Анна Ахматова и её любовь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Работа содержит 1 файл

Анна Ахматова и ее любовь.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

 

Он был страстно увлечен новыми течениями в искусстве, особенно творчеством Владимира Татлина  и Казимира Малевича. Своими статьями о них Пунин заслужил репутацию "воинствующего футуриста", "идеолога левого искусства". В его доме постоянно собирались молодые художники: Владимир Лебедев, Лев Бруни, Петр Митурич, Петр Львов, Николай Тырса.

 

В 1918-1921 гг, привлеченнный Луначарским  к сотрудничеству, Пунин возглавил  Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса, исполнял обязанности комиссара Русского музея и некоторое время – Эрмитажа.

 

В течении 30 лет Николай Николаевич сотрудничал с Русским музеем, читал лекций по истории западноевропейского  искусства в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, Ленинградском университете, на Высших курсах искусствознания, получил звание профессора. Он был блестящим художественным критиком, исследователем, педагогом и  музейным работником, идеологом и горячим пропагандистом авангардных течений. Работы Пунина посвящены византийскому и древнерусскому искусству, японской гравюре, русским художникам XIX и XX веков, истории по искусства западной Европы. Ученик Пунина Ф.Ф.Мельников вспоминал о его послевоенных лекциях в ЛГУ: «Собирались с математического, физического, биологического, экономического – со всех факультетов университета... И он дирижировал такой огромной толпой. И чем больше было людей, тем больше у него было какого-то зажигания. Как он читал Рембрандта! Микелянджело! Леонардо! Профессура приходила со стороны, слушала его. Он умел импровизировать, находить слово, точное абсолюно...»

 

Пятнадцатью годами совместной жизни  с Н.Пуниным была связана Анна Ахматова. Впервые Пунин познакомился с Ахматовой в редакции журнала  Аполлон в 1913 году, потом несколько раз посещал заседания "Цеха поэтов" в доме Гумилевых  в Царском Селе. В 1922 году Анна Андреевна впервые пришла в гости к Пунину, в садовый флигель Шереметьевского дворца (Фонтанного Дома), ставший теперь музеем Ахматовой и частью истории России.

 

Увлечение западноевропейским искусством, независимая позиция Пунина не могли  не привести к конфликтам с советской  властью. Впервые он был арестован 2 августа 1921 года одновременно с группой  лиц, обвиняемых по делу «Петроградской боевой организации». Находился в заключении в следственной тюрьме на Шпалерной, но вскоре был освобожден благодаря хлопотам жены А.Е.Аренс (1892-1943), просившей за него у Луначарского.

 

Второй арест произошел 24 октября 1935 года, когда Н.Н. Пунин и студенты Ленинградского университета Л.Н. Гумилёв (сын А.Ахматовой, арестован вместе с Пуниным в Фонтанном Доме), А.П. Борин, В.Н. Махаев и И.В. Поляков были арестованы по обвинению в террористической деятельности. Благодаря обращению А.А. Ахматовой с письмом к И.В. Сталину все арестованные были освобождены.

 

Ждановское постановление 1946 года, борьба с «низкопоклонством перед  западом», «формализмом в советской  культуре» и конфликт с председателем  Ленинградской организации Союза  художников В.А.Серовым («Разве это живопись, – это голенище!», так говорил Пунин о картине Серова «Ленин в Смольном») послужили началом кампании травли и дискредитации Пунина. 15 апреля 1949 года приказом ректора ЛГУ профессор кафедры истории всеобщего искусства Н.Н.Пунин был уволен из университета, «как не обеспечивший идейно-политическое воспитание студенчества». Через четыре месяца он был арестован и осужден на 10 лет лагерей Особым Совещание при МГБ. Виной Пунина было "преступное" убеждение, что Сезанн и Ван-Гог - великие художники. Его жизнь закончилась 21 августа 1953 года в лагерной больнице заполярного поселка Абезь (Коми АССР).

 

 

И сердце то уже не отзовется

 

На голос мой, ликуя и скорбя.

 

Все кончено... и песнь моя несется

 

В пустую ночь, где больше нет тебя.

                                                                                              Памяти Н.Пунина. А.Ахматова.

 

 

 

 

 Тогда обнаружилось одно  забавное обстоятельство: когда  Ахматова переселилась к нему, Шилейко обещал сам оформить  их брак – благо, тогда надо  было всего лишь сделать запись в домовой книге. А когда они разводились, Лурье по просьбе Ахматовой пошел в домком, чтобы аннулировать запись – и выяснилось, что ее никогда не было.

 

Многие годы спустя она, смеясь, объясняла  причины этого нелепого союза: "Это все Гумилев и Лозинский, твердили в один голос – ассиролог, египтянин! Ну я и согласилась".

 

От Шилейко Ахматова переехала  к своей давней подруге, танцовщице Ольге Глебовой-Судейкиной – бывшей жене художника Сергея Судейкина, одного из основателей известной "Бродячей собаки", звездой которого была красавица Ольга. Лурье, которому Ахматова дала отставку за ветреность, сошелся с Ольгой, и вскоре они уехали в Париж.

 

В августе 1921 года умер Александр Блок На его похоронах Ахматова узнала страшную весть – по так называемому Таганцевскому делу арестован Гумилев. Через две недели его расстреляли. Его виной было лишь то, что он знал о готовящемся заговоре, но не донес.

 

В том же августе в Греции покончил с собой брат Анны – Андрей Горенко.

 

Впечатления от этих смертей вылились у Ахматовой в сборник стихотворений "Подорожник", который затем, дополненный, стал называться "Anno Domini MCMXXI".

 

После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый  режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни". Даже мнение Александры Коллонтай – в одной из своих статей она сказала, что поэзия Ахматовой привлекательна для молодых работниц тем, что правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной, - не спасло Ахматову от критической травли. Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.

 

В это время она осталась практически  одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой.

 

Печататься становилось все  труднее и труднее. В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный  запрет. Ее не печатали 15 лет.

 

Ранней весной 1925 года у Ахматовой  опять обострение туберкулеза. Когда она лежала в санатории в Царском Селе – вместе с женой Мандельштама Надеждой Яковлевной, - ее постоянно навещал Николай Николаевич Пунин, историк и искусствовед. Примерно через год Ахматова согласилась переехать к нему в Фонтанный дом.

 

Пунин был очень красив – все  говорили, что он похож на молодого Тютчева. Он работал в Эрмитаже, занимался  современной графикой. Ахматову он очень любил – хотя и очень  по-своему.

 

Официально Пунин оставался  женат. Он жил в одной квартире со своей бывшей женой Анной Аренс и их дочерью Ириной. Хотя у Пунина и Ахматовой была отдельная комната, обедали все вместе, а когда Аренс уходила на службу, Ахматова присматривала за Ириной. Ситуация была крайне напряженной.

 

Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга. Много помогала Пунину в его исследованиях, переводя ему французские, английские и итальянские научные труды. Летом 1928 года к Ахматовой переехал ее сын Лева, которому к тому времени было уже 16 лет. Обстоятельства смерти его отца препятствовали продолжению его учебы. Его с трудом удалось пристроить в школу, где директором был брат Николая Пунина Александр. Потом Лев поступил на исторический факультет Ленинградского университета.

 

В 1930 году Ахматова попыталась уйти от Пунина, но тот сумел убедить ее остаться, угрожая самоубийством. Ахматова осталась жить в Фонтанном доме, лишь ненадолго покидая его.

 

К этому времени крайняя бедность быта и одежды Ахматовой уже так бросались в глаза, что не могли оставаться незамеченными. Многие находили в этом особую элегантность Ахматовой. В любую погоду она носила старую фетровую шляпу и легкое пальто. Лишь когда умерла одна из ее старых подруг, Ахматова облачилась в завещанную ей покойной старую шубу и не снимала ее до самой войны. Очень худая, все с той же знаменитой челкой, она умела произвести впечатление, как бы бедны ни были ее одежды, и ходила по дому в ярко-красной пижаме во времена, когда еще не привыкли видеть женщину в брюках.

 

Все знавшие ее отмечали ее неприспособленность  к быту. Она не умела готовить, никогда не убирала за собой. Деньги, вещи, даже подарки от друзей никогда  у нее не задерживались – практически  сразу же она раздавала все тем, кто, по ее мнению, нуждался в них больше. Сама она многие годы обходилась самым минимумом – но даже в нищете она оставалась королевой.

 

В 1934 году арестовали Осипа Мандельштама – Ахматова в этот момент была у  него в гостях. А через год, после  убийства Кирова, были арестованы Лев Гумилев и Николай Пунин. Ахматова бросилась в Москву хлопотать, ей удалось передать в Кремль письмо. Вскоре тех освободили, но это было только начало.

 

Пунин стал явно тяготиться браком с  Ахматовой, который теперь, как оказалось, был еще и опасен для него. Он всячески демонстрировал ей свою неверность, говорил, что ему с нею скучно – и все же не давал уйти. К тому же, уходить было некуда – своего дома у Ахматовой не было…

 

В марте 1938 года был вновь арестован  Лев Гумилев, и на сей раз он просидел семнадцать месяцев под следствием и был приговорен к смерти. Но в это время его судьи сами были репрессированы, и его приговор заменили на ссылку.

В ноябре этого же года Ахматовой  наконец удалось порвать с  Пуниным – но Ахматова лишь переехала в другую комнату той же квартиры. Она жила в крайней нищете, обходясь часто лишь чаем и черным хлебом. Каждый день выстаивала бесконечные очереди, чтобы передать сыну передачу. Именно тогда, в очереди, она начала писать цикл "Реквием". Стихи цикла очень долго не записывались – они держались в памяти самой Ахматовой и нескольких ее ближайших друзей.

 

Совершенно неожиданно в 1940 году Ахматовой  разрешили печататься. Сначала вышло  несколько отдельных стихов, затем  позволил выпустить целый сборник "Из шести книг", в который, правда, в основном вошли избранные стихи из предыдущих сборников. Тем не менее книга вызвала ажиотаж: ее смели с прилавков на несколько часов, за право ее прочесть люди дрались.

 

Однако уже через несколько  месяцев издание книги сочли ошибкой, ее стали изымать из библиотек.

 

Когда началась война, Ахматова почувствовала  новый прилив сил. В сентябре, во время тяжелейших бомбежек, она выступает  по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Вместе со всеми она  дежурит на крышах, роет окопы вокруг города. В конце сентября ее по решению горкома партии самолетом эвакуируют из Ленинграда – по иронии судьбы, теперь ее признали достаточно важной персоной, чтобы спасти… Через Москву, Казань и Чистополь Ахматова оказалась в Ташкенте.

 

В Ташкенте она поселилась вместе с Надеждой Мандельштам, постоянно общалась с Лидией Корнеевной Чуковской, подружилась с жившей неподалеку Фаиной Раневской – эту дружбу они пронесли через всю жизнь. Почти все ташкентские стихи были о Ленинграде – Ахматова очень волновалась за свой город, за всех, кто остался там. Особенно тяжело ей было без своего друга, Владимира Георгиевича Гаршина. После расставания с Пуниным он стал играть большую роль в жизни Ахматовой. По профессии врач-патологоанатом, Гаршин очень заботился о ее здоровье, которым Ахматова, по его словам, преступно пренебрегала. Гаршин тоже был женат, его жена, тяжело больная женщина, требовала его постоянного внимания. Но он был очень интеллигентный, образованный, интереснейший собеседник, и Ахматова очень привязалась к нему. В Ташкенте она получила от Гаршина письмо о смерти его жены. В другом письме Гаршин попросил ее выйти за него замуж, и она приняла его предложение. Согласилась даже взять его фамилию.

 

В апреле 42 года через Ташкент в  Самарканд эвакуировался Пунин с семьей. И хотя отношения между Пуниным и Ахматовой после расставания были очень плохими, Ахматова пришла с ним повидаться. Из Самарканда Пунин написал ей, что она была главным в его жизни. Это письмо Ахматова хранила, как святыню.

В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина… То есть – не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли – необыкновенная…

 

Сколь ни сильны были чувства, сколь  ни упорны были ухаживания, но вскоре после свадьбы Гумилев стал тяготиться семейными узами. 25 сентября он вновь отправляется в Абиссинию. Ахматова, предоставленная сама себе, с головой ушла в поэзию. Когда Гумилев в конце марта 1911 года вернулся в Россию, он спросил у жены, встречавшей его на вокзале: "Писала?" та кивнула. "Тогда читай!" – и Аня показала ему написанное. Он сказал: "Хорошо". И с этого времени стал относиться к ее творчеству с большим уважением.

 

Весной 1911 года Гумилевы снова едут в Париж, затем проводят лето в  имении матери Гумилева Слепнево, под Бежецком в Тверской губернии.

 

Осенью, когда супруги вернулись  в Царское Село, Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых  поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал  движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут.

 

Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой.

 

Весной 1912 года выходит первый сборник  Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила  его очень благожелательно. Многие стихотворения этого сборника были написаны во время путешествия Гумилева по Африке. Молодая поэтесса стала очень известна. Слава буквально обрушилась на нее. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пишущих стихи "под Ахматову" – их стали называть "подахматовки". За короткое время Ахматова из простой, взбалмошной, смешливой девушки стала той величественной, горделивой, царственной Ахматовой, которая запомнилась всем, кто ее знал. А после того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - начали подражать и ее внешнему виду: знаменитая челка и "ложноклассическая" шаль появились у каждой второй.

Информация о работе Анна Ахматова и её любовь