Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить идейно-художественное своеобразие лирики Бориса Слуцкого.
Из цели вытекают следующие задачи:
изучить тексты стихотворений Б. Слуцкого;
изучить имеющуюся литературоведческую и критическую литературу по данному вопросу;
систематизировать отобранный материал;
определить особенности тематического и художественного многообразия творчества Б. Слуцкого.

Содержание

ведение ------------------------------------------------------------------------------------- 3-4
Биографическая справка ------------------------------------------------------------- 4
1.Тематическое многообразие поэзии Б. Слуцкого.
А) Человек и война ------------------------------------------------------------------------ 5-10
Б) Назначение поэта и поэзии ----------------------------------------------------------- 10-13
В) Еврейская тема -------------------------------------------------------------------------- 13-18
Г) Тема любви ------------------------------------------------------------------------------- 18-20
2. Художественные особенности поэзии Б. Слуцкого.
А) Ритмические и звуковые особенности ---------------------------------------------- 21-23
Б) Лексические и стилевые особенности ----------------------------------------------- 23-25
В) Стих и проза ------------------------------------------------------------------------------ 25-28
3. Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ 29-30
4. Список используемой литературы ------------------------------------------------------ 31
5. Приложение

Работа содержит 1 файл

реферат Маковской Светы.doc

— 214.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Идейно-художественное своеобразие  лирики

     Б. А. Слуцкого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г. Тольятти

     2007 год 

     Содержание 

           Введение -------------------------------------------------------------------------------------  3-4

           Биографическая справка -------------------------------------------------------------  4

     1.Тематическое многообразие поэзии Б. Слуцкого.

            А) Человек и война ------------------------------------------------------------------------  5-10

            Б) Назначение поэта и поэзии ----------------------------------------------------------- 10-13

            В) Еврейская тема -------------------------------------------------------------------------- 13-18

            Г) Тема любви ------------------------------------------------------------------------------- 18-20

     2.  Художественные особенности поэзии Б. Слуцкого.

           А) Ритмические и звуковые особенности ---------------------------------------------- 21-23

           Б) Лексические и стилевые особенности ----------------------------------------------- 23-25

           В) Стих и проза ------------------------------------------------------------------------------ 25-28

     3.  Заключение ------------------------------------------------------------------------------------ 29-30

     4.   Список используемой  литературы ------------------------------------------------------ 31

     5.    Приложение

           1. Подборка стихотворений. ------------------------------------------------- 32-38 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Введение

     Война  сформировала военное поколение  поэтов. Она стала их памятью, определила многие судьбы на целые десятилетия. Сколько бы «мирных» стихов не писал Сергей Орлов, он навсегда остался поэтом фронтового братства. Он умер, а к нам еще шла книга его стихов «Костры», которая со всей очевидностью возвращала к началу – к поэзии боевого мужества. Как бы далеко не ушел к новым темам Александр Межиров, он по-прежнему числится среди поэтов «той войны». М.Луконин, С. Наровчатов, Д. Самойлов, К.Ваншенкин, Е.Винокуров, сколь бы ни различны были их пути, - всегда есть объединяющая их формула  - поэты Великой Отечественной.

     Но  есть в этой общности и нечто более  конкретное. Тяжелейшие испытания военных  лет повлияли на самое их отношение  к жизни, на стиль поведения. «Фронтовой быт влиял на поэтические жанры», - обмолвился однажды Борис Слуцкий. И надо сказать, что следы этого влияния иногда прослеживаются во всем творчестве поэтов.

     Один  из узловых моментов – отношение  их к прозе жизни в самом  широком понимании слова. На фронте – к фронтовому быту, испытаниям огнем, холодом, железом. Пытке бессонницей, усталостью, окопной грязью. В мирное время – к ежедневному быту, к работе и семейным заботам, к дому, вещам, сослуживцам, соседям, ко всему тому, чем заполнен день обыкновенного человека от пробуждения до сна, от понедельника до субботы.

     В данном реферате речь пойдет лишь об одной творческой личности, но личности резко проявленной, точке зрения четко отпечатанной, стиле ярко выраженном, предельном в своей последовательности. Это Борис Слуцкий.

     Поэзия  Слуцкого была очень политизирована.  В стране, где и журналистика, и социология, и историческая наука многие десятилетия были мнимостями, состоящими из умолчаний и лжи, нашелся поэт, который, жертвуя лирическим пространством, взял на себя груз, обычно лирикой презираемый. Советская реальность в ее уродливых подробностях псевдопоэзией искажалась и лакировалась, а поэзией подлинной – по преимуществу игнорировалась. Слуцкий единственный в своем поколении углубился в кровавую грязь с вниманием (а подчас – с сочувствием) ответственного участника и регистратора. И уже в этом – его бессмертная, диковинная, асимметричная неповторимость.

     Цель работы: изучить идейно-художественное своеобразие лирики Бориса Слуцкого.

     Из  цели вытекают следующие задачи:

    • изучить тексты стихотворений Б. Слуцкого;
    • изучить имеющуюся литературоведческую и критическую литературу по данному вопросу;
    • систематизировать отобранный материал;
    • определить особенности тематического и художественного многообразия творчества Б. Слуцкого.

     Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в школьной программе данный автор не изучается, но для понимания русской военной и послевоенной литературы и истории его изучение, на наш взгляд, необходимо, так как Б. Слуцкий описывал события, состояния людей в Великую Отечественную войну и в послевоенное время.

     Библиографическая справка.

     Слуцкий Борис Абрамович (1919-1986). Родился 7 мая  в городе Славянске (Донбасс) в семье  служащего. Учился в Харькове. С 1937 года переехал в Москву, изучал юриспруденцию. В 1941 году окончил Литературный институт им. М. Горького, выпустил первый сборник стихов. Начал войну в 1941 году солдатом, закончил инструктором политотдела армии (член КПСС с 1943 года). Вновь стал печататься в 1953 году, а в 1957 году у Слуцкого вышла первая книга стихов «Память», за которой последовали «Время» (1959),  «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971), «Доброта дня» (1973), «Продленный полдень» (1975), «Неоконченные споры» (1978) и «Строки» (1984). Переводит с языков народов СССР и зарубежных стран (польский, немецкий, английский), выступает с литературно-критическими статьями и рецензиями.

     Последние девять лет жизни поэта были  в высшей степени мучительными: в  мае 1977 года, после смерти жены Татьяны  Дашковской, Слуцкий, впав в состояние  душевной депрессии,  перестал писать стихи. «В октябре 1983 года, - вспоминает А. Борщаговский, - Борис позвонил мне из больницы. Я попросил разрешения прийти к нему в палату. После долгой паузы он сказал: «Саша… Не к кому приходить… » - «Но стихи, - взмолился я, - мы ведь все время читаем  твои новые стихи!» - «Новых нет. Все старое. Я больше не пишу».

         Сам себя присудил к забвенью,

         Стиснул зубы и замолчал,

         Самый сильный из поколенья

         Гуманистов  – однополчан.

     Больной, одинокий, надломленный, до конца своих  дней поэт остро переживал за свой неправедный выпад против Пастернака: 31 октября 1958 года Борис Слуцкий на собрании московских писателей, не устояв перед угрозой партийно-литературной номенклатуры, выступил с осуждением романа «Доктор Живаго».

     Б.А. Слуцкий умер 23 февраля 1986 года в Туле. Его все время терзал страх забвения:

         Ударь, но не забудь.

         Убей, но не забудь.

     Тревожные опасения Слуцкого, как показало время, были напрасны… 
 

     Тематическое  многообразие поэзии Б. Слуцкого.

     Человек и война.

     У Бориса Слуцкого есть очень грустное стихотворение «Уже не любят слушать про войну…». У него было полное право бросить этот упрек молодому поколению: ведь Слуцкий был участником Великой Отечественной Войны. В 1944 году под Белградом поэт был ранен в голову в тот момент, когда он на немецком языке выкрикивал в рупор слова ультиматума, обращенного к немецким солдатам. После ранения он стал военным следователем дивизионной прокуратуры. Воевал в Австрии, в Венгрии. В Румынии рана вновь дала о себе знать. Слуцкому дважды делали трепанацию черепа, и более двух лет он провел в госпиталях. После этого болезнь долгое время напоминала о себе болями и бессонницей. Но главное - память. Она не дает покоя всякому, кто прошел через войну. Стихи Слуцкого  о войне не должны никого оставить равнодушными.

     Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт словно не замечает масштабности происходящего. Его внимание сосредоточено на каких-то деталях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину страшной войны. Правдивое повествование о войне Слуцкого особенно дорого, потому что написано участником и свидетелем Второй мировой. Многие стихи написаны по прошествии лет – это позволило осмыслить прошедшее и по-новому оценить его. Это оценка мудрого человека, близко видевшего смерть и знающего цену жизни. Война стала не частью его судьбы, а всей его судьбой.

     Поразительно, но в стихах Слуцкого о войне нет  упоминаний о геройстве, победах, родине. Скорее наоборот. Может быть, потому, то это разумелось само собой. Как написал поэт в стихотворении «Солдатские разговоры»:

         А родину не вспоминают

         Она и так вонзилась в душу.

     О военных стихах Слуцкого писали больше всего. Писали об их бесстрашной правдивости, бытовой достоверности, жестокости.

     Один  из последних и самых авторитетных отзывов принадлежит Константину  Симонову: «И о войне, и о послевоенном времени Слуцкий написал много таких стихов, читая которые сплошь и рядом кажется: вот это ты хотел написать сам, но не написал, а вот об этом думал так же, как он, но у тебя твоя мысль не перешла в стихи, а у него перешла»

     Смысл большинства отзывов – Слуцкий написал новую страницу о войне. Но есть тут  одна неувязка. Появилась первая книга Слуцкого («Память») в 1957 году. К тому времени вышли десятки книг поэтов предвоенного и военного поколения – С. Гудзенко, М. Дудина, С. Орлова, А. Межирова, Е. Винокурова…

     На  фоне широко распространившейся унылой гладкописи, благостной казенщины, бодряческого равнодушия «Памятник» особенно резко  бросался в глаза. Он заставлял вспомнить  те лучшие стихи первых послевоенных месяцев, которые потом не имели продолжения. Сразу же приходили на ум «Его зарыли в шар земной…» Сергея Орлова, «Надпись на камне» Семена Гудзенко, «Упал и замер паренек…» Юлии Друниной. Цель у Слуцкого в «Памятнике» была та же – увековечить павших за Родину, но шел он своим путем. Прежде всего, он хотел, чтобы его героя увидели в том роковом для него бою, в последние минуты жизни. Картиной боя начинается стихотворение:

         Дивизия лезла на гребень горы

         По  мерзлому, мертвому, мокрому камню…

     Все происходило так (и разговорное  «лезла» и описание камня, который только и видит прижимающийся к земле пехотинец), как обычно бывало в трудном бою. И солдат, которому на вершине теперь сооружен памятник, не водрузил там, как этого требуют романтические каноны, знамени: «И ниже  меня остается крутая, не взятая мною в бою высота». Смерть его была мучительной: скульптор, резавший из гранита памятник, - здесь пронизывающая стихотворение внутренняя полемика с эстетикой приглаженности выходит на поверхность, идет уже почти впрямую, - «гримасу лица, искаженного криком, расправил, разгладил резцом ножевым».

     Стихотворение строится на перемежающихся контрастах, благодаря которым не превращается в риторику: «Я умер простым, а поднялся великим», живой человек – и гранитный памятник, прах солдата-пехотинца, который «с пылью подножной смешался», - и «пример и маяк» для целых народов. Поразителен ритм «Памятника», соединивший трудное дыхание человека, штурмующего высоту,  и величавый покой реквиема, возносящий над всем бренным.

     Дело  в том, что совсем не бытом, не натурализмом, не физиологией войны, о которой немало  говорилось тогда в критике, примечательны стихи Слуцкого. Ближе всех к истине Симонов, заметивший, что он додумал не додуманное, досказал не досказанное, или написал то, что знали многие, но не довели до поэзии.

     Слуцкий писал о том же, что и все, опирался на тот же материал. Но писал  иначе, заботясь не столько о достоверности деталей и лирической проникновенности, сколько о стройности целых жизненных рядов и несомненности социальных выводов.

     Фигура  комбата, например, традиционна в военной поэзии. Это – образец строгости, за которой с некоторым удивлением открывались обыкновенные человеческие качества, странности и даже слабости. Стихотворение Слуцкого «Мой комбат Назаров» как будто вписывается в эту схему.

         - Труса расстреляю лично я! –

         Говорил он пополнению.

         Сдерживая горькое волнение,

         Слышали такое сыновья

         Разных  наций и племен различных,

         Понимая: расстреляет лично…

         Дело  правое была война,

         Для него же

         прежде  всего – дело.

Информация о работе Идейно-художественное своеобразие лирики Б. А. Слуцкого