Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
Конец года - Просит Д.Д.Шостаковича помочь в деле поэта Иосифа Бродского.
1964 30 мая
- Москва. Музей В.В.Маяковского.
1 декабря
- Выехала в Италию на
7 декабря - Торжественный прием в Риме.
12 декабря - В замке Урсино А.А.Ахматовой вручена литературная премия "Этна-Таормина" - за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений.
15 декабря
- Оксфордский университет (
1965 9 мая - Лев Шилов в Комарове записал на магнитофон "Реквием" в авторском чтении, дав обещание не распространять запись до той поры, пока крамольная поэма не будет опубликована на родине ее автора.
31 мая - Отъезд в Лондон.
5 июня - Торжественная церемония облачения в мантию доктора литературы. Лондон. Оксфордский университет.
17-21 июня - В Париже. В мастерской Ю.Анненкова видит свой молодой портрет, написанный в 1921 году и увезенный художником в изгнание.
2 октября - Составляет перечень встреч с А.Блоком - с указанием места и времени.
Начало октября - Выходит последний прижизненный сборник стихотворений и поэм А.А. - знаменитый "Бег времени".
19 октября - Последнее публичное
выступление на торжественном
вечере в Большом театре, посвященном
700-летию со дня рождения
8 ноября - Была в гостях у Е.С.Булгаковой - читали вслух "Мастера и Маргариту", вспоминали военный Ташкент.
10 ноября - Четвертый инфаркт миокарда.
1966 Февраль - В больнице.
19 февраля - Выписывается из больницы.
3 марта - Выехала в подмосковный кардиологический санаторий.
4 марта - Последняя запись в дневнике. Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию.
5 марта, утром - Анна Андреевна Горенко-Гумилева-Ахматова скончалась.
7 марта в 22.00 - По Всесоюзному радио передано сообщение о смерти выдающегося поэта Анны Андреевны Ахматовой.
9 марта - Гражданская панихида в Москве во дворе морга Института им. Склифосовского.
10 марта - Отпевание по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда. Гражданская панихида - в Доме писателей. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом - 44 км по дороге на Выборг.
Ты письмо мое, Милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на Твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я Твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я -
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках...
Но, как прежде жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в Твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Париж пленяет и очаровывает всякого, в особенности русского человека, в кавычках или без. Он прекрасен своими широкими зелеными бульварами, парками, лабиринтами узких старинных улочек, красивыми высокими домами с маленькими ажурными балкончиками, крутыми крышами с мансардами, историей, стильными женщинами и стройными мужчинами. Но главное, влечет неповторимой атмосферой праздника, которой пронизан весь город и о которой говорил Хэмингуэй в романе "Праздник, который всегда с тобой."
В Париже красивы, каждый по-своему, все районы и, как раскрывающий веер красавицы, они лучами разбегаются от Сены. Одним из таких привлекательных и известных уголков французской столицы - район бульвара Монпарнас. Первоначальную славу ему принесла орава художественной богемы , которая в начале 20 века устремилась именно сюда с уютного, но тесного и нищего Монмартра. Перехватывает дыхание, когда оказываешься в этих святых для любящего литературу и искусство человека местам. На этих бульварах, в этих кафе кипела, шумела, пила, ссорилась и браталась пестрая многонациональная толпа- будущая гордость всего цивилизованного мира.
Близ пересечения бульваров Монпарнас и Распай и улицы Вавен- целое созвездие знаменитых кафе: "Дом", "Селект", "Доминик", "Ля Куполь"и , конечно же , "Ротонда".
Эх "Ротонда", "Ротонда", беспутная довоенная жизнь, юность гениев, "горячие деньки Монпaрнаса".
1910 год. Полутемный, пыльный, прокуренный
зал. В углу за столиком в
странной высокой шляпе и
Вот за столиком расположилась группа
скульпторов: Осип Цадкин с любимицей-
огромной собакой Калуш, Жак Липшиц,
с ними художница Мария Васильева.Она
перекликается с сидящим
А, вот, сидит странная пара: элегантный красавец в красном шарфе и фетровой шляпе, итальянец, интеллектуал и аристократ- Амедео Модильяни; рядом неопрятный, косноязычный, малограмотный, в странной грязной робе-гениальный Хаим Сутин. Модильяни ищет глазами новую модель, находит женское лицо, рисует в блокноте, впиваясь глазами, рассматривает, рвет его в клочки. Снова осматривается- и замирает изумленно. Лицо.. И какое лицо.. Молодая женщина с царственной походкой...Откуда? Женщины тут вообще редки, но такие и вовсе.
И она, колдунья, русалка, загадочная "русская аристократка" из загадочной страны России- Анна сразу заметила этого одухотворенного красавца. Рассказывала потом, что"все божественное в нем только искрилось сквозь какой-то мрак"-Здесь, в "Ротонде" встретились и полюбили весной 1910 года Принц Монпaрнаса Амедео Модильяни и великая поэтесса, будущая королева любовной лирики и совесть диссидентской России 20 века - Анна Ахматова. Где был в этот момент Николай Гумилев, куда отлучился от молодой новобрачной?.... Но вернувшись, понял:- их уже не остановит и не разделит ничто.А дальше... Где она виделасьс Амедео, что было между ними? И когда появились на свет чарующие, но такие юные, лихие, нагие, вполне беспутные его рисунки , и трепетные, вибрирующие ее стихи:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки...
---------------
Благослови же небеса-
Ты первый раз одна с любимым...
Спускаются сумерки.Шумная подвыпившая компания встает и выходит. Куда они идут? В "Селект", "Клозери де Лиля"? Последуем же за ними! Заблудиться нам не дадут ночные огни башни Монпарнаса.
Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия» - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главных тем.
Эта тема очень важна в начале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человек продолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.
Очень много критиков изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество Ахматовой. Он писал, что любовная тема в произведениях Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.
О том, что «великого поэта в той или иной общественной ситуации или глазами того или иного поколения можно прочитывать по-разному» писал в своей статье «Жизнь и творчество Анны Ахматовой» А.И.Павловский. Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и пустынях своей любви - своей и только».
В.Виноградов же подходил к стихам
Ахматовой как к некой «
Будучи другом самой Анны Андреевны, критик А.Найман писал о том, что «её основное и поэтическое ощущение - ощущение крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейся катастрофы».
Также все писавшие об Анне Ахматовой отмечали её трагичность интонации, с которой повествуются её произведения. Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Несмотря на то что все критики по-разному оценивали творчество Ахматовой, они были едины в том, что она была великим поэтом, большим и глубоким художником. Анна Андреевна прошла большой жизненный путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, из которого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Она человек большой воли и непреклонного мужества.
Ранняя любовная лирика поэта воспринимается
как своеобразный лирический дневник.
Она говорит о простом
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушным жёлтым огнём.
29 сентября 1911
Царское село.
Любовь в лирике А. Ахматовой
предстает как "поединок роковой",
она почти никогда не изображается
безмятежно, идиллически, а наоборот,
в предельно кризисном
В ее стихах поражает "струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой..." (Н. В. Недоброво).
Едва ли не сразу после появления её первой книги, а после "Четок" и "Белой стаи" в особенности, заговорили о "загадке Ахматовой". Сам талант был очевидным, но непривычна и неясна была его суть. "Романность", подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например, пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью и отчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почти жесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, потому что она противоречила "эталону женственности". Вызывало недоуменное восхищение и странное немногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишину предгрозья и выражала себя обычно лишь двумя - тремя словами, похожими на зарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.
В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии в "Поэме без героя", что постоянно слышала непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против течения, -
Только прочь от своих могил.
На галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше,
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый
Город в свой уходил туман,
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка!
Как перед казнью бил барабан…
И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой - то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул…
Самым первым предвестием такого тревожного ощущения было стихотворение "Первое возвращение" с его образами смертельного сна, савана и погребального звона и с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены.
В любовный роман Ахматовой входила эпоха - она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.
Именно по этой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из казалось бы предназначенного ей узкого круга читателей.
Если расположить любовные стихи
Ахматовой в определённом порядке,
можно заметить, что в самом
начале лирических стихов героиня гордая,
трепетная, нежная. А уже в конце
лирических стихотворений это