Анна Ахматова и её любовь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Работа содержит 1 файл

Анна Ахматова и ее любовь.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

К этим предложениям следует добавить третье – родившаяся за полстолетия  до появления звонкого словца шоу-бизнес, Ахматова обладала воистину гениальной способностью собственноручно создать миф о самой себе.

Когда Анне Горенко было пять лет, она впервые побывала в Киеве, где проживали ее дяди и тети, кузены и кузины со стороны матери. Здесь, гуляя по Царскому саду (Мариинскому  парку), пятилетняя Анечка нашла на дорожке булавку в виде лиры. И бонна сказала ей: «Ты будешь поэтом».

Сказала ли? Нашла ли?..

Повзрослевшая Анна утверждала, что  обладает исключительной памятью и  в подробностях помнит мельчайшие события  детства. С другой стороны, судьбоносная находка в комплекте с предсказанием, сделанным (как и положено в сказке) еще у колыбели, превосходно вписывалась в предание. Ни папа – отставной инженер, ни дед по материнской линии Эразм Иванович Стогов, служивший в канцелярии киевского генерал-губернатора, ни сам Киев – увы, подобной чести не удостоились.

От отцовского рода Анна отказалась в тот миг, когда родитель попросил не позорить их фамилию ее «декадентскими стихами». «Ну и не нужна мне  твоя фамилия», – фыркнула дочь. От дедушки Эразма – сгодилась лишь «тетка». «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда», – записала Ахматова, уже будучи Первой.

«Анна – признанная первой поэтессой  России – произошла из рода самой  первой в России поэтессы – Анны». Не правда ли, звучит красиво?

Хотя на самом деле никакой теткой А. Бунина ей не была (никто даже толком не помнил, точно ли она состоит  с ней в родстве). Но миф важнее реальности. А вера в свое избранничество и подавно всегда была превыше  всего – и в этом Анна не лгала никогда. Избранницей она ощущала себя с тех пор, как начала себя ощущать. У нее были на это причины…

Из всех детей Горенко она  осталась одна. Ее осознание себя совпало  с осознанием смерти четырехлетней  сестры. Ее совершеннолетние ознаменовалось смертью старшей сестры Инны. В 1920 году любимый брат Андрей покончил с собой, отравившись морфином. В 1922 умерла последняя сестра Ия. Младший брат Виктор пропал без вести, и до 60 лет Ахматова считала его погибшим. Ей и самой не раз пророчили смерть от туберкулеза – неумолимого бича их семьи. И, привыкшая к предостережениям врачей, готовая умереть в любую минуту, она всю жизнь словно простояла на незримой, иллюзорной черте между тем и этим миром. Это обостренное ощущение жизни и смерти, такое близкое к вечности, и наделило ее редким чутьем мифотворца, талантом воспринимать окружавшую ее прозаическую и бытовую реальность как несущественный – рабочий материал…

Какие там отставные и служащие канцелярии – ее предком был хан  Ахмат, наследник Чингисхана! Позже свою бабушку Прасковью, в девичестве Ахматову, поэтесса величала не иначе как татарской княжной. Последним штрихом стало «траурное» кольцо, покрытое черной эмалью. Ахматова носила его постоянно, уверяя, что оно обладает таинственной силой. И все, включая ее мужа – поэта Николая Гумилева и не исключая ее биографов, послушно повторяли растиражированную ее легенду: это кольцо Анна получила от той самой бабушки-татарки, от которой «были редкостью подарки». Стоит ли уточнять: ни княжной, ни татаркой, тем паче наследницей хана бабка Анны Андреевны Ахматовой не была, а была – Прасковьей Федосеевной, простой русской бабой, не умевшей ни читать, ни писать.

В любом случае, как написал в  своем эссе Нобелевский лауреат  Иосиф Бродский «...пять открытых «а»  обладали гипнотическим эффектом и естественно поместили имени этого обладательницу в начало алфавита русской поэзии. В каком-то смысле это имя оказалось ее первой удачной строчкой».

Но и первую, и все прочие строки еще предстояло опубликовать.

 

ПОБЕГ ИЗ КИЕВА

 

Она говорила о себе: «Я – Чингизидка».

Она называла себя «истинной херсонесийкой», поскольку не раз проводила лето в Севастополе и не могла не подчеркнуть свою связь с Херсонесом. Она соглашалась, когда ее называли «Царскосельской музой», поскольку  большую часть своей юности провела под Петербургом, в Царском Селе. Но когда ее подруга заметила: «Киев – вот веселый, ясный город, и старина его нестрашная», – она не согласилась. «Город вульгарных женщин. Там ведь много было богачей и сахарозаводчиков. Они тысячи бросали на последние моды, они и их жены… Нет. У меня в Киеве была очень тяжелая жизнь, и я страну ту не полюбила и язык… «Мамо», «ходимо», — она поморщилась, — не люблю».

Связь с Киевом, в котором Анна Горенко прожила не один год, в  стенах которого родились ее первые взрослые строки, сделавшие ее потом знаменитой, в церкви которого она обвенчалась, Анна Ахматова не подчеркивала никогда. Она вычеркнула Киев из своей биографии. Все, что случилось с ней здесь, не сочеталось с мифом об избранной.

В Киев Анне пришлось переехать в 17 лет. Родители расстались. Отец растратил капитал жены и нашел новую «даму сердца». Мать перебралась к киевской родне. «Наследнице Чингисхана» приходилась самой мыть полы, стирать. «Истинная херсонесийка», непокорная и свободолюбивая, плавающая, как птица, вскарабкивавшаяся по ночам на крышу, чтобы побеседовать с луной, была вынуждена подстраиваться под чужой и чуждый уклад. «Живем в крайней нужде… Денег нет. Тетя пилит. Кузен Демьяновский объясняется в любви каждые пять минут», – с тоской пишет она.

Поступив в старший класс  Фундуклеевской гимназии, Анна держится одиночкой – гордой, обособленной и нелюдимой. Ведет себя, как королева, не только с девочками из богатых  семей, но и с преподавательницами, осмелившимися сделать ей замечание. Она чувствует себя королевой в изгнании. Немудрено, что когда полгода спустя в город приезжает ее царскосельский друг, а ныне студент Сорбонны поэт Николай Гумилев и делает ей предложение, она принимает его. Да и приезжает он сюда не случайно. Анна сама вызывает его из Парижа письмом…

Именно в киевской мышеловке  она впервые осознает себя поэтом (звездой!). Чем нелицеприятнее, чем  невыносимее мир, который тебя окружает, тем отчаяннее ты ищешь спасение в глубинах своего «я», в мыслях о  своей исключительности, в мифическом и блистательном будущем. Но кому здесь нужны стихи гимназистки-приживалки, в чьем арсенале нет и приличной шляпы? А Гумилев уже успел издать первый поэтический сборник «Путь конквистадоров».

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Если не считать повести о Николае и Анне», – скажет он много лет спустя. Будущего мужа будущая Анна Ахматова встретила в возрасте Джульетты – в 14 лет. Ему было столько же, сколько Ромео. Он влюбился сразу. Гумилев, однако, был настоящим поэтом и влюблялся «сразу» почти ежедневно. И все же Анне удалось остаться единственной (несмотря на то, что его вторую жену тоже звали Анной). Первое предложение руки и сердца он сделал еще в Царском Селе. Она ответила отказом. Они поссорились. Уезжая, отказчица не сочла нужным сказать ему: «До свидания».

Но, поселившись в Киеве, она  написала ему сама. Он ответил очередным  предложением. По приезде сделал третье. Она прочла ему свои стихи. Он был  не в восторге: «А может, ты лучше  будешь танцевать? Ты гибкая». Но он влюблен и готов на все. Гумилев первым печатает ее стихотворение в своем журнале «Сириус». Увозя для публикации ее раннюю пробу пера «на руке его много блестящих колец», он уезжает из Киева ее женихом.

«Гумилев – моя судьба, и я  покорно отдаюсь ей… Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю», – пишет она. Но рокового 13 октября 1907 года жених появляется в Киеве вновь… А ей уже так не кажется. Анна больше не нуждается в избавителе? Окончив гимназию, она по совету врачей отправляется на юг, в Севастополь (иначе – смерть!).

Или ей нравится самая печальная  повесть о «Бессердечной красавице  и безутешном рыцаре»? Пьеса, где  она наконец играет главную роль, – сказка, колдовским кругом отрезающая от реалий. Кто она без Гумилева? Провинциальная девочка, рисующая в тетради первые, неумелые строки. Но в его глазах она – Прекрасная Дама, он посвящает ей стихи и рассказы. Кочуя между Парижем, Петербургом и Африкой, он несет ее образ…

Женившись и разведясь с ней, Гумилев придет к выводу: если она  и любила его, то очень недолго. «Для нее наш брак был лишь этапом, эпизодом в наших отношениях, в сущности ничего не менявших в них. Ей по-прежнему хотелось вести со мной «любовную войну» по Кнуту Гамсуну – мучить и терзать меня… Для нее «игра продолжалась», азартно и рискованно».

Он тоже никогда не любил –  ее. Он боготворил созданный ею и  мастерски дорисованный им миф о  Ней! Быть может, поэтому он любил  только ее образ, сбрасывая со счетов бесчисленных любовниц, как малозначимые эпизоды. Шесть лет, прыгая из романа в роман, он продолжал страдать о безвестной девочке, запертой в провинции… Нет, о «царице», шесть лет говорившей ему роковое «не надо»!

Он и сам с детства мнил себя принцем, «колдовским ребенком, словом, останавливающим дождь». Сам  всю жизнь ходил по лезвию жизни и смерти, путешествуя по диким экзотическим странам, убегая добровольцем на Первую мировую войну. И если судить художников по законам придуманного ими же мира, их отношения были идеальными.

Он едет за ней в Севастополь  и получает новый отказ. Приехав в другой раз, удостаивается нежного свидания и вдруг слышит: «Я влюблена в негра из цирка, если он потребует, я все брошу и убегу с ним».

В то время в Севастополе даже не было цирка! Он знает об этом. Знает, негр выдуман ею – Прекрасная Дама просто сочла нужным ввести в их пьесу необходимый ей колоритный персонаж. Она неоднократно говорит ему «да» и еще чаще «нет». Он, в лучших театральных традициях, мчится в Нормандию топиться. Позже его находят в Булонском лесу – он пытается отравиться цианистым калием. Год спустя она объявляет: отказ окончательный. А в начале 1909 года узнает о еще одной попытке покончить с собой... Их брак, так же как и развод, был предрешен.

Они обвенчались 25 апреля 1910 года в  киевской церкви Николая Марликийского.

С 1908 года семья Горенок опять живет в Киеве. Анна без особой охоты учится на высших женских курсах. Ей 21 год. Перспектив – никаких. И, сидя за столиком в Европейской гостинице (на месте которой возвышается ныне громада бывшего музея Ленина), она соглашается стать женой Гумилева.

Венчание было тайным. Анна вышла  из дома в обычной одежде и по дороге переоделась в подвенечный  наряд. Ни киевские дяди и тети, кузины и кузены, ни мать, ни сестра, ни брат невесты Андрей, бывший другом Гумилева, там не присутствовали. Родня была против брака с поэтом. Точнее, брака с поэзией... Или таинственная свадьба на околице города просто казалась им обоим красивой строкой?

Незадолго до венчания Анна написала «Молитесь обо мне. Хуже не бывает. Смерти хочу». У нее не было другого шанса сбежать из Киева.

Незадолго после венчания он написал.

 

 Из города Киева, из логова  Змиева 

 Я взял не жену, а колдунью… 

 

У него, таки вписавшего вымарываемый ею город четырех Лысых гор  в ее биографию, были все основания  считать жену – колдовской.

 

АННА ВСЕЯ РУСИ

 

Взяв в руки фотографии Анны Горенко  и Анны Ахматовой, вы сразу отметите разницу.

Словно по волшебству, незапоминающееся лицо перевоплотилось в четкий, как  символ, облик, запечатлевающийся в  памяти, точно след от печати. Длинный  нос превратился в «патрицианский профиль». Принимаемые перед фотографом напряженно застывшие позы сменились постановочными кадрами, где все: и почивающая на поручне рука, и туфелька, и взгляд сфинкса – продуманно до мелочей.

Она не была красивой. Но биографы говорят о ней как о красавице. И, вглядываясь в ее лицо, ты видишь эту красоту – красоту идеального образа. Еще при жизни Анны Ахматовой было написано больше двухсот (!) ее портретов. Ее рисовали Экстер, Модильяни, Альтман, Серебрякова, Петров-Водкин. Ее запечатлевали в статуях и даже в фарфоровых статуэтках. По свидетельствам современников, в империи было только два настоящих поэта, которые выглядели, как настоящие поэты (как Боги!) – она и Александр Блок. По воспоминаниям приближенных, появившись в кругах Петербургских олимпийцев, в качестве жены Николая Гумилева поначалу Анна напоминала «робкую пятнадцатилетнюю девочку». Но скоро начала вести себя иначе: «В ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость… «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

Был ли это брак по расчету или  брак по любви к сказочному, звездному  миру столичной поэзии, частью которой  был Гумилев? Но именно он, к тому времени состоявшийся поэт, за руку привел ее из киевской церкви в круг литературных избранников. Помог выпустить первую книгу, воспел вторую в хвалебной статье.

Слава обрушилась на нее молниеносно. «Муза плача» первая поняла: петь о  страданиях, расставаниях, боли, разлуке, нелюбви и готовности умереть от любви – «быть нелюбимой поэтично». Тысячи женщин влюблялись до нее, мучались, плакали, мечтали наложить на себя руки. Тысячи глаз ловили взгляды и ждали слов. Но лишь прочитав:

 

 Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, улыбнулся;

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся – 

И загадочных, древних ликов 

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово 

И сказала его – напрасно.

Отошел ты. И стало снова 

На душе и пусто и ясно

 

– поняли, что можно писать «о своем, о женском», вечном, невысказанном  и затаенном – так прекрасно  и просто.

Информация о работе Анна Ахматова и её любовь