Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.
Идейно-содержательный центр
Главы первой и второй частей
открываются авторскими
зачины
задают речевому стилю романа
традицию торжественной
Представление
о том, как живет и
Семнадцатый – начало
Это и в самом деле только начало. Дальше последует ряд эпизодов, в которых расправы над людьми, олицетворяющими ненавистный царский режим, становятся системой, устойчивой линией поведения, так сказать, привычным делом – настолько привычным, что убийство даже большую толпу любопытных собрать не в состоянии, - неинтересно, видали, знаем
Преобладают стремление опрокинуть и растоптать всю прежнюю жизнь. Не осталось никаких ценностей – все идет под отрицательным знаком.
Вернувшиеся с фронта солдаты мечтают перераспределить кубанские земли на основе равенства, поскольку «богатый край, привольная сторонушка» вмещает в себя казачью сословную сытость и рядом – приниженное существование пришлых мужиков. В одной и той же станице казаки и пришлые селятся врозь, взаимно обособляясь по принципу: бедность – богатство.
«На казачьей стороне – и
базар, и кино, и гимназия, и
большая благолепная церковь,
и сухой высокий берег, на
котором по праздникам играл
духовой оркестр, а вечерами
собиралась гуляющая и
В романе не случайно
Поезд прошел Хомутово, не останавливаясь, - на подъеме машинист не мог остановить…».
Обратим внимание на дважды повторенное «на подъеме машинист не мог остановить» - это сигнал о том, что действует закон исторической неизбежности. Носители новой государственности вступают в трагическое противоречие с кормильцами огромной страны, представителями «земляной силы», сторонниками «третьего пути».
Трагический
финал судьбы Ивана Черноярова
и гибель Анархиста под
«Россия,
кровью умытая» как роман
Трагедийность задана уже
вводной главой «Смертию
Показательны и
Для того чтобы сохранить и закрепить «Россию, кровью умытую» именно как романное единство, Артем Веселый предпринимает смелую попытку вынести относительно завершенные индивидуальные судьбы и отдельные, тоже относительно завершенные в себе, судьбы социальных коллективов в особый раздел – «Этюды», которые, как уже было сказано, выступают в качестве своеобразной прокладки между первой и второй частями романа. Перед нами – цепь новелл, каждая из которых строится на фабульно исчерпанном событии.
Осуществить эти замыслы не удалось: писатель, как уже сказано, пал жертвой беззакония. Однако можно с уверенностью сказать: и в нынешнем, относительно не завершенном виде, роман состоялся.
Много лет имя Артема
В 1988 году Гослитиздат выпустил однотомник Артема Веселого, с тех пор его произведения – и прежде всего «Россия, кровью умытая» - издавались не раз и у нас в стране, и за рубежом, многие читатели заново открывают для себя Артема Веселого.
Творчество Бориса Андреевича
Лавренева (Сергеева) также весьма
своеобразно представляет
Но вот что поразительно. Замечательная повесть Лавренева «Сорок первый», написанная в Ленинграде в ноябре 1924 года, со всей силой показывает, что победителей в гражданских войнах не бывает. Страдают и те и другие, и «наши» и «не наши». Разве стала счастливей рыбачка Марютка, боец Красной Армии, убив пленного поручика, белого офицера Говоруху-Отрока, которого успела полюбить?
Она шлепнулась коленями в
воду, попыталась приподнять мертвую,
- Родненький
мой! Что ж я наделала? Очнись,
болезный мой! Синегла-
Вот он, эпиграф ко всем гражданским войнам – плач над телом «смертельного врага»!
Повесть «Сорок первый» впервые была напечатана в газете «Звезда» в 1924 году. Лавренев стал одним из популярных молодых советских прозаиков, и каждое новое произведение его встречалось с живейшим вниманием. Первый редактор ленинградского журнала «Звезда», известный впоследствии советский дипломат И.М.Майский вспоминал о том, как появилась эта повесть в журнале, ставшем для писателя близким и родным. «Как-то раз, уходя домой из редакции, я захватил с собой несколько рукописей. Я довольно часто так делал, ибо читать рукописи в редакции было трудно: вечно отвлекали телефоны, административные работы, а главное, разговоры с приходящими авторами. После ужина я сел за письменный стол и стал просматривать взятые с собой материалы. Две-три рукописи показались мне скучными и бесталанными – я отложил их в сторону. При этом подумал: «Неудачный день – не нашлось ни одной жемчужины». Нерешительно взялся за последнюю, еще оставшуюся рукопись: что-то она мне даст? Перевернул первую страницу и увидел заголовок «Сорок первый» - он меня заинтересовал. Вспомнил, что рукопись принес высокий худощавый шатен лет тридцати, который недавно приехал в Ленинград из Средней Азии. Я стал читать, и вдруг какая-то горячая волна ударила мне в сердце. Страница за страницей бежали передо мною, и я не мог от них оторваться. Наконец дочитал последнюю фразу. Я был восхищен и взволнован. Потом схватился за телефон и, хотя было уже около двенадцати часов ночи, сразу же позвонил Лавреневу. Поздравил его с замечательным произведением и сказал, что пущу его в ближайшем номере «Звезды». Борис Андреевич был обрадован и вместе с тем несколько смущен…
«Сорок первый» появился в
шестом номере «Звезды» и
«Чувствую, как попутный ветер надувает мои паруса».
Что же характерно для повести
«Сорок первый», которая
Проблематику
и замысел повести «Сорок
Все надломилося, все рухнуло: ведь он
Остался враг, но стал любимый!
Предать любимого? Великую предать?
Какими их весами взвесить?
Девушка выполнила свой долг, разоблачила врага, но не смогла найти выход из охвативших ее противоречивых чувств и застрелилась. Автор не осуждает ее:
Должна – исполнила. Теперь позвольте ей
Хоть миг побыть самой собой.
Б.Лавренев рецензировал «Туркестанскую правду». Возможно, что стихотворение в какой-то степени повлияло на замысел одного из лучших произведений Лавренева.
Напомним сюжет повести.
В Аральском море, на пути в Казалинск, терпит аварию бот с тремя красногвардейцами, конвоирующими пленного поручика. Во время аварии двое конвоиров гибнут в море, а девушка-красногвардеец Марютка с пленным офицером попадают на небольшой островок. Опытная рыбачка, она быстро осваивается на безлюдном, пустом, обдуваемом ледяными ветрами берегу, быстро находит кров и сооружает очаг. Тем самым она спасает жизнь поручику, к которому у неё вдруг пробуждается жалость, перерастающая затем в ещё более сильное, неведомое ей раньше чувство.
Композиция повести «Сорок
В
финале вновь звучит выстрел
Марютки, звучит с потрясающей,
Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века