Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.
Писатель не скрывает, что робинзонада на острове Барса-Кельмес придумана в повести. Но даже явно придуманная ситуация не возникла произвольно. Непосредственным толчком для ее создания послужил вполне реальный факт. 6 и 13 сентября 1922 года «Туркестанская правда», в которой тогда работал Б.Лавренев, поместила небольшие заметки о катастрофе, происшедшей у острова Барса-Кельмес, когда «…налетевшим неожиданно порывом ветра все паруса шхуны были разорваны, а судно было отброшено шквалом на мель… команда не в силах была бороться с течью, и судно, накренившись на правый борт, стало заполняться водой… Пять человек погибло». Подобные происшествия в начале 20-х гг. случались на Аральском море у этого острова. Писатель, несомненно, знал о них и использовал эпизод катастрофы в «Сорок первом».
Рассказ «Сорок первый» был написан Б.А.Лавреневым, по его собственному свидетельству, в два дня, но ему была суждена долгая и яркая жизнь. В основе рассказа – реальные прототипы, с которыми писателя свела жизнь и работа в Ташкенте. «В образ Марютки, - рассказывал Лавренев, - целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая со своими стихами в редакции «Красной звезды» (не надо путать с одноименной газетой, выходящей в Москве поныне), которые мной и цитированы без изменений в повести. А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свел этих персонажей вместе, придумав робинзонаду на острове Барса-Кельмес».(Собр. соч., т.1, с.648-649.) Природа приаральских песков, через которые пробирается отряд Евсюкова, как и пейзажи Аральского моря, навеяны личными впечатлениями Лавренева, бывавшего в этих местах в те самые годы, когда происходит действие в рассказе.
В «Сорок первом» давно мучившая и волновавшая писателя тема столкновения двух противоположных характеров нашла подлинно художественное воплощение, так как он сумел создать образы двух, пожалуй, одинаково сильных героев, столкнувшихся между собой в непримиримой схватке, полюбивших друг друга, испытавших настоящее человеческое счастье и тем не менее оставшихся на социально противоположных позициях. Их судьбы по-настоящему волнуют и захватывают читателя, ибо характеры героев раскрыты глубоко, объемно, разнообразными красками. Каждый их поступок, каждое слово и движение точно придуманы автором и психологически обоснованы.
Возьмем финал «Сорок первого». Появление белогвардейского паруса означает, что герои вновь должны вернуться в мир, расколотый на два противоположных полюса. Поручик, бросив в песок винтовку, с нескрываемой радостью устремился навстречу «своим». Марютка, схватив брошенную винтовку, «закричала отчаянным криком: « Эй, ты… кадет поганый! Назад!».
Раздается выстрел Марютки. Он слишком о многом говорит, ибо определяет нравственный выбор, сделанный Марюткой и поручиком. Автор это подчеркивает такой ремаркой: «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».
С поручиком как будто все ясно. Его выбор завершился трагически. Марютка, практически не задумываясь, выполняет свой революционный долг. Идеи революции оказываются сильнее личных чувств и привязанностей. Такова логика борьбы, бескомпромиссной и ожесточенной. Но писатель видит не только это. Его гуманизм, пожалуй, уникален в литературе тех лет. По всем тогдашним нормам героиня должна была бы торжествовать победу над поверженным, убитым ею врагом. У Лавренева этого не происходит. «Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку… Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем:
- Родненький
мой! Что ж я наделала? Очнись,
болезный мой! Синегла-
В 20-е годы раздавались неоднократно голоса, протестовавшие против лавреневского финала. Предлагалось, чтобы героиня, застрелив поручика, вступила в схватку с белогвардейцами и победила их. Некоторым ревнителям «революционной» чистоты хотелось, чтобы героиня не бросалась с воем и плачем на труп любимого человека, а произносила какие-нибудь слова о верности революции, пролетариату, своему комиссару или отряду.
Художественная смелость Б.Лавренева, его мудрость и проницательность, уменье постичь глубину человеческих отношений в полной мере проявились в «Сорок первом». Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы. Новый герой тогда и в жизни, и в литературе вообще отвергал любовь даже к человеку своего класса, даже к соратнику по революционной борьбе.
Горячим головам тогда казалось, что революция и любовь вообще несовместимы, мешают друг другу, что в бурные, огненные годы нельзя тратить время и силы на любовь, которую надо где-то глубоко затаить в себе, подавить и спрятать. С какой мягкой улыбкой и иронией рассказывает писатель о подписке, которую взяли у Марютки при вступлении в Красную гвардию, «об отказе от бабьего образа жизни и, между прочим, от деторождения до окончательной победы труда над капиталом». Конечно, писатель мог бы показать любовь Марютки к одному из бойцов, к комиссару или, в крайнем случае, к большевику-интеллигенту, военспецу и т.д. Однако автор резко усложнил ситуацию: несмотря на суровый запрет и подписку, пришла к Марютке любовь, да еще какая сильная и большая, к классовому врагу, к белогвардейскому поручику. Мотив любви проходит через всю повесть. Вспомним насмешки товарищей: вяжи, вяжи крепче своего милого. И привязала – на радость и беду.
«Сорок первый» переведен на многие языки мира. Он был дважды экранизирован, и оба раза очень успешно: сначала режиссером Я.Протозановым (в немом кино), а потом, в 1956 году молодым Г.Чухраем (это был его первый фильм). В фильме Чухрая играли: Марютку – И.Извицкая, Евсюкова – Н.Крючков, Говоруху-Отрока – О.Стриженов, игру которого Лавренев считал превосходной. Этот фильм прошел с успехом по экранам многих стран мира, а в 1957г. на Каннском фестивале получил специальную премию за оригинальный сценарий (сценарий писал Г.Колтунов), гуманизм и высокую поэтичность. В 1972г. Театр им. Моссовета поставил пьесу А.П.Штейна «Поющие пески», драматургическую интерпретацию рассказа «Сорок первый». В спектакле был образ Автора, которого играл Р.Плятт. Марютку играла Ия Саввина, поручика – Г.Бортников.
Таким образом, проанализировав эти произведения, я пришла к выводу о том, что любая война – трагедия для народа, будь то гражданская война или какая другая. Во время войны гибнут люди, страдают женщины и дети, разрушаются семьи. В современном обществе и, следовательно, в современной литературе всё больше находит понимание мысль о примирении. Ведь в те годы все дрались «за Родину», и каждый понимал под этим что-то своё. И у «белых», и у «красных» была своя правда. Победили «красные». Для «белых» это обернулось трагедией. Победили бы «белые» - трагедией бы это обернулось для «красных». А в итоге Гражданская война - это великая трагедия всего русского народа.
Ещё в 1919 году Максимилиан Волошин написал уже цитированное мною стихотворение «Гражданская война», заключительные строчки которого звучат так:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И в поэзии тех лет наблюдается деление на стихи «красных» и стихи «белых», хотя стихи «белых», если честно, мы прочитали только недавно, в конце 80-х годов.
Героику первых лет революции
и революционную романтику дв
Михаил Светлов воспевает мечту героя о мировой революции, поэтизирует стремление украинского хлопца воевать за победу революции у себя в стране и «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
Светлов оправдывает смерть солдата, в борьбе за правое дело, в бою, она естественна.
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко» - песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…
Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить…
Беспощадность к врагу – отличительная черта героев М.Светлова.
Наши девушки, ремешком
Подпоясывая шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели…
(«Рабфаковке»)
В знаменитой «Песне о Каховке» (1935 г.) мы читаем:
Посмотрим по-новому на эти строки. Для М.Светлова места крупных сражений гражданской войны, где гибли люди
всего лишь «этапы большого пути».
Строка
«горячая пуля лети!» есть не
что иное, как поэтизация войны.
И романтически привлекательны
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет…
…Ты помнишь, товарищ, как
Вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым
Улыбались
Ее голубые глаза…
К поэтам,
воспевшим героику
Поэт
восхищен бойцами революции,
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей,-
утверждает он в знаменитой в те годы «Балладе о гвоздях» ( 1919-1922 г.г.)
Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе за идеалы большевизма.
Рассмотрим отрывок из поэмы Николая Асеева «Буденный» - «Марш Буденного» (1923год.). Здесь, как и у М.Светлова, - поэтизация боёв, убийства, гибели соотечественников.
…Не сынки у маменек
В помещичьем дому,
Выросли мы в пламени,
В пороховом дыму.
…Пусть паны не хвастают
Посадкой на скаку, -
Смелем рысью частою
Их эскадрон в муку.
…Все, что мелкой пташкою
Вьется на пути,
Перед острой шашкою
В сторону лети.
Не затеваем бой мы,
Но, помня Перекоп,
Всегда храним обоймы
Для белых черепов.
Выделенные строки выражают позицию автора.
Были ли написаны в те годы сильные в художественном отношении стихи? Безусловно, да. Потому что у «красных» была крепкая вера в новую жизнь, в революцию. Какие яркие стихи писал, например, Владимир Луговской:
Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века