Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.
Или стихотворение уже названного Николая Тихонова «Перекоп»:
Тонким кружевом голубым
Некоторые песни гражданской и теперь поются в компаниях как просто хорошие песни, без всякой идеологии, например, «Песня о Щорсе» Михаила Голодного или «Проводы» Демьяна Бедного.
У «белых» не было веры в новую жизнь, но у них была подлинная трагедия. Отсюда стихи, проникнутые неподдельным страданием и мужеством. Отсюда пронзительные стихи о России, о родной земле, с которой их смела волна революции и Гражданской войны. Послушайте стихотворение Арсения Несмелова. Поэт Арсений Несмелов (под этим псевдонимом выступал бывший белый офицер-колчаковец Арсений Митропольский), вспоминает о Гражданской войне как о «братоубийственнейшей из войн», когда «надвое Россия раскололась».
Воет одинокая волчиха
На мерцанье нашего костра.
Серая, не сетуй, замолчи-ка,
Мы пробудем только до утра.
Мы бежим отбитые от стаи,
Горечь пьём из полного ковша,
И душа у нас совсем пустая,
Злая, беспощадная душа.
Всходит месяц колдовской иконой,-
Красный факел тлеющей тайги.
Вне пощады мы и вне закона,-
Злую силу дарят нам враги.
Ненавидеть нам не разучиться,
Не остыть от злобы огневой…
Воет одинокая волчица,
Слушает волчицу часовой.
Тошно сердцу от звериных жалоб,
Неизбывен горечи родник…
Не волчиха, родина, пожалуй,
Плачет о детёнышах своих.
Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус вместе с мужем Дмитрием Мережковским уехала из России 24 декабря 1919 года, поэтому в советское время делали вид, что её вообще не существует в литературе. В революции Зинаиду Гиппиус ужаснула безликость массы, подчиненной организующей воле сверху.
…И старший в ответ: «Есть, капитан!»
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
«Не все ли равно, - сказал он, - где?
Еще спокойней лежать в воде».
С первых же революционных дней поэтесса заявляет о неприятии совершившегося и до конца жизни остается противником всего, что делается в СССР.
З.Гиппиус
выразила свое понимание о рево
Как скользили улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно жить!
Сидим заплеваны и связаны
По всем углам,
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам!
Столпы, радетели, водители
Давно в бегах.
Лишь только вьются соглашатели
В своих цеках.
Мы стали псами подзаборными,
Не уползти!
Уж разобрал руками черными
Викжель – пути.
Для поэтессы революция – это стыд и позор нации, это растоптанное человеческое достоинство. Революция уничтожила интеллигенцию, отрезала России пути к будущему.
Поэтесса обращается к благородству дворян-декабристов и возмущается насилием, жестокостью революционеров-большевиков, стих звучит, как плач:
Простят ли чистые герои?
Мы их завет не сберегли.
И стыд души, и честь земли.
…Солдатский штык проткнул
…Ночная стая свищет, рыщет,
Лед на Неве кровав и пьян…
Чем пальцы серых обезьян.
Происходящее для нее – хуже смерти:
…Но так не жить, но так не жить!
Вспомним, какими чувствами проникнуто стихотворение «Если».
Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если
человек зверь – я его
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
Если кончена моя Россия – я умираю.
З.Гиппиус трагически воспринимает события. В её стихах звучит тоска и боль за погубленную Россию, которая гибнет.
Качаются на луне
Пальмовые перья
Жить хорошо ли мне,
Как живу теперь я?
Ниткой золотой светляки
Как чаша, полна тоски
Душа – до самого края.
Морские дали – поля
Бледно-серебряных лилий…
Родная моя земля,
За что тебя погубили?
Так в горький, смертельный час открывалось человеческое единение погибших воинов. И все отчетливее намечалась тема, казалось бы, неожиданная и в то же время глубоко закономерная в творчестве русских поэтов-эмигрантов - тема враждующих братьев. Ее движение и развитие в поэзии русских эмигрантов определялись глубинными устремлениями лучших ее представителей. Тех, кто, скорбя и размышляя о судьбах родины, не могли не касаться болевых точек попранных и разорванных взаимосвязей, взаимоотношений людей, сознательно или невольно ставших врагами.
Те поэты-эмигранты, кто был непосредственным участником Гражданской войны, хотели прежде всего передать стихию пережитого, выстраданного ими. Вот стихи воина Белой армии Владимира Смоленского:
Ты отнял у меня мою страну,
Мою семью, мой дом, мой легкий жребий…
Ты гнал меня сквозь стужу, жар и дым,
Грозил убить меня рукою брата…
Этот мотив братоубийства конкретизируется в другом стихотворении Смоленского – емком лирическом воспоминании:
Над Черным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.<…>
Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,
И Ангел плакал над мертвым ангелом…
- Мы уходили за море с Врангелем.
«Русские пули» посланы рукою брата – соотечественника, врага…
Есть стихи о Гражданской войне и у великой Марины Цветаевой. Муж у неё был «белым». А она в течение нескольких лет была в вынужденной эмиграции. Поэтому понятны её строки из цикла «Дон»:
Белым видением тает, тает…
И сразу же вспоминаются другие цветаевские строки:
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
«Подлинные и ложные счета» между «красными» и «белыми» кажутся теперь не так уж и принципиальными и неразрешимыми перед мысленным взглядом на кровавые жертвы далекой уже, но до сих пор болью отзывающейся Гражданской. Как нужен нам памятник жертвам этой братоубийственной войны, который заставил бы посмотреть на них, как бы вознесясь «над временем и над забвеньем», - как заставил это сделать воздвигнутый Франко в Испании мемориал жертвам гражданской войны в этой стране.
Вот как говорит о этом мемориале живущая в Париже писательница Зинаида Шаховская в своем первом интервью для советских читателей: «А о кладбище, где лежат вместе кости всех героев, «белых» и «красных», вы знаете? Эта общая усыпальница впечатляет. Если бы так везде, на земле был бы мир».
Мир литературы – это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающееся, новое сталкивается с тем, что подчас устаревает или, наоборот, становится образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже 19-20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения – живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке Памяти, столько в нем и человека», - пишет В.Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Многие имена за последнее время возвращаются в литературу.
. Ни одна страна в мире не знала сразу три революции в начале века: в январе 1905-ого, в феврале и октябре 1917-ого. Литература развивалась в преддверии надвигающейся трагедии. Рождались новые идеалы, шла бурная переоценка ценностей. Предметом внимания становятся такие вопросы философского характера, как «общество и человек», «Революция: эксперимент, трагедия или творчество идеалов», «Для чего живет человек, какова его роль в истории, в чем тайна его бытия?». Но новая формация требовала однозначного отношения к происходящим событиям, безоговорочного принятия революционных идей.
И вот наградой таланта становится его преследования. Подвергается гонениям творчество Бориса Пастернака; вокруг его поэзии обостряются споры, положение в литературе осложнялось. А вышедший за рубежом роман «Доктор Живаго», также посвящённый изображению судьбы врача-интеллигента в годы Гражданской войны, еще более усугубляет судьбу писателя. Он отказывается от Нобелевской премии, присужденной за это произведение. Рассуждение автора о бессмысленном кровопролитии на фронтах революции и гражданской войны, о голоде, разрухе, насилии, - властям не нужны. Имя писателя предается забвению, стихи почти не печатаются, роман увидит свет в нашей стране лишь в 1988 году. В стихотворении «Нобелевская премия» Б.Пастернак выражает надежду:
Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века