Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить идейно-художественное своеобразие лирики Бориса Слуцкого.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить тексты стихотворений Б. Слуцкого;
изучить имеющуюся литературоведческую и критическую литературу по данному вопросу;
систематизировать отобранный материал;
определить особенности тематического и художественного многообразия творчества Б. Слуцкого.

Содержание

ведение ------------------------------------------------------------------------------------- 3-4
Биографическая справка ------------------------------------------------------------- 4
1.Тематическое многообразие поэзии Б. Слуцкого.
А) Человек и война ------------------------------------------------------------------------ 5-10
Б) Назначение поэта и поэзии ----------------------------------------------------------- 10-13
В) Еврейская тема -------------------------------------------------------------------------- 13-18
Г) Тема любви ------------------------------------------------------------------------------- 18-20
2. Художественные особенности поэзии Б. Слуцкого.
А) Ритмические и звуковые особенности ---------------------------------------------- 21-23
Б) Лексические и стилевые особенности ----------------------------------------------- 23-25
В) Стих и проза ------------------------------------------------------------------------------ 25-28
3. Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ 29-30
4. Список используемой литературы ------------------------------------------------------ 31
5. Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат Маковской Светы.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

         Слишком часто мелькаете в сводках  новостей...

         Надоели эмоции нации вашей, как и ее махинации,

         Средствам массовой информации!

     Эти строчки если и не вызваны известными словами Хрущева «Если бы теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы недовольство среди местных жителей», то, безусловно, перекликаются с нею.

     В шестидесятые годы начинается медленное  возрождение официальной еврейской  культуры в СССР, а после Шестидневной войны - резкое пробуждение национального  самосознания советских евреев. Творчество Слуцкого очень чувствительно ко всем общественным явлениям. Раньше поэт «говорил от имени России», утверждал, что:

         Стихи, что с детства я на память знаю,

         Важней крови, той, что во мне течет.

    В стихотворении со знаковым названием  «Происхождение». Слуцкий писал:

     От  Толстого происхожу, ото Льва.

     Еврейская тема звучала у Слуцкого как реквием  погибшим или как отпор антисемитам (процитированная выше «Ваша нация» или знаменитое «Про евреев»). И вдруг Слуцкий напишет:

         Созреваю  или старею -

         Прозреваю в себе еврея.

         Я-то думал, что я пробился.

         Я-то думал, что я прорвался.

         Не  пробился я, а разбился,

         Не  прорвался я, а сорвался.

         Я, шагнувший одной ногою

         То  ли в подданство,

         То  ли в гражданство,

         Возвращаюсь в безродье родное,

         Возвращаюсь из точки в пространство.

     Точка зрения этого нового, «прозревшего» Слуцкого уже иная - он видит советское еврейство не со стороны, а изнутри. Оказалось, что советское еврейство - это не однородная масса,  не просто «ваша нация», а переплетение совершенно разных биографий, мировоззрений и судеб:

         Пятиконечная  звезда с шестиконечной поспорили

         на  кладбище еврейском,

         кто просияет среди ночи вечной

         покойным  острякам и юморескам.

         Пятиконечная  звезда:

         майоры  госбезопасности,

         а также просто врачи, поэты, забияки, ёры

         и красноармейцы башенного роста.

         Шестиконечная  звезда:

         Раввины, а также их безграмотная паства,

         Та, что по части прописей невинна,

         но  уважает вещное богатство.

         Сначала наступала пентаграмма,

         а могендовид защищался вяло,

         и все редели в метриках Абрамы,

         и фининспектор побивал менялу.

         Но  видно, что-то знает

         и готовит не менее исконный и извечный,

         похожий на отмычку могевдовид –

         все шесть концов звезды шестиконечной.

     Слуцкий еще не знает, какие перемены готовит  и ему, и всему народу могендовид, но перестает отделять себя, переходит от местоимения «я» к «мы»:

         А нам, евреям, повезло

         Не  прячась под фальшивым флагом,

         На  нас без маски лезло зло.

         Оно не притворялось благом.

     А между тем могендовид готовил  поэту новые неожиданности. В  его творчество вошли возникшие в эти годы сугубо еврейские проблемы: самосознание и судьба полукровок («Полукровки»), иврит («Гебраизмы»), поветрие перехода в христианство («Православие не процветание»). Последнее стихотворение – резкое даже для Слуцкого, полное презрения, почти оскорбительное:

         Жид крещеный, что вор прощенный –

         все равно он – рецидивист,

         и Христос его извращенный,

         наглый, злой, как разбойничий свист.

         Но  сумевший успешно выкрасть

         облачения и кресты,

         не  умеет похитить

         хоть  немножечко доброты.

         Жид крещеный — что конь леченый —

         сколько бы ни точил он ляс,

         как ни шествовал бы облаченный

         в  многошумный синтетик ряс,

         проще с вами, просто жидами,

         что давно, еще при Адаме,

         не  добром торговали и злом,

         только  фактом, только числом.

         И, наконец, Слуцкий пишет:

         Еврейским хилым детям,

         Ученым  и очкастым,

         Отличным  шахматистам,

         Посредственным  гимнастам,

         Советую заняться

         Коньками, греблей, боксом,

         На  ледники подняться,

         По  травам бегать босым.

         Почаще  лезьте в драки,

         Читайте книг немного,

         Зимуйте. словно раки.

         Идите е веком в ногу,

         Не  лезьте из шеренги

         И не сбивайте вех.

         Ведь  он еще не кончился,

         Двадцатый страшный век.

     В последних стихотворениях Слуцкий  становится читателем. Он продолжает обращаться к Пушкину, но "светлый гений" первозданного поэта не призывает его более к священной жертве, а лишь нашептывает нечто сладкое на пороге смерти.

     Слуцкий верил, что родился под знаком Пушкина. Но как каждый еврей, он происходил от Иакова, боровшегося с Богом:

      С той поры, как боролся Иаков…

      С Богом  и победил его Бог, 
      Стал он Яковом. 
      Этот Яков

      Под любым  знаком убог.

     Поэт  сознательно переиначивает здесь  библейский рассказ. Не Иаков побеждает Бога, завоевав для себя имя Израиль, а Всевышний побеждает его. Так рождается не мифический патриарх, а еврей, чей удел в истории – страдание. Потому для Слуцкого ересь перехода в Россию никогда не могла стать благословением. Знак Пушкина изначально таил в себе трагедию. В ней – величие поэзии Слуцкого и неразрешимость русско-еврейских дилемм.

     Исследователь творчества Слуцкого Ю. Болдырев пишет: «Тот дневник в стихах, что он вел, незаметно для него самого, нечаянно, исподволь становился хроникой, лирика оборачивалась эпосом, в эпизодах которого действовали, бушевали, сталкивались, возникали и исчезали люди, идеи, настроения, факты и фантомы 20-70-х годов нашего века». Действительно, картину жизни советского общества можно восстановить по творчеству Слуцкого. Но не только его одного - произведения других авторов тоже отразили эту жизнь. А вот жизнь советского еврейства не нашла отражения в советской литературе. Творчество Бориса Слуцкого - почти единственное исключение. 
 
 
 

     Тема  любви.

     Любовную  лирику Слуцкий отвергал. В стихотворении «Физики и лирики» он говорит: «Значит, слабенькие крылья - / Наши сладенькие ямбы, / И в пегасовом полете / Не взлетают наши кони.../ То-то физики в почете, / То-то лирики в загоне».

     Слуцкий не писал о любви. Не писал о возлюбленной, о любимой. Только под конец жизни вслед умершей жене написал свои признания. Еще было у него стихотворение «Ключ» - о холостяцкой комнате, куда приводят подруг на часок. Эта застегнутость, эта суровость по отношению к себе, эта боязнь сентиментальности у Слуцкого вытекает из основ, из нерушимых понятий о том, что должно и что не должно.

     Слуцкий писал – не о женщинах, а о  русских бабах, обездоленных войнами, трудом и всей нашей жизнью, писал  о военных вдовах, о вековухах  войны. Не о тех женщинах он думал, которых любят, которых желают, не о желанных, не о счастливых, нет, о тех, о которых обычно  не пишут и не вспоминают. А вот он видел, он  за них болел душою. Эта вечная боль воинственной России – ее одинокие, молча вянущие бабы. А кто до Слуцкого коснулся ее -  так чисто, так смиренно. Никто. Он любил то, что есть, а не  требовал небывалых красок. Тут на потребу было – что есть, и не от трезвости только, еще – от осознания себя среди таких же – равным. Смирение. Но смирение – это и есть осознание себя в мире, ощущение своего места в нем, - без запроса, с пониманием истинного положения вещей.

     Но  умерла Таня. Она была моложе его  на 11 лет. Татьяна Борисовна Дашковская родилась в 1930 г., прожила всего 47 лет. «Таню он любил всем своим существом, — пишет Липкин, — гордился ее красотой и умом — и было чем гордиться. Она заболела смертельной болезнью, и он боролся за ее жизнь…». Писатель Исай Кузнецов, признаваясь, что Слуцкого ему трудно было понять до конца, добавляет: «Он был более чем сдержан в выражении собственных чувств, мало кого допускал до того, что зовется внутренним миром. Думаю, только один человек по-настоящему знал и понимал его особым, не поддающимся анализу пониманием, присущим подлинной любви. Это была Таня, его жена, его поздняя и, может, единственная его любовь. Уверен: существовал Слуцкий мало кому известный, может быть, только Тане, неизвестный даже ему самому и открывшийся к концу жизни в лирических стихах, глубоких, сильных, полных боли». Ранний уход Тани надломил его. Жить — не хотел, вся боль переливалась в стихи.

         Ты  не должна была делать так,

         как ты сделала. Ты не должна была.

         С доброю улыбкою на устах

         жить  ты должна была,

         долго должна была.

         Жить  до старости, до седины

         Жены  обязаны и должны…

     В стихах, обращенных к Тане, Слуцкий опроверг самого себя, прежнего, «антилирического»:

         Я был кругом виноват,

         а Таня мне все же нежно сказала: «Прости!»

         почти в последней точке скитания по долгому

         мучающему пути.

         Преодолевая страшную связь

         больничной  койки и бедного тела,

         она мучительно приподнялась —

         прощенья  попросить захотела.

         А я ничего не видел кругом —

         слеза горела, не перегорала.

         поскольку был виноват кругом,

         и я был жив,

         а она умирала.

     Напишет, боль притихнет. А через день-два  накатит еще бесповоротнее:

Информация о работе Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого