Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:50, реферат
Цель работы: изучить идейно-художественное своеобразие лирики Бориса Слуцкого.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить тексты стихотворений Б. Слуцкого;
изучить имеющуюся литературоведческую и критическую литературу по данному вопросу;
систематизировать отобранный материал;
определить особенности тематического и художественного многообразия творчества Б. Слуцкого.
ведение ------------------------------------------------------------------------------------- 3-4
Биографическая справка ------------------------------------------------------------- 4
1.Тематическое многообразие поэзии Б. Слуцкого.
А) Человек и война ------------------------------------------------------------------------ 5-10
Б) Назначение поэта и поэзии ----------------------------------------------------------- 10-13
В) Еврейская тема -------------------------------------------------------------------------- 13-18
Г) Тема любви ------------------------------------------------------------------------------- 18-20
2. Художественные особенности поэзии Б. Слуцкого.
А) Ритмические и звуковые особенности ---------------------------------------------- 21-23
Б) Лексические и стилевые особенности ----------------------------------------------- 23-25
В) Стих и проза ------------------------------------------------------------------------------ 25-28
3. Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ 29-30
4. Список используемой литературы ------------------------------------------------------ 31
5. Приложение
Слишком часто мелькаете в сводках новостей...
Надоели эмоции нации вашей, как и ее махинации,
Средствам массовой информации!
Эти строчки если и не вызваны известными словами Хрущева «Если бы теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы недовольство среди местных жителей», то, безусловно, перекликаются с нею.
В
шестидесятые годы начинается медленное
возрождение официальной
Стихи, что с детства я на память знаю,
Важней крови, той, что во мне течет.
В стихотворении со знаковым названием «Происхождение». Слуцкий писал:
От Толстого происхожу, ото Льва.
Еврейская тема звучала у Слуцкого как реквием погибшим или как отпор антисемитам (процитированная выше «Ваша нация» или знаменитое «Про евреев»). И вдруг Слуцкий напишет:
Созреваю или старею -
Прозреваю в себе еврея.
Я-то думал, что я пробился.
Я-то думал, что я прорвался.
Не пробился я, а разбился,
Не прорвался я, а сорвался.
Я, шагнувший одной ногою
То ли в подданство,
То ли в гражданство,
Возвращаюсь в безродье родное,
Возвращаюсь из точки в пространство.
Точка зрения этого нового, «прозревшего» Слуцкого уже иная - он видит советское еврейство не со стороны, а изнутри. Оказалось, что советское еврейство - это не однородная масса, не просто «ваша нация», а переплетение совершенно разных биографий, мировоззрений и судеб:
Пятиконечная звезда с шестиконечной поспорили
на кладбище еврейском,
кто просияет среди ночи вечной
покойным острякам и юморескам.
Пятиконечная звезда:
майоры госбезопасности,
а также просто врачи, поэты, забияки, ёры
и красноармейцы башенного роста.
Шестиконечная звезда:
Раввины, а также их безграмотная паства,
Та, что по части прописей невинна,
но уважает вещное богатство.
Сначала наступала пентаграмма,
а могендовид защищался вяло,
и все редели в метриках Абрамы,
и фининспектор побивал менялу.
Но видно, что-то знает
и готовит не менее исконный и извечный,
похожий на отмычку могевдовид –
все шесть концов звезды шестиконечной.
Слуцкий еще не знает, какие перемены готовит и ему, и всему народу могендовид, но перестает отделять себя, переходит от местоимения «я» к «мы»:
А нам, евреям, повезло
Не прячась под фальшивым флагом,
На нас без маски лезло зло.
Оно не притворялось благом.
А между тем могендовид готовил поэту новые неожиданности. В его творчество вошли возникшие в эти годы сугубо еврейские проблемы: самосознание и судьба полукровок («Полукровки»), иврит («Гебраизмы»), поветрие перехода в христианство («Православие не процветание»). Последнее стихотворение – резкое даже для Слуцкого, полное презрения, почти оскорбительное:
Жид крещеный, что вор прощенный –
все равно он – рецидивист,
и Христос его извращенный,
наглый, злой, как разбойничий свист.
Но сумевший успешно выкрасть
облачения и кресты,
не умеет похитить
хоть немножечко доброты.
Жид крещеный — что конь леченый —
сколько бы ни точил он ляс,
как ни шествовал бы облаченный
в многошумный синтетик ряс,
проще с вами, просто жидами,
что давно, еще при Адаме,
не добром торговали и злом,
только фактом, только числом.
И, наконец, Слуцкий пишет:
Еврейским хилым детям,
Ученым и очкастым,
Отличным шахматистам,
Посредственным гимнастам,
Советую заняться
Коньками, греблей, боксом,
На ледники подняться,
По травам бегать босым.
Почаще лезьте в драки,
Читайте книг немного,
Зимуйте. словно раки.
Идите е веком в ногу,
Не лезьте из шеренги
И не сбивайте вех.
Ведь он еще не кончился,
Двадцатый страшный век.
В последних стихотворениях Слуцкий становится читателем. Он продолжает обращаться к Пушкину, но "светлый гений" первозданного поэта не призывает его более к священной жертве, а лишь нашептывает нечто сладкое на пороге смерти.
Слуцкий верил, что родился под знаком Пушкина. Но как каждый еврей, он происходил от Иакова, боровшегося с Богом:
С той поры, как боролся Иаков…
С Богом
и победил его Бог,
Стал он Яковом.
Этот Яков
Под любым знаком убог.
Поэт
сознательно переиначивает
Исследователь
творчества Слуцкого Ю. Болдырев пишет:
«Тот дневник в стихах, что он вел, незаметно
для него самого, нечаянно, исподволь становился
хроникой, лирика оборачивалась эпосом,
в эпизодах которого действовали, бушевали,
сталкивались, возникали и исчезали люди,
идеи, настроения, факты и фантомы 20-70-х
годов нашего века». Действительно, картину
жизни советского общества можно восстановить
по творчеству Слуцкого. Но не только его
одного - произведения других авторов
тоже отразили эту жизнь. А вот жизнь советского
еврейства не нашла отражения в советской
литературе. Творчество Бориса Слуцкого
- почти единственное исключение.
Тема любви.
Любовную лирику Слуцкий отвергал. В стихотворении «Физики и лирики» он говорит: «Значит, слабенькие крылья - / Наши сладенькие ямбы, / И в пегасовом полете / Не взлетают наши кони.../ То-то физики в почете, / То-то лирики в загоне».
Слуцкий не писал о любви. Не писал о возлюбленной, о любимой. Только под конец жизни вслед умершей жене написал свои признания. Еще было у него стихотворение «Ключ» - о холостяцкой комнате, куда приводят подруг на часок. Эта застегнутость, эта суровость по отношению к себе, эта боязнь сентиментальности у Слуцкого вытекает из основ, из нерушимых понятий о том, что должно и что не должно.
Слуцкий писал – не о женщинах, а о русских бабах, обездоленных войнами, трудом и всей нашей жизнью, писал о военных вдовах, о вековухах войны. Не о тех женщинах он думал, которых любят, которых желают, не о желанных, не о счастливых, нет, о тех, о которых обычно не пишут и не вспоминают. А вот он видел, он за них болел душою. Эта вечная боль воинственной России – ее одинокие, молча вянущие бабы. А кто до Слуцкого коснулся ее - так чисто, так смиренно. Никто. Он любил то, что есть, а не требовал небывалых красок. Тут на потребу было – что есть, и не от трезвости только, еще – от осознания себя среди таких же – равным. Смирение. Но смирение – это и есть осознание себя в мире, ощущение своего места в нем, - без запроса, с пониманием истинного положения вещей.
Но умерла Таня. Она была моложе его на 11 лет. Татьяна Борисовна Дашковская родилась в 1930 г., прожила всего 47 лет. «Таню он любил всем своим существом, — пишет Липкин, — гордился ее красотой и умом — и было чем гордиться. Она заболела смертельной болезнью, и он боролся за ее жизнь…». Писатель Исай Кузнецов, признаваясь, что Слуцкого ему трудно было понять до конца, добавляет: «Он был более чем сдержан в выражении собственных чувств, мало кого допускал до того, что зовется внутренним миром. Думаю, только один человек по-настоящему знал и понимал его особым, не поддающимся анализу пониманием, присущим подлинной любви. Это была Таня, его жена, его поздняя и, может, единственная его любовь. Уверен: существовал Слуцкий мало кому известный, может быть, только Тане, неизвестный даже ему самому и открывшийся к концу жизни в лирических стихах, глубоких, сильных, полных боли». Ранний уход Тани надломил его. Жить — не хотел, вся боль переливалась в стихи.
Ты не должна была делать так,
как ты сделала. Ты не должна была.
С доброю улыбкою на устах
жить ты должна была,
долго должна была.
Жить до старости, до седины
Жены обязаны и должны…
В стихах, обращенных к Тане, Слуцкий опроверг самого себя, прежнего, «антилирического»:
Я был кругом виноват,
а Таня мне все же нежно сказала: «Прости!»
почти в последней точке скитания по долгому
мучающему пути.
Преодолевая страшную связь
больничной койки и бедного тела,
она мучительно приподнялась —
прощенья попросить захотела.
А я ничего не видел кругом —
слеза горела, не перегорала.
поскольку был виноват кругом,
и я был жив,
а она умирала.
Напишет, боль притихнет. А через день-два накатит еще бесповоротнее:
Информация о работе Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого