Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
Аня Горенко была влюблена в одного студента очень серьезно и все просила мужа старшей сестры достать его фотографию. В это время в Киев приезжает Гумилев со столичными поэтами, на выступления которых, конечно же, приглашает Аню и встречается с нею, и снова просит ее руки. На этот раз она говорит: «Да» и находит необходимым о том сообщить мужу старшей сестры, может быть, через него и студенту (В.В.Голенищев-Кутузов).
«Милый Сергей Владимирович, - писала Аня Горенко 2 февраля 1910 года, - это четвертое письмо, которое я пишу Вам за эту неделю. Не удивляйтесь, с упрямством, достойным лучшего применения, я решила сообщить Вам о событии, которое должно коренным образом изменить мою жизнь, но это оказалось так трудно, что до сегодняшнего вечера я не могла решиться послать это письмо. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба - быть его женой. Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю… Я дала ему руку, а что было в моей душе, знает Бог и Вы, мой верный друг Сережа».
Словно в ответ Аня получает
фотографию Голенищева–
«На ней он совсем такой, каким я знала его, любила и так безумно боялась: элегантный и такой равнодушно–холодный, он смотрит на меня усталым спокойным взором близоруких светлых глаз… Я слишком счастлива, чтобы молчать. Я пишу Вам и знаю, что он здесь со мной, что я могу его видеть - это так безумно хорошо.
Сережа! Я не могу оторвать от него душу мою. Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделенной любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет! Гумилев - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».
Аня Горенко счастлива и несчастна от неразделенной любви, однако называет «несчастным человеком» Гумилева, обещая сделать его счастливым. Как? И все же это был разумный выбор для девушки, мечтающей стать поэтом, более того, пророчески угадывающей свою судьбу. Выйдя замуж, она прежде всего обрела свободу и возможность уехать в свадебное путешествие в Париж. Эрос соединил их в браке. Житейски это понятно. Но были ли они счастливы? Была ли Любовь?
Познакомившись в Париже с безвестным художником, Анна Андреевна всю зиму с ним переписывается, летом едет в Париж, собственно только для встреч с Модильяни, а по возвращении страстно ждет от него письма в деревне, где Гумилев то и дело влюбляется. А была ли любовь и к кому?
Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
Была ли Любовь или нет, но чудо свершилось: Аня Горенко превратилась в Анну Ахматову, рядом с которой Николай Гумилев всего лишь стихотворец, осененный ее славой и великой эпохой.
... воспоминаниям Юрия Павловича
Анненкова, известного
Ахматова при своем высоком росте мечтала быть похожей на малютку Матильду Кшесинскую, завидовала ее судьбе. И не скрывала этого в разговорах со знакомыми. Ахматова сходила с ума по Николаю, как любая современная фанатка по своему кумиру.
Гумилев, Модильяни, Б.Анреп,Н.Пунин....И
каждая история,монументальна,
Это же жизнь,судьба,яркая,
Так сложилось, что первые голоса в русской поэзии всегда принадлежали мужчинам. Да, русская поэзия – это мужская поэзия… Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский… И лишь в начале 20 века в одном ряду с великими художниками слова встали имена двух женщин-поэтесс, не уступивших мужчинам в силе поэтического дара… Марина Цветаева и Анна Ахматова…
Итак, Анна Ахматова - красивая, изящная аристократка, получившая хорошее образование… В ее жизни было все: и развод родителей и брак без любви… и заключение в тюрьму единственного сына в годы репрессий… блокадный Ленинград и эвакуация в годы Великой отечественной войны… репрессии, обрушившиеся на ее друзей и их гибель… запрещение ее стихов… Эта хрупкая женщина стойко перенесла в одиночку столько, сколько не каждый из нас способен вынести даже при поддержке родных и близких. Чем больше я узнаю о ней, тем больше восхищаюсь ее силой, духовностью и умением сохранить себя в любых обстоятельствах.
Лирический образ в стихах Ахматовой – образ ЛЮБЯЩЕЙ женщины. Поэтессе удалось запечатлеть все стадии женской любви: это и первая любовь девушки, и безответная любовь, и запретная трагическая любовь зрелой женщины…
Долгим взглядом твоим истомленная,
И сама научилась томить.
Из ребра твоего сотворенная,
Как могу я тебя не любить?
Откуда взялась такая сила поэтического дара? Почему ее появление на поэтической арене становится таким феерическим? Что послужило толчком для прорыва в мир поэзии?
По моему глубокому убеждению, только любовь могла подарить миру поэзию Анны Ахматовой, поэзию женской души. Любовь - чувство волнующее, приносящее не только радость и счастье, но и тоску, и страдания… чувство переменчивое, порой доходящее до крайностей, но все равно - самое главное, самое сильное из всего, что может испытывать душа человеческая.
Хочу рассказать о тайной любви Анны Ахматовой и парижского скульптора Амедео Модильяни… Великая поэтесса и знаменитый художник. Тайная любовь, о которой окружающие догадывались, но конкретных подтверждений от Ахматовой или Модильяни не получили. Их любовь осталась запечатленной в ее стихах и его рисунках.
...Однажды в Париже, в одном из уютных кафе, произошла роковая встреча. Она - начинающая двадцатилетняя поэтесса, необычайно изящная, заметила его - ослепительного красавца 25 лет с пронзительными глазами и грустной улыбкой, восходящую звезду французского искусства:
"Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить"
Надо заметить, что в этот год в Париж Ахматова приехала в свое свадебное путешествие. Ее супруг - признанный поэт Николай Гумилев, еще с гимназических времен добивавшийся ее взаимности, не смог помешать вспыхнувшему роману. Виделись влюбленные всего несколько раз, но всю зиму Модильяни писал письма Ахматовой: "Vous etes en moi comme une hantise" - "Вы во мне, как наваждение". "Он был совсем не похож ни на кого на свете, - вспоминала она. - Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник, он не имел и тени признания".
Что ты бродишь, неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа…
В 1911 году она снова едет в Париж, где будут прогулки в Люксембургском саду, чтение наизусть любимого обоими Верлена, поездки в Булонский лес, тайные встречи в ее маленькой монпарнасской квартире, где на потолке написано по-французски: "Смилуйся над нами, Господь". Модильяни, увлекавшийся Египтом, рисовал Ахматову в убранстве египетских цариц и танцовщиц. Амедео больше всего поражал ее дар угадывать мысли, видеть чужие сны, он постоянно твердил: "Вы во мне как наваждение". Впрочем, о даре Анны предсказывать события и о том, что ее считали колдуньей, я расскажу, может быть, в другой раз…
Страстное романтическое увлечение друг другом, начавшись весной 1910 года, продлилось до августа 1911-го, когда после какой-то бурной сцены они расстались, чтобы не увидеться уже никогда.
Сжала руки под черной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру» (1811 г.)
Через девять лет Амедео умрет от туберкулеза. Анне казалось, что она больше о нем не услышит. Но посмертная слава Модильяни донесется и до страны Советов. Коллекционеры станут охотиться за его утонченными лирическими портретами, стильными чувственными ню. А спустя чуть более 50 лет, за год до смерти, Ахматова, отринувшая вроде бы уже все земное, оказавшись в Париже, будет вспоминать с нежностью: "Вот мое окно, во втором этаже... Сколько раз он тут у меня бывал".
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам…
Благодарность за эту любовь Анна пронесет через всю жизнь. А мы можем ощутить силу любви Ахматовой к Амедео, читая ее стихи, романтический импульс этого чувства вдохновлял ее до конца жизни. Любовь к Анне же по-своему отозвалась и в бурных художественных исканиях Модильяни. Он рисовал ее с утра до ночи как безумный… Из всего богатства рисунков сохранился, к несчастью, только один. Тот самый, где она с усталой грацией, задумчиво склонив голову, возлежит, словно, знатная римлянка.
Неудивительно, что на венецианской выставке в 1993 году, где экспонировались ранее не выставлявшиеся рисунки Модильяни из коллекции Поля Александра, 12 рисунков, атрибутированные как изображающие Анну Ахматову, вызвали всеобщий интерес. Книга же "Анна и Амедео", изданная известным литератором и переводчиком Борисом Носиком, вызвала споры в литературной среде. Одни считают, что Носик рассказал о трагической любви талантливейших людей, другие - что "документальная" повесть грешит домысливанием ситуаций, необоснованными утверждениями и бравурно-бульварным стилем.
Сама Ахматова оставила о своих встречах с Модильяни на редкость скупые сведения, ограничившись много лет спустя небольшим очерком, где о чувствах ни слова, а в самой полной биографии художника, написанной его дочерью Жанной, множество пробелов.
Эта любовная история интригует весь мир до сих пор. Но слишком мало фактов, подтверждающих связь великой поэтессы и великого художника… то ли потому, что их связь была недолгой, то ли потому, что свою любовь они тщательно скрывали от посторонних глаз, трепетно сохраняя в памяти каждое мгновение коротких встреч, потому что знали, что счастье недолговечно… А может быть, такой и должна быть настоящая любовь?
Лирика Анны Ахматовой ее первых книг «Вечер», «Четки» и «Белая стая»
почти исключительно лирика любви.
Семь лет длился роман Анны Ахматовой и Льва Гумилева. Запутанные,
изломанные, на гране надрыва-разрыва отношения с Гумилевым навсегда
определили для Анны Ахматовой модель ее отношений с мужчинами. Она всегда
будет влюбляться только тогда, когда поверх сущности, земной, реальной
увидит загадку. Она ее волновала, она стремилась разгадать ее, она ее
воспевала. Она говорила о любви, как о понятии высшем, почти религиозном. И
сама же - за редчайшим исключением –резко обрывала роман, если он грозил
перейти в будничное, привычное существование…
Пусть даже вылета мне нет
Из стаи лебединой,
Увы, лирический поэт
Обязан быть мужчиной!
Иначе все пойдет вверх дном
До часа расставанья:
И сад не в сад, и дом не в дом,
Свиданье – не в свиданье!
Ее сердце как бы искало гибели, искало мучений . 25 апреля 1910 года
Анна Горенко и Николай
а в мае уезжают в свадебное путешествие в Париж. А уже на следующий год в
печати появляются первые стихи Анны Ахматовой. В 1911 году выходит
стихотворный сборник «Вечер» -первенец поэтессы. Сборник, пронизанный
болью любящей и обманутой женщины
Я не любви твоей прошу-
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу….
Ахматова писала о несчастной любви. Она была создана для счастья, но
не находила его. Наверное, потому, что сама понимала : «Быть поэтом женщине
-нелепость».
Женщина –поэт с ее любовной жаждой… Ведь для утоления этой жажды мало,
чтобы мужчина любил : женщина- поэт страдает от скудности простой любви.
Для утоления такой «бессмертной страсти» Ахматова искала равнозначности,
равноценности в любви.
От любви твоей загадочной
Как от боли в крик кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу…
В августе 1914 года Гумилев добровольцем уходит на фронт. Анна
Ахматова разочаровалась в любви Николая Гумилева. Да и Гумилев немало
вытерпел за счастье быть мужем Ахматовой.
И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено…
И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке,