Только самая последняя из указанных частей - операции над языковыми знаками при составлении синтагматических отрезков - не разработан в грамматиках.

Метаязык каждой знаковой системы строится на основе логик  ее оперирования. А. Соломоник выделяет три типа таких логик. Во-первых, логику соответствия между тем, что отражено в знаковой системе и тем, что объективно происходит во внесистемном мире, т.е. соответствия между отражаемым и отраженным. Во-вторых, логику внутрисистемных трансформаций, т.е. логику действия самой знаковой системы. В-третьих, логику приложения системы, изменяющую результат действия знаковой системы в направлении определенной ее аппликации 448.

В   языковых  знаковых системах три указанных типа логики имеютодинаковую значимость. Спецификой же языковой знаковой системы закона как системы более формализованной, нежели естественный язык, является доминирование логики приложения системы. Данная особенность обусловлена прежде всего регулятивной функцией права, формой выражения которого является закон, его прагматическим назначением. Рассмотрим сущность каждой из названных логик языковой знаковой системы закона.

В связи с тем, что  во второй главе настоящей работы подробно исследовалась проблема соответствия содержания закона объективным закономерностям общественного развития, при характеристике логики соответствия между отражаемым и отраженным в языковой знаковой системе закона мы ограничимся лишь указанием следующего. Как было показано выше, содержание закона никогда не бывает полностью адекватным регулируемым им общественным отношениям. Оно имеет определенную меру адекватности, которая должна обязательно учитываться и соблюдаться законодателем. Соответственно и языковая знаковая система закона - языковая форма выражения его содержания - характеризуется отсутствием полного, адекватного соответствия между знаками, содержащимися в тексте закона, и явлениями правовой действительности, ими отражаемыми.

 

3.1.2. Логика внутрисистемных трансформаций языковой знаковой системы закона

 

Вторым типом логики языковой знаковой системы закона является логика применения заложенных в ее метаязыке правил действия системы.

Логика внутрисистемных  трансформаций (логика действия) языковой знаковой системы отлична от классической формальной логики, изучающей формы человеческого мышления. Данная концепция имеет много сторонников среди современных логиков и лингвистов 449. Классическая формальная логика имеет свой предмет исследования, свои методы, свой понятийный аппарат и свою символику - и все это отлично от соответствующих категорий логики действия языковых знаковых систем. Хотя обе указанные логики связаны между собой, пересекаются и опираются друг на друга, они представляют собой различные научные направления.

Например, А. Соломоник  отмечает следующие их различия. Методами анализа классической формальной логики являются силлогизмы, которые накладываются на высказанную мысль, формируют и проверяют ее правильность. Метод же логики действия языковой системы проявляется в анализе правильности той или иной лингвистической протяженности и ее соответствия правилам языка. В классической формальной логике единицей анализа является мысль, сформулированная в виде силлогизма, а в языке - предложение или высказывание. В классической формальной логике основными единицами смысла являются субъект и предикат, в языке соответственно - подлежащее и сказуемое. Наконец, существует специальная символика для обозначения логических связей и отдельная символика для анализа языковых отрезков и выражения структуры предложений. Таким образом, языковые конструкции существуют самостоятельно, живут по своим собственным логическим законам, отличным от законов формальной логики. Вместе с тем это не означает абсолютной изолированности языка от правил формальной логики. Такая автономизация осуществляется лишь в аспекте логико-языкового анализа, способствующего решению тех проблем, которые невозможно решить лишь средствами традиционного формально-логического анализа 450.

Логика внутрисистемных  трансформаций языковой знаковой системы закона имеет своим базисом общие правила метаязыка любой языковой системы. К их числу относятся правила словообразования, морфологии, синтаксиса, разработанные грамматикой, и правила составления синтагматических частей. Помимо этого языковой знаковой системе закона присущи свои, специфические метаязыковые черты.

К их числу прежде всего  относится особая стилистика законодательных текстов. Законодательным текстам присущ официально-деловой стиль, а точнее - такая его разновидность, как официально-документальный стиль451. В юридической литературе высказывалось предложение подразделить официально-документальный стиль законодательства на виды, которые определялись бы типом законодательного произведения, его объемом и направленностью. В частности, предлагалось выделить в самостоятельные группы стиль кодифицированных актов и стиль текущего законодательства452. Представляется, что в такой градации официально-документального стиля нет нужды, поскольку кодифицированные и некодифицированные нормативные акты отличаются не по стилю, а по иным параметрам: логической структуре, объему и др.

Информация о работе Обзор литературы и методология диссертационного исследования