Анна Ахматова и её любовь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Работа содержит 1 файл

Анна Ахматова и ее любовь.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

 

Аня Горенко была влюблена в одного студента очень серьезно и все  просила мужа старшей сестры достать  его фотографию. В это время в Киев приезжает Гумилев со столичными поэтами, на выступления которых, конечно же, приглашает Аню и встречается с нею, и снова просит ее руки. На этот раз она говорит: «Да» и находит необходимым о том сообщить мужу старшей сестры, может быть, через него и студенту (В.В.Голенищев-Кутузов).

 

«Милый Сергей Владимирович, - писала Аня Горенко 2 февраля 1910 года, - это  четвертое письмо, которое я пишу Вам за эту неделю. Не удивляйтесь, с упрямством, достойным лучшего  применения, я решила сообщить Вам о событии, которое должно коренным образом изменить мою жизнь, но это оказалось так трудно, что до сегодняшнего вечера я не могла решиться послать это письмо. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба - быть его женой. Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю… Я дала ему руку, а что было в моей душе, знает Бог и Вы, мой верный друг Сережа».

 

 Словно в ответ Аня получает  фотографию Голенищева–Кутузова,  что, возможно, совпало случайно, или решение Ани выйти замуж за Гумилева родные не приняли всерьез? Фотография могла означать напоминание о любви, пусть неразделенной, а к чему тут замужество? Аня Горенко ответила с ее безоглядной искренностью:

 

«На ней он совсем такой, каким я знала его, любила и так безумно боялась: элегантный и такой равнодушно–холодный, он смотрит на меня усталым спокойным взором близоруких светлых глаз… Я слишком счастлива, чтобы молчать. Я пишу Вам и знаю, что он здесь со мной, что я могу его видеть - это так безумно хорошо.

 

Сережа! Я не могу оторвать от него душу мою. Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделенной любви. Смогу  ли я снова начать жить? Конечно, нет! Гумилев - моя судьба, и я покорно  отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

 

Аня Горенко счастлива и несчастна  от неразделенной любви, однако называет «несчастным человеком» Гумилева, обещая сделать его счастливым. Как? И  все же это был разумный выбор для девушки, мечтающей стать поэтом, более того, пророчески угадывающей свою судьбу. Выйдя замуж, она прежде всего обрела свободу и возможность уехать в свадебное путешествие в Париж. Эрос соединил их в браке. Житейски это понятно. Но были ли они счастливы? Была ли Любовь?

 

Познакомившись в Париже с безвестным художником, Анна Андреевна всю зиму с ним переписывается, летом едет в Париж, собственно только для встреч с Модильяни, а по возвращении  страстно ждет от него письма в деревне, где Гумилев то и дело влюбляется. А была ли любовь и к кому?

 

Жгу до зари на окошке свечу

И  ни о ком не тоскую,

Но не хочу, не хочу, не хочу

Знать, как целуют другую.

 

Была ли Любовь или нет, но чудо свершилось: Аня Горенко превратилась в Анну Ахматову, рядом с которой Николай Гумилев всего лишь стихотворец, осененный ее славой и великой эпохой.

 

 

 

... воспоминаниям Юрия Павловича  Анненкова, известного художника,  портретиста и иллюстратора, большого, кстати, друга Анны Андреевны, - она  просто сохла по цесаревичу, говоря сегодняшним языком. А потом и по императору Николаю Второму. Ее не останавливало даже то, что она, по воспоминаниям того же Анненкова, была на 15 см выше буду щего царя. Ее рост был около 180 см. Если внимательно почитать все воспоминания людей из окружения Ахматовой в конце Х1Х-начале ХХ века, изданные за рубежом, то можно найти немало намеков на то, что у нее все-таки был роман с Николаем. "

Ахматова при своем высоком  росте мечтала быть похожей на малютку Матильду Кшесинскую, завидовала ее судьбе. И не скрывала этого в разговорах со знакомыми. Ахматова сходила с ума по Николаю, как любая современная фанатка по своему кумиру.

 

 

 

 

Гумилев, Модильяни, Б.Анреп,Н.Пунин....И  каждая история,монументальна,незабвенна,не повторима...Как это написать в  нескольких предложениях,я не знаю..

Это же жизнь,судьба,яркая,неповторимая,ахматовская...

 

 

 

Так сложилось, что первые голоса в  русской поэзии всегда принадлежали мужчинам. Да, русская поэзия – это  мужская поэзия… Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский… И лишь в начале 20 века в одном ряду с великими художниками слова встали имена двух женщин-поэтесс, не уступивших мужчинам в силе поэтического дара… Марина Цветаева и Анна Ахматова…

 

Итак, Анна Ахматова - красивая, изящная  аристократка, получившая хорошее образование… В ее жизни было все: и развод родителей и брак без любви… и заключение в тюрьму единственного сына в годы репрессий… блокадный Ленинград и эвакуация в годы Великой отечественной войны… репрессии, обрушившиеся на ее друзей и их гибель… запрещение ее стихов… Эта хрупкая женщина стойко перенесла в одиночку столько, сколько не каждый из нас способен вынести даже при поддержке родных и близких. Чем больше я узнаю о ней, тем больше восхищаюсь ее силой, духовностью и умением сохранить себя в любых обстоятельствах.

 

Лирический образ в стихах Ахматовой  – образ ЛЮБЯЩЕЙ женщины. Поэтессе удалось запечатлеть все стадии женской любви: это и первая любовь девушки, и безответная любовь, и  запретная трагическая любовь зрелой женщины…

 

Долгим взглядом твоим истомленная,

И сама научилась томить.

Из ребра твоего сотворенная,

Как могу я тебя не любить?

 

Откуда взялась такая сила поэтического дара? Почему ее появление на поэтической  арене становится таким феерическим? Что послужило толчком для  прорыва в мир поэзии?

 

По моему глубокому убеждению, только любовь могла подарить миру поэзию Анны Ахматовой, поэзию женской  души. Любовь - чувство волнующее, приносящее не только радость и счастье, но и  тоску, и страдания… чувство переменчивое, порой доходящее до крайностей, но все равно - самое главное, самое сильное из всего, что может испытывать душа человеческая.

 

Хочу рассказать о тайной любви  Анны Ахматовой и парижского скульптора Амедео Модильяни… Великая поэтесса и знаменитый художник. Тайная любовь, о которой окружающие догадывались, но конкретных подтверждений от Ахматовой или Модильяни не получили. Их любовь осталась запечатленной в ее стихах и его рисунках.

 

...Однажды в Париже, в одном  из уютных кафе, произошла роковая  встреча. Она - начинающая двадцатилетняя поэтесса, необычайно изящная, заметила его - ослепительного красавца 25 лет с пронзительными глазами и грустной улыбкой, восходящую звезду французского искусства:

 

"Было душно от жгучего  света, 

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить"

 

Надо заметить, что в этот год  в Париж Ахматова приехала в свое свадебное путешествие. Ее супруг - признанный поэт Николай Гумилев, еще  с гимназических времен добивавшийся ее взаимности, не смог помешать вспыхнувшему роману. Виделись влюбленные всего несколько раз, но всю зиму Модильяни писал письма Ахматовой: "Vous etes en moi comme une hantise"  - "Вы во мне, как наваждение". "Он был совсем не похож ни на кого на свете, - вспоминала она. - Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник, он не имел и тени признания".

 

Что ты бродишь, неприкаянный,

Что глядишь ты не дыша?

Верно, понял: крепко спаяна

На двоих одна душа… 

 

В 1911 году она снова едет в Париж, где будут прогулки в Люксембургском саду, чтение наизусть любимого обоими Верлена, поездки в Булонский лес, тайные встречи в ее маленькой монпарнасской квартире, где на потолке написано по-французски: "Смилуйся над нами, Господь". Модильяни, увлекавшийся Египтом, рисовал Ахматову в убранстве египетских цариц и танцовщиц. Амедео больше всего поражал ее дар угадывать мысли, видеть чужие сны, он постоянно твердил: "Вы во мне как наваждение". Впрочем, о даре Анны предсказывать события и о том, что ее считали колдуньей, я расскажу, может быть, в другой раз…

 

Страстное романтическое увлечение  друг другом, начавшись весной 1910 года, продлилось до августа 1911-го, когда  после какой-то бурной сцены они  расстались, чтобы не увидеться уже  никогда.

 

Сжала руки под черной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?» 

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

 

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

 

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру» (1811 г.)

 

Через девять лет Амедео умрет от туберкулеза. Анне казалось, что она  больше о нем не услышит. Но посмертная слава Модильяни донесется и  до страны Советов. Коллекционеры станут охотиться за его утонченными лирическими портретами, стильными чувственными ню. А спустя чуть более 50 лет, за год до смерти, Ахматова, отринувшая вроде бы уже все земное, оказавшись в Париже, будет вспоминать  с нежностью: "Вот мое окно, во втором этаже... Сколько раз он тут у меня бывал".

 

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам…

 

Благодарность за эту любовь Анна пронесет через всю жизнь. А мы можем ощутить силу любви Ахматовой  к Амедео, читая ее стихи, романтический импульс этого чувства вдохновлял ее до конца жизни. Любовь к Анне же по-своему отозвалась и в бурных художественных исканиях Модильяни. Он рисовал ее с утра до ночи как безумный… Из всего богатства рисунков сохранился, к несчастью, только один. Тот самый, где она с усталой грацией, задумчиво склонив голову, возлежит, словно, знатная римлянка.

 

Неудивительно, что на венецианской выставке в 1993 году, где экспонировались  ранее не выставлявшиеся рисунки  Модильяни из коллекции Поля Александра, 12 рисунков, атрибутированные как изображающие Анну Ахматову, вызвали всеобщий интерес. Книга же "Анна и Амедео", изданная известным литератором и переводчиком Борисом Носиком, вызвала споры в литературной среде. Одни считают, что Носик рассказал о трагической любви талантливейших людей, другие - что "документальная" повесть грешит домысливанием ситуаций, необоснованными утверждениями и бравурно-бульварным стилем.

 

Сама Ахматова оставила о своих  встречах с Модильяни на редкость скупые сведения, ограничившись  много лет спустя небольшим очерком, где о чувствах ни слова, а в самой полной биографии художника, написанной его дочерью Жанной, множество пробелов.

 

Эта любовная история интригует  весь мир до сих пор. Но слишком  мало фактов, подтверждающих связь  великой поэтессы и великого художника… то ли потому, что их связь была недолгой, то ли потому, что свою любовь они тщательно скрывали от посторонних глаз, трепетно сохраняя в памяти каждое мгновение коротких встреч, потому что знали, что счастье недолговечно… А может быть, такой и должна быть настоящая любовь?

 

 

 

Лирика Анны Ахматовой ее первых книг «Вечер», «Четки» и  «Белая  стая»

почти исключительно лирика любви.

      Семь лет длился  роман Анны  Ахматовой  и   Льва  Гумилева.  Запутанные,

изломанные,  на  гране  надрыва-разрыва отношения с   Гумилевым   навсегда

определили для Анны Ахматовой  модель ее отношений с  мужчинами.  Она  всегда

будет влюбляться только  тогда,  когда  поверх  сущности,  земной,  реальной

увидит загадку. Она ее  волновала,  она  стремилась  разгадать  ее,  она  ее

воспевала. Она говорила о любви, как о понятии высшем, почти  религиозном.  И

сама же - за редчайшим исключением  –резко обрывала  роман,  если  он  грозил

перейти в будничное, привычное  существование…

      Пусть даже вылета  мне нет

      Из стаи лебединой,

      Увы, лирический  поэт

      Обязан быть мужчиной!

      Иначе все пойдет  вверх дном

      До часа расставанья:

      И сад не в  сад, и дом не в дом,

      Свиданье – не  в свиданье!

      Ее сердце как  бы искало гибели, искало мучений . 25 апреля  1910  года

Анна Горенко и Николай Гумилев  обвенчаны в Николаевской церкви  под  Киевом,

а в мае уезжают в свадебное  путешествие в Париж. А уже  на  следующий  год  в

печати  появляются  первые  стихи  Анны  Ахматовой.  В  1911  году   выходит

стихотворный  сборник  «Вечер»  -первенец   поэтессы.  Сборник,  пронизанный

болью любящей и обманутой женщины

      Я не любви твоей  прошу-

      Она теперь в  надежном месте.

      Поверь, что я твоей  невесте

      Ревнивых писем  не пишу….

      Ахматова писала о несчастной любви. Она была создана для счастья,  но

не находила его. Наверное, потому, что сама понимала : «Быть поэтом  женщине

-нелепость».

      Женщина –поэт  с ее любовной жаждой… Ведь  для утоления этой жажды мало,

чтобы мужчина любил : женщина- поэт страдает  от  скудности  простой  любви.

Для утоления такой «бессмертной  страсти»  Ахматова  искала  равнозначности,

равноценности в любви.

      От любви твоей  загадочной

      Как от боли  в крик кричу,

      Стала желтой и  припадочной,

      Еле ноги волочу…

      В августе  1914  года  Гумилев  добровольцем  уходит  на  фронт.  Анна

Ахматова разочаровалась в  любви  Николая  Гумилева.  Да  и  Гумилев  немало

вытерпел за счастье быть мужем  Ахматовой.

      И сердце то  уже не отзовется

      На голос мой,  ликуя и скорбя.

      Все кончено…

      И песнь моя  несется

      В пустую ночь, где больше нет тебя

 

 

Если расположить любовные  стихи  Ахматовой  в  определенном  порядке,

Информация о работе Анна Ахматова и её любовь