Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить идейно-художественное своеобразие лирики Бориса Слуцкого.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить тексты стихотворений Б. Слуцкого;
изучить имеющуюся литературоведческую и критическую литературу по данному вопросу;
систематизировать отобранный материал;
определить особенности тематического и художественного многообразия творчества Б. Слуцкого.

Содержание

ведение ------------------------------------------------------------------------------------- 3-4
Биографическая справка ------------------------------------------------------------- 4
1.Тематическое многообразие поэзии Б. Слуцкого.
А) Человек и война ------------------------------------------------------------------------ 5-10
Б) Назначение поэта и поэзии ----------------------------------------------------------- 10-13
В) Еврейская тема -------------------------------------------------------------------------- 13-18
Г) Тема любви ------------------------------------------------------------------------------- 18-20
2. Художественные особенности поэзии Б. Слуцкого.
А) Ритмические и звуковые особенности ---------------------------------------------- 21-23
Б) Лексические и стилевые особенности ----------------------------------------------- 23-25
В) Стих и проза ------------------------------------------------------------------------------ 25-28
3. Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ 29-30
4. Список используемой литературы ------------------------------------------------------ 31
5. Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат Маковской Светы.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

             Мир скатерти белой в субботу и  стопок.

             Он  – черный. Он – жирный. Он – сладостный дым.

             А я его помню еще молодым.

             А я его помню в обновах, шелках,

             Шуршащих, хрустящих, шумящих, как буря,

             И в будни, когда он сидел в дураках,

             Стянув  пояса или брови нахмуря.

             Селедочка – слава и гордость стола,

             Селедочка в Лету давно уплыла.

             Планета! Хорошая или плохая,

             Не  знаю. Ее не хвалю и нее хаю.

             Я знаю не много. Я знаю одно:

             Планета сгорела до пепла давно.

             Сгорели меламеды в драных пальто.

             Их  нечто оборотилось в ничто.

             Сгорели партийцы, сгорели путейцы,

             Пропойцы, паршивцы, десница и шуйца,

             Сгорели, утопли в потоках Летейских,

             Исчезли, как семьи Мстиславских и Шуйских. 

             Бог.

             Мы все ходили под богом.

             У бога под самым боком.

             Он  жил не в небесной дали,

             Его иногда видали

             Живого. На Мавзолее.

             Он  был умнее и злее

             Того - иного, другого,

             По  имени Иегова.

             Мы все ходили под богом.

             У бога под самым боком.

             Однажды я шёл Арбатом,

             Бог ехал а пяти машинах.

             От  страха почти горбата

             В своих пальтишках мышиных

             Рядом дрожала охрана.

             Было  поздно и рано.

             Серело. Брезжило утро.

             Он  глянул жестоко, — мудро

             Своим всевидящим оком,

             Всепроницающим  взглядом.

             Мм  все ходили под богом.

             С богом почти что рядом. 

             Кельнская яма.

             Нас было семьдесят тысяч пленных

             В большом овраге с крутыми краями.

             Лежим безмолвно и дерзновенно,

             Мрём  с голодухи в Кёльнской яме.

             Над краем оврага утоптана площадь – 

             До  самого края спускается криво.

             Раз в день на площадь выводят лошадь,

             Живую сталкивают с обрыва.

             Пока  она свергается в яму,

             Пока  ее делим на доли неравно,

             Пока  по конине молотим зубами, -

             О бюргеры Кёльна, да будет вам срамно!

             О граждане Кёльна, как же так?

             Вы, трезвые, честные, где же вы были,

             Когда, зеленее, чем медный пятак,

             Мы  в Кёльнской яма с голоду выли?

             Собрав  свои последние силы,

             Мы  выскребли надпись на стенке отвесной,

             Короткую  надпись над нашей могилой  – 

             Письмо  солдату Страны Советской.

             «Товарищ  боец, остановились над нами,

             Над нами, над нами, над белыми костями.

             Нас было семьдесят тысяч пленных,

             Мы  пали за родину в Кельнской яме!»

             Когда в подлецы вербовать нас хотели,

             Когда нам о хлебе кричали с оврага,

             Когда патефоны о женщинах пели,

             Партийцы  шептали: «Ни шагу, ни шагу...»

             Читайте надпись над нашей могилой!

               Да будем достойны посмертной славы!

               А если кто больше терпеть  не в силах, 

             Партком разрешает самоубийство слабым.

             О вы, кто наши души живые

             Хотели  купить за похлёбку с кашей,

             Смотрите, как, мясо с ладони выев,

             Кончают жизнь товарищи наши!

             Землю роем, скребём ногтями,

             Стоном  стонем в Кёльнской яме,

             Но  всё остаётся - как было, как было! — 

             Каша  с вами, а души с нами. 

             Березка в Освенциме.

                                          Ю. Болдыреву

             Березка над кирпичною стеной,

             Случись, когда придется, надо мной!

             Случись на том последнем перекрестке!

             Свидетелями смерти  не возьму

             Платан  и дуб,

             И лавр мне ни к чему.

             С меня достаточно березки.

             И если будет осень, пусть листок

             Спланирует  на лоб горячий.

             А если будет солнце, пусть восток

             Блеснет моей последнею удачей.

             Все нации, которые – сюда,

             Все русские, поляки и евреи

             Березкой  восхищаются скорее,

             Чем символами быта и труда.

             За  высоту,

             За  белую кору

             Тебя  последней спутницей беру.

             Не  примирюсь со спутницей иной!

             Березка у освенцимской стены!

             Ты  только раз в мои врастала сны.

             Случись, когда придется, надо мной. 

                            ***

             Теперь  Освенцим часто снится мне:

             дорога  между станцией и лагерем.

             Иду, бреду с толпою бедным Лазарем,

               а чемодан колотит по спине.

             Наверно, что-то я подозревал

             и взял удобный, легкий чемоданчик.

             Я шел с толпою налегке, как дачник.

             Шел и окрестности обозревал.

             А люди чемоданы и узлы

             несли с собой, и кофты, и баулы,

             высокие, как горные аулы.

             Им  были те баулы тяжелы.

             Дорога  через сон куда длинней,

             чем на Яву, и тягостней и длительней.

             Как будто не идешь – плывешь по ней,

             и каждый взмах все тише и медлительней.

             Иду как все: спеша и не спеша,

             и не стучит застынувшее сердце.

             Давным-давно  замерзшая душа

             на  том шоссе не сможет отогреться.

             Нехитрая  промышленность дымит

               навстречу нам поганым сладким  дымом 

             и медленным полетом лебединым

             остатки душ поганый дым томит. 

             Такая эпоха.

             В наше время, в такую эпоху!

             А – в какую? Не то чтобы плохо

             И – не шибко живет человек.

             Сколько было – земли и неба

             Под ногами, над головой.

             Сколько было – черного хлеба

             И мечты, как всегда голубой.

             Не  такая она такая,

             А такая она, как была.

             И груженую тачку толкая,

             Мы  не скоро дойдем до угла.

             Надо  ждать двадцать первого века

             Или лучше даже дальнейших веков,

             Чтоб  счастливому человеку

             Посмотреть  в глаза без очков. 

             Прозаики

                      Исааку Бабелю, Артему Весёлому,

                      Ивану Катаеву, Александру Лебеденко

             Когда русская проза пошла в лагеря:

             в лесорубы, а кто половчей — в  лекаря.

             в землекопы, а кто потолковей - в  шофёры,

             в парикмахеры или актёры, — 

             вы  немедля забыли своё ремесло.

             Прозой  разве утешишься в горе!

             Словно  утлые щепки, вас влекло и несло,

             вас качало поэзии море.

             По  утрам, до поверки, смирны и тихи,

             вы  на нарах писали стихи.

             От  бескормиц, как палки тощи и сухи,

             вы  на марше слагали стихи.

             Из  любой чепухи вы лепили стихи.

             Весь  барак, как дурак, бормотал, подбирал

             рифму к рифме и строку к строке.

             То  начальство стихом до костей пробирал,

             то  стремился излиться в тоске.

             Ямб рождался из мерного боя лопат.

Информация о работе Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого