Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:03, реферат
Работа о молодёжном сленге и его месте в жизни молодого поколения
1.Введение.
2. Сленг как явление языка.
2.1 Место сленга в языке.
2.2 История развития сленга.
2.3 Тенденция развития сленга в 20- веке.
3.Виды сленга, рассматриваемые в работе.
3.1 Школьный сленг.
3.2 Компьютерный сленг.
3.3 Музыкальный сленг.
4. Словообразование сленговой лексики.
4.1 Основные способы словообразования.
4.2 Детальное рассмотрение способов словообразования.
4.3 Роль источников пополнения в течение последних лет.
4.4 Рассмотрение методов словообразования на примере компьютерного
сленга
5. Исследовательская часть.
5.1.Коммуникативное поведение школьников в бытовой сфере общения.
5.1.2 Результаты исследования и выводы.
5.2 Исследование характеризации и классификации сленговой лексики.
6. Творческая часть.
7. Заключение.
8. Приложения.
9. Список литературы.
Так, например, от неправильного прочтения сообщения «NO CARRIER» в сленге появилось выражение: «НО КАРЬЕР»; причем и то, и другое означает – «отсутствие соединения при связи по модему». Вследствие всего этого, пользователи молодежного сленга заговорили на придуманном ими же самими языке…
Ещё один способ - метафоризация. С его помощью были организованы такие слова, как: блин, болванка, матрица - компакт-диск, селёдка- пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди. Крыса, животное, пацюк (укр.) –манипулятор, мышь, реаниматор - специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено и который не в состоянии нормально функционировать.
Также существуют глагольные метафоры: тормозить -крайне медленная работа программы или компьютера, сносить, убивать- удалять информацию с диска,резать- записывать информацию на оптический диск (в этом случае резак -записывающее устройство).
Есть ряд синонимов, связанных с процессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни на какие команды, кроме кнопки reset (афоризм «на семь бед один reset»). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал. Слово «упал» также относят к ОС (операционной системе) или другому важному ПО (программному обеспечению), в случае сбоя нормальной работы программы, вследствие чего необходимо её переустанавливать, либо в случае нарушения работы канала связи. Хотя слово «зависание» (произошло зависание, в случае зависания) сейчас уже можно исключить из жаргонизмов - оно официально употребляется как термин. Это не единственный пример наличия синонимов в лексике сленга.
Способ
метонимии (оборот речи, замена одного
слова другим, смежным по значению)
встречается в образовании
В компьютерном сленге присутствуют слова, не имеющие семантической мотивировки. Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторыми общенародными словами: лазарь - лазерный принтер, вакса -операционная система VAX, пентюх, пень -микропроцессор Pentium, квак, квака - игра Quake.
Многие слова компьютерного сленга образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Например, аффиксальным способом. Весьма распространённым является суффикс -к-:
игровой жаргон -леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;
утилиты - смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка.
Впоследствии
слова могут вытесняться
В словах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков и записи информации), «писюк» (от PC — персональный компьютер) встречается суффикс -юк-, -ак-, характерный для просторечия. Также характерные суффиксы:
1) с суффиксом -ов-: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово;
2) с суффиксом -яш-, -к-: полезняшки (утилиты).
5. Исследовательская часть.
5.1.1 Проблема исследования, его задачи и цели.
I. Проблема исследования
В условиях сложной экономической ситуации, в пору усиливающейся нравственной глухоты общества, особое значение приобретают духовное ценности, главной из которых является родной язык. Овладевая языком, мы учимся общению, мы формируем свое коммуникативное поведение в различных сферах. Поэтому исследования коммуникативного поведения школьников может способствовать решению актуальной проблемы нашего времени: роль и место языка в миропонимании, становлении личности, в частности в школьный период. Исследование коммуникативного поведения школьников в бытовой сфере общения позволяет выявить их истинный языковой «портрет», так как именно в этой сфере ярче всего выявляются языковое чутье, речевой опыт, индивидуальные особенности и склонности школьников.
Объект исследования: бытовая сфера общения
Предмет исследования: коммуникативное поведение школьников в бытовой сфере общения
Цель исследования: изучить и выявить особенности коммуникативного поведения школьников в бытовой сфере общения
Задачи:
1)Выявить,
как пользуются языком
2)
Определить особенности
В работе над проблемой исследования была использована литература:
1)
Пособие Реформатского А.А. «
2)Книга
Одинцова В.В. «
3)
Пособие Бондалетова В.Д. «
II. Основная часть.
Рабочая гипотеза:
Коммуникативное поведение школьников в бытовой сфере связано со стремлением выразиться необычно, выделиться из массы, сделать свою речь более интересной, привлекающей внимание собеседника
|
|
|
5.1.2
Результаты исследования и
Графики и таблицы, анализ полученных данных позволяют сделать вывод, что в старших классах коммуникативное поведение школьников отличается частым использованием экспрессивной лексики, сленга, жаргона, ярче проявляется установка на языковую игру. В младших классах были случаи, когда в коммуникативном поведении некоторые школьники не употребляли экспрессивности и неординарности в речи, сленга. Но в старших классах все, за редким исключением, используют жаргонную лексику.
Жаргонная лексика и сленг являются незаменимой частью в речи школьников. Жаргонная лексика (жаргонизмы)- это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпровождением и т.д. Например, среди жаргонной речи школьников распространены слова «бабки» -деньги, «клёвый»- особенный, очень хороший, «хата» - квартира, «сачковать»- бездельничать, «тормоз» и т.д.
Школьная коммуникация отличается установкой на языковую игру. В целом в бытовом школьном общении ярко проявляется стремление к экспрессивности речи. К созданию эмоционально окрашенных средств языкового выражения.
Исследования показали, что школьная коммуникация отличается установкой на языковую игру - те явления, когда говорящий «играет» с формой речи, когда свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание (незатейливая шутка, более или менее удачливая острота). В основе языковой игры может лежать прием игровой омонимии.
Игра слов, а также элементы красноречия проявляются и в других ситуациях, например, в шутливом ответе на дружеское предложение.
В общении школьников широко представлены оценочные жанры, включающие характеристики ситуаций или людей, своеобразные комментарии к происходящим событиям. Диалоги характеризуются широким использованием сленга, молодежного жаргона, экспрессивной лексики.
В оценке событий, людей школьники часто используют грубые оценки, инвективы, нарушающие формы вежливости.
Эффект
«неординарности» речи достигается
также использованием необычных
выражений, сочетаний слов, синонимов,
не встречающихся в русском
Широко используются и такие приемы, как обыгрывание известных фраз, популярных цитат и так далее. Например, высказывание «Ломик родился раньше тебя» (т.е. «лень родилась раньше тебя»), образованное от «В ломы делать что-либо» (т. е. «нет охоты делать что-либо»), «слово не воробей - догони и добей» или «терпение и труд тебя перетрут».
Эмпирические методы (эксперимент, опрос, наблюдение) позволили выявить, какие языковые единицы используют школьники в бытовой сфере общения.
1)Школьники не только называют предмет, явление и т.д., но дают им оценку. Следовательно, наряду с номинативным значением, т.е. назывным, в речи школьников слова могут иметь экспрессивно-оценочные значения: ехидна – «зверь, змей» и ехидна – «человек»; возрадоваться, сморозить; забияка, зануда.
2)Используются слова с переносным значением. При наличии сходства у предметов, т. е. название одного предмета используется для наименования другого предмета: «Он ходит как медведь!» (т.е. у него неуклюжая и грубая походка).
3)Свободно
употребляются слова с
«Ну и пила эта училка!» - говорят ученики в коридоре.- «Она засыпала меня вопросами!». Слова «засыпала» или «сыпала» - это контекстуальные синонимы, т.е. слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста. Контекстуальные синонимы экспрессивно окрашены, т.к. основная их задача не назвать явление, а охарактеризовать его.