Гражданская война в литературе поэтов 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

Работа содержит 1 файл

Гражданская война.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

Вместе сражались,

Как нас обнимала гроза?

Тогда нам обоим  сквозь дым

Улыбались

Ее голубые  глаза…

      К поэтам, воспевшим героику революционной  борьбы, принадлежал и Николай Тихонов.

       Поэт восхищен бойцами революции, их готовностью ценой своей жизни выполнить приказ.

Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче б  не было в мире гвоздей,-

утверждает  он  в  знаменитой  в  те  годы  «Балладе  о  гвоздях» ( 1919-1922 г.г.)

             Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе  за  идеалы  большевизма.

         Рассмотрим отрывок из поэмы Николая Асеева «Буденный» - «Марш Буденного» (1923год.). Здесь, как и у М.Светлова,  -  поэтизация боёв, убийства, гибели соотечественников.

…Не сынки у маменек

В помещичьем дому,

Выросли мы в  пламени,

В пороховом  дыму.

 

…Пусть паны не хвастают

Посадкой на скаку, -

Смелем рысью  частою

Их эскадрон в муку.

 

…Все, что мелкой пташкою

Вьется на пути,

Перед острой шашкою

В сторону лети.

 

Не затеваем бой мы,

Но, помня Перекоп,

Всегда храним обоймы

Для белых черепов.

        Некоторые  песни  гражданской   и  теперь  поются  в  компаниях   как  просто  хорошие  песни,  без  всякой  идеологии, например, «Песня  о  Щорсе»  Михаила Голодного или «Проводы» Демьяна Бедного.

         

          У  «белых»  не  было  веры  в  новую  жизнь,  но  у   них  была  подлинная  трагедия. Отсюда  стихи, проникнутые   неподдельным  страданием  и   мужеством.  Отсюда  пронзительные   стихи  о  России, о  родной  земле, с  которой  их  смела  волна  революции  и  Гражданской  войны. Послушайте  стихотворение  Арсения  Несмелова. Поэт Арсений Несмелов  (под этим псевдонимом выступал бывший белый офицер-колчаковец Арсений Митропольский), вспоминает о  Гражданской  войне   как  о  «братоубийственнейшей  из войн», когда «надвое Россия раскололась».

                                           

                                         НА   ВОДОРАЗДЕЛЕ.

                     Воет  одинокая  волчиха

                     На  мерцанье  нашего  костра.

                     Серая, не  сетуй, замолчи-ка,

                     Мы  пробудем  только  до  утра.

 

                     Мы  бежим  отбитые  от  стаи,

                     Горечь  пьём  из  полного  ковша,

                     И  душа  у  нас  совсем  пустая,

                     Злая, беспощадная  душа.

 

                     Всходит  месяц  колдовской  иконой,-

                     Красный  факел  тлеющей   тайги.

                     Вне  пощады  мы  и вне закона,-

                     Злую  силу  дарят  нам   враги.

 

                     Ненавидеть  нам  не  разучиться,

                     Не  остыть  от  злобы  огневой…

                     Воет  одинокая  волчица,

                     Слушает  волчицу  часовой.

 

                     Тошно  сердцу  от  звериных  жалоб,

                     Неизбывен  горечи  родник…

                     Не  волчиха, родина, пожалуй,

                     Плачет  о  детёнышах  своих.

 

          Известная  русская  поэтесса  Зинаида  Гиппиус вместе с  мужем Дмитрием  Мережковским  уехала из России 24 декабря 1919 года, поэтому  в  советское   время  делали  вид, что   её  вообще  не  существует  в  литературе.  В революции   Зинаиду  Гиппиус  ужаснула безликость массы, подчиненной организующей воле сверху.

…И старший в ответ: «Есть, капитан!»

А самый дерзкий  и молодой

Смотрел на солнце над водой.

«Не все ли равно, - сказал он, - где?

Еще спокойней  лежать в воде».

       Для  поэтессы революция – это стыд и позор нации, это растоптанное человеческое достоинство. Революция уничтожила интеллигенцию, отрезала России пути к будущему.

Поэтесса обращается к благородству дворян-декабристов  и возмущается насилием, жестокостью  революционеров-большевиков, стих звучит, как плач:

    Простят ли чистые герои?

     Мы их завет не сберегли.

                                                     Мы потеряли все святое:

          И стыд души, и честь земли.

           …Солдатский штык проткнул глаза.

 …Ночная  стая свищет, рыщет,

      Лед на Неве кровав и пьян…

                                                    О, петля Николая чище,

     Чем  пальцы  серых  обезьян.

Происходящее для нее  – хуже смерти:

…Но так не жить, но так не жить!

 

Вспомним, какими чувствами  проникнуто стихотворение «Если».

Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек  зверь – я его ненавижу.

      Если человек хуже зверя –  я его убиваю.

 Если кончена  моя Россия – я умираю.

       З.Гиппиус  трагически воспринимает события.  В её  стихах  звучит  тоска  и  боль за  погубленную  Россию, которая гибнет.

Качаются на луне

Пальмовые перья

      Жить хорошо ли мне,

  Как живу  теперь я?

 

            Ниткой золотой светляки

Пролетают, мигая

        Как чаша, полна тоски

          Душа – до самого края.

 

     Морские дали – поля

                 Бледно-серебряных лилий…

 Родная  моя земля,

       За что тебя погубили?

       Те  поэты-эмигранты, кто был непосредственным  участником Гражданской войны,  хотели  прежде всего передать стихию пережитого, выстраданного  ими.  Вот стихи воина Белой армии Владимира Смоленского:

Ты отнял  у меня мою страну,

Мою семью, мой  дом, мой легкий жребий…

 

Ты гнал меня сквозь стужу, жар и дым,

Грозил убить  меня рукою брата…

      Этот  мотив  братоубийства  конкретизируется  в другом стихотворении Смоленского – емком лирическом воспоминании:

Над Черным морем, над белым Крымом

Летела слава  России дымом.<…>

 

Летели  русские  пули градом,

Убили друга  со мною рядом,

 

И Ангел плакал над мертвым ангелом…

- Мы уходили  за море с Врангелем.

     «Русские  пули» посланы рукою брата  – соотечественника, врага…

      Есть  стихи  о  Гражданской   войне  и  у  великой   Марины  Цветаевой. Муж  у   неё  был  «белым». А   она  в  течение  нескольких  лет  была  в  вынужденной   эмиграции. Поэтому  понятны  её  строки  из  цикла  «Дон»:

 

                                        Белая  гвардия, путь  твой  высок:

                                        Чёрному  дулу – грудь   и  висок.

 

                                         Божье  да  белое  твоё  дело:

                                         Белое  тело  твоё – в   песок.

 

                                         Не  лебедей  это  в   небе  стая:

                                         Белогвардейская  рать  святая

                                         Белым видением  тает, тает…

 

                                         Старого  мира – последний   сон:

                                         Молодость – Доблесть – Вандея  – Дон.

 

  И  сразу   же  вспоминаются  другие   цветаевские   строки:

 

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

                                                         Поглядеть: солдат.

   Где  свой, где чужой?

 

Белый был –  красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был  – белый стал:

Смерть побелила.

     Мир литературы  – это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающееся, новое сталкивается с тем, что подчас устаревает или, наоборот, становится образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже 19-20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения – живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке Памяти, столько в нем и человека», - пишет  В.Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Многие имена за последнее время возвращаются в литературу.

        . Ни одна страна в мире не  знала сразу три революции  в начале века: в  январе 1905-ого,  в  феврале  и  октябре  1917-ого. Литература развивалась  в преддверии надвигающейся трагедии. Рождались новые идеалы, шла бурная переоценка ценностей. Предметом внимания становятся такие вопросы философского характера, как «общество и человек», «Революция: эксперимент, трагедия или творчество идеалов», «Для чего живет человек, какова его роль в истории, в чем тайна его бытия?». Но новая формация требовала однозначного отношения к происходящим событиям, безоговорочного  принятия   революционных  идей.

 

          И вот наградой таланта становится  его преследования. Подвергается гонениям творчество Бориса  Пастернака; вокруг его поэзии обостряются споры, положение в литературе осложнялось. А вышедший за рубежом роман «Доктор Живаго», также посвящённый изображению судьбы  врача-интеллигента  в  годы Гражданской  войны, еще более усугубляет судьбу писателя. Он отказывается от Нобелевской премии, присужденной за это произведение. Рассуждение автора о бессмысленном кровопролитии на фронтах революции и гражданской войны, о голоде, разрухе, насилии, - властям не нужны. Имя писателя предается забвению, стихи почти не печатаются, роман увидит свет в нашей стране лишь в 1988 году. В стихотворении «Нобелевская премия» Б.Пастернак выражает надежду:

…Верю я, придет пора,

                                                      Силу подлости и злобы

                                                      Одолеет дух добра.

          Эти  слова  Бориса  Пастернака  перекликаются  со  словами   Библии:

 «Не будь побежден  злом,

но побеждай зло добром» -

 Помни о том,  что ты  человек,  что  для  человечества важно не насильственное счастье, а понимание человека, его внутреннего мира, богатства его души. Главное не счастье, а достижение счастья через счастье других (я счастлив лишь тогда, когда счастливы вы).

         Как бы мы ни делили литературу  на «тех» и «этих», тревога за сохранение человеческого в человеке слышна в устах писателей, оказавшихся в гуще событий начала 20 века.

          Предупреждением звучат слова  древнего философа Сократа из  глубины веков:

«Никому нельзя пытаться читать Вселенную, пока не

  прочтешь свою собственную   душу,  и это не помешает  тебе 

обратить  все остальное во зло».

     

         Многие задают риторические вопросы:  историки и политологи, социологи  и психологи: «Как это могло  произойти? Что толкало соседей,  братьев в огонь кровавой битвы?

           В таких случаях пригождается  опыт истории, ведь была уже  одна гражданская война, унесшая  десятки миллионов жертв. Мы  перечитываем сегодня произведения  о ней и стараемся вникнуть, найти ответы на сегодняшние  вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторить все сначала.

           А закончить я хочу так: дай  Бог, чтоб на Руси не вспыхнула  новая большая гражданская война.  Хватит  нам  разгромов  без кавычек и с ними.

Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века