Гражданская война в литературе поэтов 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

Работа содержит 1 файл

Гражданская война.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

       Для  реализации своего замысла писатель  находит удачный сюжет и фабулу, которая стремительно развивается.  Для того чтобы выстрел в  финале мог прозвучать с такой потрясающей силой, герои должны были сблизиться. Их сближение происходит через взаимное узнавание. Первоначально для Марютки люди типа Говорухи-Отрока – это вовсе не люди, они «чужие», они враги «бедного пролетарьята», и она их беспощадно убивает, ведя свой суровый смертный счет. Кстати, в обнаруженном нами черновике он был значительно большим: 75 врагов уничтожила снайперскими выстрелами Марютка. Промах Марютки дает ей  возможность присмотреться к одному из врагов, ближе узнать его.

          Рядом с Марюткой «малиновый» комиссар Евсюков. Неказистый, нескладный, маленький, он привлекателен, потому что искренне и самоотверженно защищает новую жизнь. Сейчас за нее нужно воевать, и Евсюков беспощаден и стремителен, как взмах клинка.

         Спасая от смерти свой отряд,  он вынужден  отобрать у киргизов  верблюдов (вспомним  Левинсона из  романа  Фадеева). Ему это неприятно, но выхода другого нет.

         С теплой улыбкой Лавренев  рассказывает  о  своей  героине:  «А особая между ними Марютка».

         Марютка числилась в отряде  лучшим стрелком: сорок вражеских  офицеров она уже выбила из  рядов своим метким, не знающим  промаха огнем. И вот – «сорок  первым должен был стать на  Марюткином смертном счету гвардии  поручик  Говоруха-Отрок. А  стал первым на счету девичьей радости. Выросла в Марюткином сердце нежная тяга к поручику, к тонким рукам его, к тихому голосу, а пуще всего к глазам необычайной сини».

       При  явной условности этой ситуации, нельзя не видеть живой привлекательности  образа Марютки, а ещё более – глубокого смысла зарождающегося между нею и поручиком душевного конфликта.

       «Круглая  рыбачья сирота», Марютка пришла  в Красную гвардию сама, пришла  с астраханских промыслов, где  с семилетнего возраста работала  «на жирной от рыбьих потрохов скамье». Марютка снискала уважение всего отряда своей сосредоточенной ненавистью к белым и незаурядным снайперским мастерством. Эти качества удивительно сочетались в её натуре с мечтательностью, женственностью и даже пристрастием к стихам.

 

          Ее экспрессивные стихи не придуманы автором, они – характерная примета того необычного времени, он ее лишь уловил и воспроизвел. На страницах «Нашей газеты» нам удалось обнаружить почти точный эквивалент:

Как мы видели в Душаке

Перекрестные огни…

Началася канонада,

Загорелся весь Душак.

Тут товарищ Колузаев

Известил сейчас же так…

Ввиду кризиса за нефтью

Мы решили взад подать.

Ждем с углем мы паровозы,

Снова будем наступать.

       Сама  фактура стиха, если ее можно  в данном случае так обозначить, стиль полностью совпадает со стихотворными опытами Марютки. И это свидетельствует об умении писателя, отталкиваясь от каких-то конкретных впечатлений, отобрать такие детали, которые «заигрывают» в художественном образе.

 Ленин герой наш  пролетарский,

Поставим статуй твой на площаде.

Ты низвергнул дворец тот царский

И стал ногою на труде.

                                                      Как казаки наступали, 

Царской свиты палачи,

Мы встренули их пулями,

Красноармейцы молодцы,

Очень много тех казаков,

Нам пришлося отступать.

Евсюков геройским махом

Приказал сволочь прорвать.

Мы их били с пулемета,

Пропадать нам все  одно,

Полегла вся наша рота,

Двадцатеро в степь  ушло.

 Стихи придают Марютке  особую поэтичность, помогают  раскрыть ее внутренний мир,  душевную щедрость, заставляют поручика иначе взглянуть на людей, с которыми он  борется. «Главное в жизни Марюткиной – мечтание. Очень мечтать склонна и ещё любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить косо клонящимися в падучей буквами стихи. Это всему отряду известно».

       Бойцы  отряда питали к Марютке «бессознательную  нежность», а «в боях берегли  пуще себя».

       Что  же произошло на острове в  Аральском море? Не одними лишь  «глазами необычайной сини» привлек  её к себе пленный поручик. Больше всего упивалась она его рассказами – «учености» у неё не было никакой, а тяга к знаниям – непреодолима. И вот она слушала его взволнованно и напряженно.

       В  «Сорок первом» Лавреневу удалось  найти достойного антипода своей  героине. Им стал белогвардейский офицер Говоруха-Отрок. Характеры сталкивающихся между собой героев раскрыты многогранно, даны объемно. Марютка не только боец Красной Армии, но и красивая девушка, искренне полюбившая своего пленника. Говоруха-Отрок не только белогвардейский офицер, но и умный, образованный человек.

          Молодые  люди  мечтают  о   тихой  мирной  жизни: «Как  только отсюда выберемся, - предлагает  Марютке  Говоруха-Отрок, - уедем  на Кавказ. Есть у меня там  под Сухумом дачка маленькая.  Заберусь туда, сяду за книги, и все к черту. Тихая жизнь, покой. Не хочу я больше правды – покоя хочу…»

       . Судьбы  этих двух совершенно разных  людей свела революция – величайшая  трагедия для любой страны. Когда  брат идет на брата, сын на  отца и т.д., страна как правило, делится невольно на своих и чужих. Именно свой и чужой встретились на том острове. Конечно, понятия «свой» и «чужой» абстрактные, Марютка своя для «красных» и чужая для «белых», точно также Говоруха-отрок свой для «белых» и чужой для «красных».

        Эти два человека, я думаю, невольные исполнители чей-то воли, исполняемой «во имя народа». Но я думаю, для какого народа? Если для крестьян и рабочих, то да, им она нравилась. А что касается не крестьян, не рабочих, а простых русских богатых людей, - дворян, купцов, буржуазии и т.д. – они что, не люди? С их интересами не считались.

           Таким был и Говоруха-Отрок.  Выходец из дворян, богатый человек,  он  очень образован (стихи  пишет да и мысли у него  передовые). Надоела ему революция  и гражданская война, он хочет уехать. А Марютка ему возражает: « Ишь ты, чего захотел». По сути ведь Говоруха-Отрок был прав, эта война не была нужна никому – ни своим, ни чужим. Эта война покалечила судьбы миллионов людей, семей, более  того  она  покалечила судьбу самой России. Вот  и  встреча  молодых   героев  «Сорок  первого» закончилась  трагедией.  Встретились бы они лет через 10, или, наоборот, лет 10 тому назад, кто знает, как сложилась бы их судьба.

          Своей повестью «Сорок первый»  Лавренев заставляет нас об этом подумать, поразмышлять. Конечным итогом и для того и для другого явилась смерть. Смерть физическая Говорухи-Отрока и смерть моральная Марютки.  Погибли   оба.

 

 

          На примере их  судеб, я думаю,  Лавренев хочет показать, что  таких смертей было множество по всей России. Т.е. он хочет подчеркнуть ненужность этой войны, ее разрушительность, разрушительность не только страны в целом, но и для жизни любого человека, любой семьи, а в нашем случае война разрушила первое настоящее чувство, которое еще не успело родиться. Война убила его в зародыше.  И размышляя над этой повестью, я вспомнила слова Толстого: «Факт войны -  убийство». Именно убийства характеризуют любую войну. И в любом случае погибают не только люди, но и чувства. Именно это, я думаю, показал Лавренев в своей повести «Сорок первый».

          Ведь   на заброшенном острове не  просто  встретились два молодых сердца, здесь столкнулись в непримиримой  вражде  два мира, два типа сознания: чувство целеустремленной классовой правды – с интеллигентским барским анархизмом. 

       В  этой коллизии – основа идейно-психологического  содержания повести. Разрешение  коллизии  приходит естественно  и быстро. При первом же столкновении  с Марюткой у поручика пробуждается  желание «поскрипеть зубами, покусаться по-волчьи, чтоб кругом клыки чуяли!». Воспоминание о том, что Марютка и её друзья борются за «полное владение землей, хозяином которой он считает себя», приводит его в ярость. И в этот момент чувство классовой ненависти овладевает всем существом Марютки, превозмогая все случайные чувства, владевшие ею в эти странные, тяжелые, непонятные дни. И она убивает поручика – сорок первого офицера, не ушедшего от её пули, от её правды, от её суда.

        Рассказ  «Сорок первый»   был написан Б.А.Лавреневым, по его собственному свидетельству, в два дня, но ему была суждена долгая и яркая жизнь. В основе рассказа – реальные прототипы, с которыми писателя свела жизнь и работа в Ташкенте. «В образ Марютки, - рассказывал Лавренев, - целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая со своими стихами в редакции «Красной звезды» (не надо путать с одноименной газетой, выходящей в Москве поныне), которые мной и цитированы без изменений в повести. А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свел этих персонажей вместе, придумав робинзонаду на острове Барса-Кельмес».

       В  «Сорок первом» давно мучившая  и волновавшая писателя тема  столкновения двух противоположных характеров нашла подлинно художественное воплощение, так как он сумел создать образы двух, пожалуй, одинаково сильных героев, столкнувшихся между собой в непримиримой схватке, полюбивших друг друга, испытавших настоящее человеческое счастье и тем не менее оставшихся на социально противоположных позициях. Их судьбы по-настоящему волнуют и захватывают читателя, ибо характеры героев раскрыты глубоко, объемно, разнообразными красками. Каждый их поступок, каждое слово и движение точно придуманы автором и психологически обоснованы.

       Возьмем  финал «Сорок первого». Появление  белогвардейского паруса означает, что герои вновь должны вернуться  в мир, расколотый на два  противоположных полюса. Поручик,  бросив в песок винтовку, с  нескрываемой радостью устремился навстречу «своим». Марютка, схватив брошенную винтовку, «закричала отчаянным криком: « Эй, ты… кадет поганый! Назад!».

          Раздается выстрел Марютки. Он  слишком о многом говорит, ибо  определяет нравственный выбор,  сделанный Марюткой и поручиком. Автор это подчеркивает такой ремаркой: «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».

         Ещё  в  1919  году   Максимилиан  Волошин  написал уже цитированное  мною  стихотворение «Гражданская война», заключительные  строчки которого  звучат  так:

А я стою один меж них

       В ревущем пламени и дыме

                                                     И всеми силами своими

                                                     Молюсь за тех и за других.

    

          И  в  поэзии  тех  лет   наблюдается  деление  на  стихи  «красных»  и  стихи   «белых», хотя  стихи «белых»,  если  честно, мы  прочитали только  недавно, в конце 80-х годов.

    

          Героику  первых  лет  революции   и  революционную  романтику  двадцатых годов поэтически точно  выразил Михаил  Светлов. Герой его стихотворения «Гренада» – парень, презирающий удобства, он идет, мчится, скачет степными дорогами, опаленными войной. Парень умирает, но жил он так, как не мог не жить. В этом его представление о правде и смысле жизни.

          Светлов оправдывает смерть солдата,  в борьбе за правое дело, в бою, она естественна.

Отряд не заметил 

Потери бойца

И «Яблочко»-песню

Допел до конца.

Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя…

Новые песни

   Придумала  жизнь…

     Не надо, ребята,

   О песне  тужить…

          В  знаменитой  «Песне  о  Каховке» (1935 г.)  мы  читаем:

                                                Каховка, Каховка – родная  винтовка…

                                                Горячая  пуля, лети!

                                                Иркутск  и  Варшава, Орёл  и  Каховка –

                                                Этапы  большого  пути.

      Посмотрим  по-новому на  эти  строки. Для  М.Светлова  места крупных сражений  гражданской войны, где гибли  люди

                                                Иркутск  и  Варшава, Орёл  и  Каховка -

всего  лишь  «этапы большого пути».

      Строка  «горячая пуля лети!» есть не  что иное, как поэтизация войны.  И романтически привлекательны   для  автора   идущие  сквозь  огонь  люди.

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идет…

…Ты помнишь, товарищ, как

Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века