Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:34, реферат
Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.
Для
реализации своего замысла
Рядом с Марюткой «малиновый» комиссар Евсюков. Неказистый, нескладный, маленький, он привлекателен, потому что искренне и самоотверженно защищает новую жизнь. Сейчас за нее нужно воевать, и Евсюков беспощаден и стремителен, как взмах клинка.
Спасая от смерти свой отряд, он вынужден отобрать у киргизов верблюдов (вспомним Левинсона из романа Фадеева). Ему это неприятно, но выхода другого нет.
С теплой улыбкой Лавренев рассказывает о своей героине: «А особая между ними Марютка».
Марютка числилась в отряде
лучшим стрелком: сорок вражеских
офицеров она уже выбила из
рядов своим метким, не знающим
промаха огнем. И вот – «сорок
первым должен был стать на
Марюткином смертном счету
При
явной условности этой
«Круглая
рыбачья сирота», Марютка
Ее экспрессивные стихи не придуманы автором, они – характерная примета того необычного времени, он ее лишь уловил и воспроизвел. На страницах «Нашей газеты» нам удалось обнаружить почти точный эквивалент:
Как мы видели в Душаке
Перекрестные огни…
Началася канонада,
Загорелся весь Душак.
Тут товарищ Колузаев
Известил сейчас же так…
Ввиду кризиса за нефтью
Мы решили взад подать.
Ждем с углем мы паровозы,
Снова будем наступать.
Сама
фактура стиха, если ее можно
в данном случае так
Ленин герой наш пролетарский,
Поставим статуй твой на площаде.
Ты низвергнул дворец тот царский
И стал ногою на труде.
Царской свиты палачи,
Мы встренули их пулями,
Красноармейцы молодцы,
Очень много тех казаков,
Нам пришлося отступать.
Евсюков геройским махом
Приказал сволочь прорвать.
Мы их били с пулемета,
Пропадать нам все одно,
Полегла вся наша рота,
Двадцатеро в степь ушло.
Стихи придают Марютке особую поэтичность, помогают раскрыть ее внутренний мир, душевную щедрость, заставляют поручика иначе взглянуть на людей, с которыми он борется. «Главное в жизни Марюткиной – мечтание. Очень мечтать склонна и ещё любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить косо клонящимися в падучей буквами стихи. Это всему отряду известно».
Бойцы
отряда питали к Марютке «
Что
же произошло на острове в
Аральском море? Не одними лишь
«глазами необычайной сини»
В
«Сорок первом» Лавреневу
Молодые люди мечтают о тихой мирной жизни: «Как только отсюда выберемся, - предлагает Марютке Говоруха-Отрок, - уедем на Кавказ. Есть у меня там под Сухумом дачка маленькая. Заберусь туда, сяду за книги, и все к черту. Тихая жизнь, покой. Не хочу я больше правды – покоя хочу…»
. Судьбы
этих двух совершенно разных
людей свела революция –
Эти два человека, я думаю, невольные исполнители чей-то воли, исполняемой «во имя народа». Но я думаю, для какого народа? Если для крестьян и рабочих, то да, им она нравилась. А что касается не крестьян, не рабочих, а простых русских богатых людей, - дворян, купцов, буржуазии и т.д. – они что, не люди? С их интересами не считались.
Таким был и Говоруха-Отрок. Выходец из дворян, богатый человек, он очень образован (стихи пишет да и мысли у него передовые). Надоела ему революция и гражданская война, он хочет уехать. А Марютка ему возражает: « Ишь ты, чего захотел». По сути ведь Говоруха-Отрок был прав, эта война не была нужна никому – ни своим, ни чужим. Эта война покалечила судьбы миллионов людей, семей, более того она покалечила судьбу самой России. Вот и встреча молодых героев «Сорок первого» закончилась трагедией. Встретились бы они лет через 10, или, наоборот, лет 10 тому назад, кто знает, как сложилась бы их судьба.
Своей повестью «Сорок первый» Лавренев заставляет нас об этом подумать, поразмышлять. Конечным итогом и для того и для другого явилась смерть. Смерть физическая Говорухи-Отрока и смерть моральная Марютки. Погибли оба.
На примере их судеб, я думаю, Лавренев хочет показать, что таких смертей было множество по всей России. Т.е. он хочет подчеркнуть ненужность этой войны, ее разрушительность, разрушительность не только страны в целом, но и для жизни любого человека, любой семьи, а в нашем случае война разрушила первое настоящее чувство, которое еще не успело родиться. Война убила его в зародыше. И размышляя над этой повестью, я вспомнила слова Толстого: «Факт войны - убийство». Именно убийства характеризуют любую войну. И в любом случае погибают не только люди, но и чувства. Именно это, я думаю, показал Лавренев в своей повести «Сорок первый».
Ведь на заброшенном острове не просто встретились два молодых сердца, здесь столкнулись в непримиримой вражде два мира, два типа сознания: чувство целеустремленной классовой правды – с интеллигентским барским анархизмом.
В
этой коллизии – основа идейно-
Рассказ «Сорок первый» был написан Б.А.Лавреневым, по его собственному свидетельству, в два дня, но ему была суждена долгая и яркая жизнь. В основе рассказа – реальные прототипы, с которыми писателя свела жизнь и работа в Ташкенте. «В образ Марютки, - рассказывал Лавренев, - целиком вошла девушка-доброволец одной из частей Туркфронта Аня Власова, часто бывавшая со своими стихами в редакции «Красной звезды» (не надо путать с одноименной газетой, выходящей в Москве поныне), которые мной и цитированы без изменений в повести. А Говоруха-Отрок такой же реальный поручик, захваченный одним из наших кавалерийских отрядов в приаральских песках. Я и свел этих персонажей вместе, придумав робинзонаду на острове Барса-Кельмес».
В
«Сорок первом» давно мучившая
и волновавшая писателя тема
столкновения двух противополож
Возьмем
финал «Сорок первого». Появление
белогвардейского паруса
Раздается выстрел Марютки. Он
слишком о многом говорит, ибо
определяет нравственный выбор,
Ещё в 1919 году Максимилиан Волошин написал уже цитированное мною стихотворение «Гражданская война», заключительные строчки которого звучат так:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И в поэзии тех лет наблюдается деление на стихи «красных» и стихи «белых», хотя стихи «белых», если честно, мы прочитали только недавно, в конце 80-х годов.
Героику первых лет революции
и революционную романтику
двадцатых годов поэтически
Светлов оправдывает смерть
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…
Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить…
В знаменитой «Песне о Каховке» (1935 г.) мы читаем:
Посмотрим по-новому на эти строки. Для М.Светлова места крупных сражений гражданской войны, где гибли люди
Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка -
всего лишь «этапы большого пути».
Строка
«горячая пуля лети!» есть не
что иное, как поэтизация войны.
И романтически привлекательны
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет…
…Ты помнишь, товарищ, как
Информация о работе Гражданская война в литературе поэтов 20 века