В «Разгроме» нет предыстории персонажей, предваряющей
действие. Но в повествовании о жизни и
борьбе партизанского отряда в течение
трех месяцев писатель, не отступая от
основного сюжета, включает существенные
детали из прошлой жизни героев ( Левинсона,
Морозки, Мечика и др.), объясняющие истоки
их характера и нравственных качеств.
Всего персонажей в романе (включая
и эпизодические) около тридцати.
Это необычно мало для произведения,
рассказывающего о гражданской
войне. Это объясняется
тем, что в центре внимания Фадеева изображение человеческих
характеров. Он любит подолгу и внимательно
исследовать отдельную личность, наблюдать
ее в разные моменты общественной и частной
жизни.
Военным эпизодам в романе
отведено немного места.
Заглавное событие – военный разгром партизанского
отряда
Первая половина романа – неторопливое
повествование о человеческих
судьбах и характерах, жизненной
ориентации героев в годы революции.
Затем автор показывает сражение
как испытание людей. И во время военных действий писатель обращает
внимание прежде всего на поведение и
переживания участников сражений. Где
находился, что делал, о чем думал тот или
иной герой – вот какие вопросы волнуют
Фадеева.
«Настоящий человек пробуждается
в самых лучших своих сторонах, когда стоит
перед большим испытанием». Это убеждение
Фадеева обусловило его художественный
прием – довершать характеристику человека
изображением его поведения в той трудной
обстановке, которая требует высшего напряжения
сил.
Если брать чисто внешнюю оболочку
развития событий в романе
«Разгром», то это действительно
история разгрома партизанского
отряда Левинсона, т.к. А.А.Фадеев
использует для повествования
один из самых драматических моментов в истории партизанского
движения на Дальнем Востоке, когда объединенными
усилиями белогвардейских и японских
войск были нанесены тяжелые удары по
партизанам Приморья.
К концу романа складывается
трагическая ситуация: партизанский
отряд оказывается во вражеском окружении.
Выход из создавшегося положения потребовал
больших жертв. Роман заканчивается гибелью
лучших людей отряда. Осталось в живых
только девятнадцать. Но дух бойцов не
сломлен. Роман утверждает идею непобедимости
народа в справедливой войне.
Система образов «Разгрома», взятая
в целом, отразила реальное
соотношение основных социальных
сил нашей революции. В ней
участвовали пролетариат, крестьяне
и интеллигенция, руководимые
большевистской партией.
Идет преданный народу интеллигент – врач Сташинский,
большевик – командир Левинсон.
Однако герои романа не просто
«представители» определенных социальных
групп, но и неповторимые индивидуальности.
Перед взором читателя, как живые,
выступают спокойный и рассудительный Гончаренко, горячий и торопливый
в суждениях Дубов, своевольный и увлекающийся
Морозка, покорная и сострадательная Варя,
обаятельный, сочетающий в себе наивность
юноши и мужество борца Бакланов, отважный
и стремительный Метелица, скромный и
волевой Левинсон.
Образы Бакланова и Метелицы,
юность которых совпала с революцией,
открывают портретную галерею
молодых героев, так богато и
поэтично представленную в последующем
творчестве Фадеева, и особенно
в его романе «Молодая гвардия».
Бакланов, во всем подражавший большевику
Левинсону, становится в ходе борьбы подлинным
героем.
Бывший пастух Метелица выделялся
в партизанском отряде своей
исключительной отвагой. Его храбрость
восхищает окружающих. В разведке,
в белогвардейском плену, во время жестокой казни
Метелица показал высокий образец бесстрашия.
Жизненная сила била в нем неиссякаемым
ключом. «Этот человек минуты не мог просидеть
спокойно – весь был огонь и движение,
и хищные его глаза всегда горели
ненасытным желанием кого-то догонять
и драться». Метелица – герой-самородок,
сформировавшийся в стихии трудовой жизни.
Таких немало было в народе. Революция
выводила их из безвестности и помогала
им раскрыть в полную меру свои прекрасные
человеческие качества и возможности.
Метелица олицетворяет их судьбу.
Каждое действующее лицо «Разгрома»
вносит в роман нечто свое.
Но в соответствии с основной
темой произведения – перевоспитание человека в
революции – художник сосредоточил свое внимание,
с одной стороны, на идейном руководителе
отряда – коммунисте Левинсоне, а с другой
– на представителе революционной массы
Морозка
Особо важная роль Левинсона,
Морозки и Мечика в развитии
сюжета подчеркнута тем, что
их именами автор называет
или преимущественно им посвящает многие главы
романа.
Со всей страстью писателя-коммуниста
и революционера А.А.Фадеев стремился
приблизить светлое время коммунизма.
Эта гуманистическая вера в
прекрасного человека пронизывала
самые тяжёлые картины и положения, в которые попадали его герои.
Для Фадеева революционер
невозможен без устремленности
в светлое будущее, без веры
в нового, прекрасного, доброго
и чистого человека. Образом
такого революционера является
командир партизанского отряда
Левинсон.
Это один из первых в
молодой советской прозе
реалистически правдивых типов
коммунистов, руководивших народной
борьбой на фронтах Гражданской
войны.
Действиями коммуниста Левинсона
руководила «огромная, не сравнимая
ни с каким другим желанием жажда нового,
прекрасного, сильного и доброго человека».
Такие черты характера он стремился воспитать
в людях, которыми руководил.
Образ Левинсона не следует
оценивать как идеальное олицетворение
духовного облика коммунистического деятеля. Он не свободен от некоторых
ошибочных представлений. Так, например,
он полагал, что «вести за собой других
людей можно, только указывая им на их
слабости и подавляя, пряча от них свои».
Для коммуниста, действующего в
роли руководителя, характерны не только и не столько
указание на слабости, сколько умение
обнаруживать достоинства в руководимых
людях, воспитывать в них веру в свои силы,
поощрять их инициативу. И только потому,
что именно так в большинстве случаев
поступал Левинсон, читатель узнает и
признает в нем типичного представителя
коммунистов, работавших в массах на фронтах
гражданской войны.
Основная идея романа - перевоспитания
человека в ходе революционной
борьбы – решается, в основном,
на образе Морозки. Партизан Морозка – верное олицетворение
той массы рядовых пролетариев, которой
только революция открыла путь к духовному
росту и восстановлению попранного человеческого
достоинства.
В революционной борьбе вчерашние
рабы обретали утраченное чувство человеческого достоинства. Вспомним
сцену у парома, когда Морозка оказался
в роли организатора толпы, перепуганной
мнимой близостью японцев. «Морозка, попав
в эту сумятицу, хотел было, по старой привычке
(«для смеху»), попугать еще сильнее, но
почему-то раздумал и, соскочив с лошади,
принялся успокаивать… Он вдруг почувствовал
себя большим, ответственным человеком…
радуясь необычной своей роли». Так в повседневных
явлениях партизанского быта Фадеев с
редкой проницательностью постигал моральный
результат революционной борьбы, ее отзвук
в человеческом сердце, ее облагораживающее
воздействие на нравственный облик личности.
Участие в больших событиях
обогатило жизненный опыт Морозки.
Глубже становилась его духовная
жизнь, появились первые «непривычно тяжелые думы», родилась потребность
осмыслить свои поступки и окружающий
мир. Прежде, до революции, живя в шахтерском
поселке, он многое делал необдуманно:
жизнь казалась ему простой, немудрящей
и даже «веселой». После пережитого в партизанском
отряде Морозка переоценил свою прежнюю
жизнь, свое «беспечное» озорство, он старался
теперь попасть на ту правильную дорогу,
«по которой шли такие люди, как Левинсон,
Бакланов, Дубов». В ходе революции он
превращался в сознательного думающего
человека.
«Разгром» Александра Фадеева
вместе с «Чапаевым» Дмитрия Фурманова
и «Железным потоком» Александра
Серафимовича - яркие вехи на пути реалистического
постижения революционных перемен в жизни
и создании народа. Но при всей общности
романов у каждого автора свой подход
к теме, своя манера его художественного
освещения. Серафимович изобразил процесс
рождения революционной сознательности
в массах прежде всего на основе их собственного
опыта борьбы. Фурманов и Фадеев рассказали
о великой роли партии в организации революционной
борьбы народа и в его идейно-нравственном
воспитании. Они показали красоту и величие
социалистической революции как красоту
и величие передовых идей, поднимающих
самосознание народных масс и направляющих
их стихийный революционный порыв к высокой
цели.
Но главное в романе
- его оптимистическая идея,
которая проявляется и
в финальных словах: «… нужно
было жить и исполнять свои
обязанности», - призыве, объединившем
жизнь, борьбу и преодоление,
и во всей структуре романа, а именно в расположении
фигур, их судеб и характеров. Благодаря
всему этому роман не звучит пессимистично,
он оптимистичен. Оптимизм романа -
в вере в победу революции.
Следующее произведение рисует
революцию совершенно другими красками, запоминается иными
героями и эпизодами. Это
книга Артёма Весёлого «Россия,
кровью умытая».
Артем Веселый (настоящее имя
– Николай Иванович Кочкуров)
принадлежал к поколению советских
писателей, чья юность пришлась
на годы революции и Гражданской войны. Их сформировало
время великой смуты. Приход Веселого
в «красные» вполне закономерен. Сын волжского
крючника, с детства он «хлебнул лиха»,
сочетая работу – порой тяжелую и вполне
взрослую – с учебой в Самарском начальном
училище. Большевиком он стал уже в Февральскую
революцию; после Октября – боец Красной
Армии. Сражался с белочехами, затем с
деникинцами, находился на партийной работе.
Артём Веселый отмечал в автобиографии:
«С весны 1917 года занимаюсь революцией.
С 1920 года – писательством».
В «России, кровью умытой» нет
традиционного единого сюжета, скрепленного
историей судеб отдельных героев,
нет единой интриги. Своеобразие
и сила книги – в воспроизведении
«образа времени». Писатель полагал,
что главная его задача – воплотить образ революционной, митингующей
России на фронте, на вокзалах, в выжженных
солнцем степях, на деревенских улицах,
на городских площадях. Образу времени
соответствуют стиль и язык повествования,
его напряженный темп, динамическая фраза,
обилие массовых сцен с их многоликостью
и многоголосием.
«Россия, кровью умытая» - одно
из значительных произведений
отечественной литературы. В нем
с необычайной силой и правдивостью
отражена великая ломка жизни
России в годы первой мировой
войны, Октябрьской революции и войны Гражданской..
«образ грандиозной книги о
гражданской войне» и возник
перед ним «во весь рост»)
когда юный Николай Кочкуров
увидел в окно вагона донских
и кубанских казаков, которые
были побеждены Красной Армией
и теперь, обезоруженные, походным порядком
на своих конях возвращались по домам
Начиная с весенних дней 1920 года
и до 30-х годов, шла работа над романом, который
можно назвать Главной книгой писателя.
Произведение
сложилось как единое художественное целое к отдельному изданию
1932 года. Именно тогда появляется
двухчастное деление – на «два крыла»,
а между «крыльями» расположились этюды,
которые сам автор истолковывал как
«коротенькие, в одну - две странички, совершенно
самостоятельные и законченные рассказы,
связанные с основным текстом романа своим
горячим дыханием, местом действия, темой
и временем…».
Действие первой части романа
происходит на юге: русские
позиции на Турецком фронте
в годы первой мировой войны,
возвращение с фронта, гражданская война на Кавказе
и под Астраханью. Действие второй части
переносится на среднюю Волгу. Ни один
из персонажей первой части во вторую
не попадает: тем самым фабульных мотивировок,
скрепляющих обе части воедино, здесь
нет. Каждая из двух частей представляет
собой пространственно замкнутое внутри
себя повествование.
Замкнутые пространственно, они
замкнуты и во времени. Первая
часть охватывает начальный период
гражданской войны, когда шла
ломка прежних общегосударственных
и общеидеологических установлений. Это
период, когда, по словам Джона Рида,
«старой России не стало»: «Бесформенное
общество растаяло, потекло лавой в первозданный
жар, и из бурного моря пламени выплыла
могучая и безжалостная классовая борьба,
а вместе с ней еще хрупкие, медленно застывающие
ядра новых образований». Вторая часть
охватывает завершающий этап гражданской
войны, когда белые уже отогнаны, «ядра
новых образований» структурно обозначились,
сформировалась новая государственная
власть и эта власть вступила в сложные
отношения с крестьянством – отношения,
чреватые трагическими конфликтами.
Следовательно, первая и вторая
части «России, кровью умытой»
- это два момента в развитии
революции, связанные между собой
по принципу исторической последовательности.