Обзор литературы и методология диссертационного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы диссертации. Логическое совершенствование законов — необходимая предпосылка улучшения их качества, облегчения процесса их применения и толкования, повышения эффективности действия. Особую значимость проблемы логического совершенствования законов приобретают в условиях реформирования правовой системы Республики Беларусь.
К сожалению, приходится констатировать, что серьезные реформы законодательства Республики Беларусь проводятся без достаточно глубокой научной обоснованности. Законотворческий процесс осуществляется зачастую без учета логической природы и специфики закона. В связи с этим законы Республики Беларусь содержат множество противоречий, иных логических изъянов и дефектов. Все это негативно сказывается на качестве законов, осложняет процесс их применения и снижает эффективность действия.

Содержание

Общая характеристика работы.....................................................3
Глава 1. Обзор литературы и методология диссертационного исследования.............................................................................9
1.1. Обзор литературы по проблемам логики закона.............................9
1.2. Общая концепция диссертационного исследования....................... 15
1.3. Методология диссертационного исследования............................. 16
Глава 2. Логическая характеристика элементов содержания закона и их системы..............................................................................20
2.1. Логико-юридическая природа и специфика понятий закона........ ....20
2.2. Логическая характеристика правовых предписаний закона.............30
2.2.1. Логическая природа правовых предписаний закона
и их основные логические характеристики...............................30
2.2.2. Логическая структура нормативных правовых
предписаний закона ..........................................................43
2.3. Основные логические особенности содержания закона..................52
2.3.1. Соответствие содержания закона основным
социальным закономерностям.............................................. ...53
2.3.2. Формально-логическая определенность и единство содержания
закона............................................................................58
2.3.3. Логическая непротиворечивость и согласованность правовых
предписаний закона и системы законодательства в целом.............64
Глава 3. Логические особенности форм выражения закона ...........73
3.1. Логический анализ языковой знаковой системы закона................73
3.1.1. Понятие языковой знаковой системы закона и ее основные
характеристики............................................................. ...73
3.1.2. Логика внутрисистемных трансформаций языковой знаковой
системы закона...............................................................77
3.1.3. Логика приложения языковой знаковой системы закона............82
3.2. Логическая структура закона.
Заключение.
Список использованных источников.......................................93

Работа содержит 1 файл

Логическая характеристика элементов содержания закона.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Перед законодателем  всегда стоит сложная задача: вместить широкое поле информации в краткий, лаконичный текст. Лаконичность закона не должна достигаться за счет ограничения его содержания. Законодатель прежде всего должен исходить из содержательной полноты и целостности, логической завершенности текста закона. «Краткость, - отмечал Р. Иеринг, - одно из неоценимейших качеств законодателя. Но краткость заключается не в малом количестве слов, содержащихся в законе, а в интенсивности, глубине высказываемых им мыслей»471.

Таким образом, логика приложения языковой знаковой системы закона преобразует ее в аспектах ясности и простоты, понятности, точности и лаконизма законодательного языка, создавая тем самым оптимальные условия  для  правильного понимания и толкования законов, их единообразного исполнения и применения.

 

3.2. Логическая  структура закона

 

С целью определения  логической структуры (структурной формы) закона нам представляется необходимым проанализировать позиции авторов, исследовавших более общую проблему - определения структуры нормативного правового акта.

Проблема определения  логической структуры нормативного правового акта неоднозначно решается в современной теории права: отсутствует единство как в определении данного понятия, так и в обозначении первичных и основных элементов структуры нормативного акта.

Большинство авторов  исследует эту проблему в аспекте  законодательной техники и определяет логическое конструирование нормативных правовых актов как целесообразное распределение в них нормативных (и ненормативных) правовых предписаний и иных формально-правовых атрибутов 472. В качестве основных элементов логической структуры нормативного акта сторонники данного подхода называют следующие элементы: указание формы, в которую облекается акт; название органа, принявшего акт; наименование акта; преамбула акта; постановляющая часть акта с соответствующим подразделением на разделы, главы, статьи, пункты, абзацы; указание на последствия несоблюдения предписаний акта и порядок ответственности; указание об отмене других актов; время издания акта и вступления его в силу; подписи соответствующих должностных лиц. Таким образом, в логическую структуру нормативного акта включаются такие семантически неоднородные элементы, как элементы содержательного характера, формируемые нормативными и ненормативными предписаниями, и элементы формального характера (правовые атрибуты акта).

Иной подход к определению логической структуры нормативного акта предложен Г.Т. Чернобель473. Он исходит из семантического единства основных элементов логической структуры нормативного акта. Понятие логической структуры нормативного правового акт" Г.Т. Чернобель определяет как «способ построения, организации их содержания с помощью определенной системы знаков,  обеспечивающей сенсуальное восприятие нормативного как идеального явления»474. К числу основных элементов логической структуры нормативного акта он относит следующие: 1) обоснование правовой регламентации определенного вида или комплекса общественных отношений; 2) конкретные нормативные императивы; 3) гарантирование, обеспечение нормативных императивов посредством их санкционирования475. Таким образом, в логическую структуру нормативного акта Г.Т. Чернобель включает лишь однородные по своей семантической природе элементы - элементы содержательного характера. Формально-правовые атрибуты, обладающие иной семантической природой, выносятся им за рамки логической структуры нормативного акта.

Некоторые авторы, исследуя логическую структуру нормативного правового акта, связывают ее в  первую очередь с языковой и текстуальной формой акта476. Логико-композиционная структура законодательного текста определяется данными авторами как форма, в которую облекается содержание законодательного произведения посредством его внешнего членения на отдельные составные части. В качестве основных элементов логической структуры нормативного акта указанными авторами называются следующие: композиционные реквизиты (автор законодательного текста, указание на цели и задачи его принятия, время издания акта, порядковый номер акта, заголовок законодательного произведения, указание срока действия акта, подписи соответствующих должностных лиц) и непосредственный текст нормативного акта13. Основное внимание сторонники данного подхода уделяют логико-структурной организации текста нормативного правового акта. В частности, ими указываются следующие основные требования к структурной организации текста законодательного произведения: последовательная дифференцированность нормативного материала в тексте посредством его членения на абзацы, статьи, главы, разделы; расположение материала в логической последовательности; органическая связь отдельных частей текста и др.

В.М. Коган, исследуя логическую структуру нормативного правового  акта, характеризует ее главным образом  с позиций формальной логики, не выявляя при этом конкретной специфики  данной структуры477.

Следует также отметить, что в юридической литературе было высказано мнение о различии структур нормативных правовых актов разных иерархических уровней. В частности отмечалось, что структуры актов, принятых законодательными органами, характеризуются более четким и организованным построением, нежели структуры нормативных актов более низких иерархических уровней478.

В современной теории права отсутствует также единство и в определении первичных элементов логической структуры нормативных правовых актов. Одни авторы называют первичным элементом этой структуры правовое предписание479, другие - статью нормативного акта480.

Таким образом, следует  отметить, что в современной юридической  литературе логическая тектоника нормативных  правовых актов разработана недостаточно полно, не специфицирована, не определены ее основополагающие принципы. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно определить понятие логической структуры закона, ее первичные и основные элементы.

Логическая структура  закона - это способ организации  его содержания посредством языковой знаковой системы. Логическая структура закона - это его логическая форма, которая выступает способом существования содержания закона, делает возможным его знаковое выражение и преобразование.

Первичным элементом  логической структуры закона является, на наш взгляд, статья закона. Таким образом, первичные элементы структуры закона - его статьи, отличны от первичных и основных элементов его содержания - понятий и правовых предписаний.

Будучи формой закона, логическая структура закона определяется структурой его содержания. Логическая структура закона формируется двумя группами семантически неоднородных элементов. Первая группа состоит из предписаний нормативного и ненормативного характера. Именно элементы этой группы носят содержательный характер, выражают содержание закона. Безусловный приоритет в этой группе принадлежит предписаниям нормативного характера, поскольку они формируют две основные части структуры закона: постановляющую и санкционирующую.

Вторая группа элементов  логической структуры закона состоит  из формально-правовых атрибутов, имеющих иную семантическую природу, нежели нормативные и ненормативные предписания. Формально-правовые атрибуты не выражают содержания закона, не несут никакой содержательной нагрузки. Они выполняют вспомогательную информационную функцию, свидетельствуют об официальном характере закона и его юридической силе. Однако это обстоятельство не может являться основанием исключения формально-правовых атрибутов из логической структуры закона. Нельзя согласиться с Г.Т. Чернобель, отстаивающим принцип логического единства структуры нормативного акта на уровне его основных семантических параметров5. Исключение формально-правовых атрибутов из логической структуры нормативного акта лишает его необходимых информационных элементов, превращает его в изолированный текст законодательного произведения.

Основными частями логической структуры закона являются следующие: 1) преамбула; 2) постановляющая часть; 3) санкционирующая часть. Указанные части структуры закона формируются элементами содержательного характера: преамбула - ненормативными правовыми предписаниями, а постановляющая и санкционирующая части — нормативными правовыми предписаниями.

Помимо частей, формируемых  элементами содержательного характера,    логическая   структура   закона   содержит   следующие    формальноправовые атрибуты (реквизиты): 1) название органа, принявшего закон; 2) название закона, обозначающее предмет правового регулирования (заголовок); 3) указания об отмене других нормативных правовых актов; 4) дата, место издания закона и время вступления его в юридическую силу, его регистрационный номер; 5) подписи соответствующих должностных лиц.

Таким образом, языковая форма выражения закона является своеобразной языковой знаковой системой, основанной на знаковой системе естественного языка. Ее можно определить как систему знаков, содержащихся в тексте закона, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами, имманентно присущими данной системе. Языковая знаковая система закона характеризуется наличием базисных знаков - слов, из которых образуются более сложные производные знаки - сложные слова, словосочетания, предложения различной сложности, синтагмы, а также наличием большого числа функциональных элементов: функциональных слов естественного языка, знаков препинания, разделительных, указывающих и отсылающих знаков. Метаязык языковой знаковой системы закона состоит из четырех частей: словообразования, морфологии, синтаксиса и правил составления синтагм.

Основными логическими  характеристиками языковой знаковой системы закона являются три логики ее оперирования: логика соответствия между отражаемым и отраженным, логика внутрисистемных трансформаций (логика действия системы) и логика ее приложения. Спецификой языковой знаковой системы закона является доминирование ее прикладной логики, что обусловлено регулятивной функцией права, его прагматическим назначением.

Логика соответствия между отражаемым и отраженным в  языковой знаковой системе закона характеризуется  отсутствием полного, адекватного соответствия между языковыми знаками, содержащимися в тексте закона, и объективной правовой действительностью. Логика внутрисистемных трансформаций языковой знаковой системы закона наряду с общими пра-вилами метаязыка любой языковой системы характеризуется особой стилистикой законодательного текста: официально-документальным стилем. Логика приложения языковой знаковой системы закона преобразует ее в аспектах ясности, понятности, простоты, точности и лаконизма законодательных текстов.

Логическая структура  закона есть способ организации его содержания посредством языковой знаковой системы. Первичными элементами логической структуры закона являются его статьи, а основными частями выступают: преамбула, постановляющая и санкционирующая части, которые формируются основными элементами содержания закона - ненормативными (преамбула) и нормативными правовыми предписаниями. Помимо частей, формируемых элементами содержательного характера, логическая структура закона содержит следующие формально-правовые атрибуты (реквизиты): название органа, принявшего закон; название закона (заголовок); указания об отмене других нормативных правовых актов; дата, место издания закона и время вступления его в юридическую силу, его регистрационный номер; подписи соответствующих должностных лиц.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1. Первичные элементы  содержания закона - его понятия  - имеют двойственную логико-правовую  природу, в связи с чем обладают  как логическими признаками, присущими им в качестве форм мышления, так и юридическими признаками, характеризующими их как разновидность правовых понятий. Наряду с данными признаками понятия закона обладают рядом специфических логических черт, а именно: точной определенностью и постоянством содержаний; константностью форм языкового выражения в тексте закона; непротиворечивостью и логическим единством. Отмеченные логические особенности понятий закона должны обязательно учитываться в законотворческом процессе и обеспечиваться при помощи следующих средств: применения логической процедуры дефинирования понятий закона, осуществляемой легальным, прикладным либо научным способом; использования только одного и всегда одинакового языкового выражения для фиксации понятия в тексте закона; учета логической взаимосвязанности и взаимозависимости системы законодательных понятий при внесении любых изменений в эту систему481.

2. Основные элементы  содержания закона - его правовые  предписания - в отличие от норм права, относящихся к категории логических норм, имеют различную логическую природу. Это различие обусловлено наличием либо отсутствием у них признака нормативности. Ненормативные правовые предписания закона относятся к логической категории суждений и обладают всеми характерными признаками, присущими суждениям. Они формулируются дескриптивным (описывающим) языком и приобретают в тексте закона адекватную им грамматическую форму выражения - повествовательных предложений. Нормативные правовые предписания закона являются формами общественного сознания, а не мышления, выступают разновидностью нормативно-оценочного отражения действительности, и относятся к логической категории деонтических (нормативных) высказываний, которые исследуются особым направлением неклассической модальной логики - деонтической логикой. Нормативность логически выражается в них посредством четырех объективных деонтических модальностей: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «рекомендовано», и двух субъективных деонтических модальностей: «обязанность», «правомочие», которые могут быть выражены в нормативно-правовых предписаниях как эксплицитным, так и имплицитным способами. Нормативные предписания закона обладают отличными от суждений логическими структурами и как деонтические высказывания находятся вне категории истинности, т.е. не могут быть логически оцениваемы как истинные либо ложные. Они формулируются как прескриптивным (предписывающим), так и дескриптивным (описывающим) языком и могут приобретать в тексте закона как адекватную им форму грамматического выражения - побудительных (императивных) предложений, так и неадекватную — повествовательных (индикативных) предложений482.

3. В качестве основных  логических особенностей содержания  закона, т.е. системного единства всех его содержательных элементов, могут быть названы следующие его характеристики: соответствие содержания закона основным социальным закономерностям; формально-логическая определенность, логическая целостность и единство содержания закона; логическая непротиворечивость и согласованность правовых предписаний закона и системы законодательства в целом. Соответствие содержания закона основным социальным закономерностям не означает полного, адекватного отражения данных закономерностей в содержании закона, а заключается в том, что с учетом результатов действия социальных законов и перспектив их развития должна конструироваться общая концепция закона, формулироваться его основные цели и задачи. Отмеченное соответствие диктует необходимость всестороннего, комплексного познания в законотворческом процессе объективных социальных закономерностей и их взаимодействия, учета особенностей их действия в конкретных условиях места и времени, а также перспектив их развития с целью согласования общей концепции закона, его целей и задач с выявленными факторами. Формально-логическая определенность содержания закона выражается в его ограничении четкими содержательными пределами, установленными законодателем, и характеризуется отвлеченностью, точностью и единообразием содержаний понятий и правовых предписаний закона, а также строгой определенностью связей между ними. Формально-логическая определенность содержания закона обеспечивается с помощью использования в правотворческом процессе таких средств законодательной техники, как законодательные термины, легальные дефиниции, юридические конструкции, юридические презумпции и фикции и др. Логическая целостность и единство содержания закона означает наличие общей логической концепции (схемы) у каждого закона, основу которой составляют те идеи и принципы, на которых зиждется закон. В процессе законотворчества осуществляется своеобразное «развертывание» этой схемы: подбираются соответствующие ей юридические конструкции и иные средства законодательной техники, согласно которым формулируются конкретные нормы права, выражающиеся в правовых предписаниях закона. Логическая непротиворечивость правовых предписаний закона обусловливает необходимость своевременной профилактики их антиномий как в рамках содержаний отдельных законов, так и в пределах всей законодательной системы в целом. Логическая согласованность правовых предписаний закона и законодательства диктует необходимость их согласования в процессе законотворчества посодержательным и формальным связям, а также с учетом типов их функционального взаимодействия483.

Информация о работе Обзор литературы и методология диссертационного исследования