Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:33, шпаргалка
) ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей.
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
2) ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности; обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда , полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда; совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
41) Обязанности потерпевшего, руководителя работ, других лиц при несчастном случае. Первоочередные обязанности нанимателя, страхователя, если произошел несчастный случай на производстве
При несчастном
случае на производстве работники принимают
меры по предотвращению воздействия
травмирующих факторов на потерпевшего,
оказанию ему первой помощи, вызову
на место происшествия медицинских работников
или доставке потерпевшего в организацию
здравоохранения. О каждом несчастном
случае на производстве потерпевший (при
возможности), другие работники немедленно
сообщают должностному лицу организации,
нанимателя, страхователя. Должностное
лицо организации, нанимателя,
страхователя: при необходимости немедленно
организует оказание первой помощи потерпевшему,
вызов медицинских работников на место
происшествия (доставку потерпевшего
в организацию здравоохранения); принимает
неотложные меры по предотвращению развития
аварийной ситуации и воздействия травмирующих
факторов на других лиц; обеспечивает
до начала расследования несчастного
случая сохранение обстановки на месте
его происшествия, а если это невозможно
– фиксирование обстановки путем составления
схемы, протокола, фотографирования или
иным методом; сообщает нанимателю, страхователю
о происшедшем несчастном случае. Наниматель,
страхователь, получив
сообщение о несчастном
случае на производстве: принимает меры
по устранению причин несчастного случая;
в течение одного дня сообщает о несчастном
случае страховщику, нанимателю потерпевшего
(при несчастном случае с работником другого
нанимателя) и направляет в организацию
здравоохранения запрос о тяжести травмы
потерпевшего; информирует о несчастном
случае на производстве родственников
потерпевшего и профсоюз (иной представительный
орган работников); обеспечивает расследование
несчастного случая на производстве в
соответствии с Правилами. О
групповом несчастном
случае, несчастном
случае со смертельным
исходом, организация,
наниматель, страхователь
немедленно сообщает: в территориальную
прокуратуру по месту, где произошел несчастный
случай; в территориальное структурное
подразделение департамента государственной
инспекции труда; в профсоюз (иной представительный
орган работников), а при их отсутствии
– в областное (Минское городское) объединение
профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;
в вышестоящую организацию, а при ее отсутствии
– в местный исполнительный и распорядительный
орган, где зарегистрирован наниматель,
нанимателю потерпевшего (при несчастном
случае с работником другого нанимателя);
в территориальный орган государственного
специализированного надзора и контроля,
если несчастный случай произошел на поднадзорном
ему объекте; страховщику. О
смерти потерпевшего, явившейся следствием
несчастного случая на производстве и
наступившей в период временной нетрудоспособности,
организация, наниматель, страхователь
в течение одного дня сообщает указанным
выше организациям. Сообщение о несчастном
случае на производстве передается по
телефону, телеграфу, телефаксу, другим
средствам связи по форме сообщения о
несчастном случае на производстве.
42) В КАКОМ ПОРЯДКЕ РАССЛЕДУЮТСЯ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ? КАКОЙ АКТ СОСТАВЛЯЕТСЯ?
Расследование несчастного
случая на производстве
осуществляется в соответствии с Правилами
расследования и учета несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний,
утвержденными постановлением Совета
Министров РБ от 15.01.2004 г. № 30 (с изменениями
и дополнениями от 4.11.2006 г. № 1462 и от 18.01.2007
г. № 60) проводится уполномоченным должностным
лицом организации, нанимателя, страхователя
с участием уполномоченного представителя
профсоюза (трудового коллектива), специалиста
по охране труда или другого лица, на которого
возложены эти обязанности, а также страховщика
и потерпевшего или лица, представляющего
его интересы (по их требованию). При необходимости
для участия в расследовании могут привлекаться
соответствующие специалисты сторонних
организаций. Руководитель, на которого
непосредственно возложено обеспечение
безопасности труда потерпевшего, к участию
в расследовании не допускается. Расследование
несчастного случая на производстве должно
быть проведено в срок не более трех рабочих
дней. В указанный срок не включается время,
необходимое для проведения экспертиз,
получения заключений правоохранительных
органов, организаций здравоохранения
и других органов и организаций. Несчастный
случай, о котором нанимателю, страхователю
не поступило сообщение в течение рабочего
дня (смены) или вследствие которого потеря
трудоспособности наступила не сразу,
расследуется в течение одного месяца
со дня, когда нанимателю, страхователю
стало известно о несчастном случае (поступление
заявления от работника или его родственников
о несчастном случае, листка нетрудоспособности
с записью о производственной травме,
иной информации). Травма, не вызвавшая
у потерпевшего потери трудоспособности
или необходимости перевода в соответствии
с медицинским заключением на другую (более
легкую) работу, учитывается организацией,
нанимателем, страхователем в журнале
регистрации микротравм. Во
время расследования:
проводится обследование состояния условий
и охраны труда на месте происшествия
несчастного случая; при необходимости
организуется фотографирование места
происшествия несчастного случая, поврежденного
объекта, составление схем, эскизов, проведение
технических расчетов, лабораторных исследований,
испытаний, экспертиз и других мероприятий;
берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие
(при возможности), свидетели, должностные
и иные лица; изучаются необходимые документы;
устанавливаются обстоятельства, причины
несчастного случая, лица, допустившие
нарушения актов законодательства о труде
и об охране труда, технических нормативных
правовых актов, локальных нормативных
правовых актов, разрабатываются мероприятия
по устранению причин несчастного случая
и предупреждению подобных происшествий.
После завершения расследования
уполномоченное должностное
лицо организации, нанимателя,
страхователя с участием
лиц, участвовавших
в расследовании, составляет
акт о несчастном случае
на производстве формы
Н-1. Если на основании документов правоохранительных
органов, организаций здравоохранения,
судебно-медицинской экспертизы и других
результатов расследования установлено,
что несчастный случай произошел вследствие
противоправных деяний потерпевшего (хищение,
угон транспортных средств и иные противоправные
деяния), умышленного причинения вреда
своему здоровью (самоубийство, попытка
самоубийства, членовредительство) либо
обусловлен исключительно состоянием
здоровья потерпевшего, то такой несчастный
случай оформляется актом о непроизводственном
несчастном случае формы НП. Если грубая
неосторожность потерпевшего содействовала
возникновению или увеличению вреда, причиненного
его здоровью, то при расследовании несчастного
случая на производстве или профзаболевания
определяется и указывается в соответствующих
актах степень вины потерпевшего в процентах.
Несчастные случаи со смертельным
исходом, происшедшие при обстоятельствах,
когда единственным противоправным деянием
потерпевшего явилось его нахождение
в состоянии алкогольного, наркотического
или токсического опьянения, подлежат
оформлению актом формы Н-1.
Указанные акты форм
Н-1 или НП с прилагаемыми к одному
из них протокола опросов, объяснениями
потерпевшего, свидетелей, должностных
лиц, планами, схемами, фотографиями, медицинскими
заключениями и другими документами, характеризующими
состояние места происшествия несчастного
случая, с указанием допущенных нарушений
требований законодательства о труде,
правил по охране труда и т.д. направляются
нанимателю, страхователю для рассмотрения
и утверждения. Наниматель, страхователь
в течение двух дней после окончания расследования
рассматривает документы расследования,
утверждает акт форм Н-1 или НП и регистрирует
его в журнале регистрации несчастных
случаев на производстве или непроизводственных
несчастных случаев. Акты
по форме Н-1 или формы
НП составляются в четырех
экземплярах, предназначенных
для: потерпевшего или лица, представляющего
его интересы; государственного инспектора
труда; специалиста по охране труда или
специалиста, на которого возложены его
обязанности, с материалами расследования;
страховщика, которому направляется один
экземпляр акта формы Н-1 с материалами
расследования. Одновременно
копии акта формы Н-1
или акта формы НП направляются
руководителю подразделения, где работает
(работал) потерпевший, в профсоюз (иной
представительный орган работников), орган
государственного специализированного
надзора и контроля, если случай произошел
на поднадзорном ему объекте, местный
исполнительный и распорядительный орган,
в вышестоящую организацию (по ее требованию).
Акт формы Н-1 или акт
формы НП с документами расследования
хранится в течение 45 лет у нанимателя,
страхователя организации, у которых взят
на учет несчастный случай.
43) Специальное расследование несчастного случая на производстве. Документы, составляемые по результатам специального расследования несчастного случая
Специальному
расследованию несчастных
случаев подлежат:
групповые несчастные случаи, происшедшие
одновременно с двумя и более работниками,
независимо от тяжести полученных травм;
несчастные случаи со смертельным исходом;
несчастные случаи с тяжелым исходом.
Специальное расследование несчастных
случаев на производстве проводит государственный
инспектор труда в соответствии с Правилами
расследования и учета несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
с участием уполномоченного должностного
лица нанимателя, представителя профсоюза,
вышестоящей организации.
Специальное расследование группового
несчастного случая, при котором погибли
два – четыре человека, проводится главным
государственным инспектором труда области
или города Минска с участием страховщика,
потерпевшего или лица, представляющего
его интересы (по их требованию).
Специальное расследование несчастного
случая, при котором погибли пять и более
человек (если по нему не было решения
Правительства РБ), проводится главным
государственным инспектором труда РБ
с участием руководителей соответствующих
республиканских органов государственного
управления, иных государственных организаций,
подчиненных Правительству РБ, вышестоящей
организации, местных исполнительных
и распорядительных органов, а также страховщика,
потерпевшего или лица, представляющего
его интересы (по их требованию).
Специальное расследование
проводится (включая
оформление и рассылку
документов) в течение 14
дней со дня получения
сообщения о несчастном
случае на производстве.
Главный государственный инспектор труда
РБ может устанавливать более длительные
сроки специального расследования.
Документы специального
расследования включают:
заключение государственного инспектора
труда (представителя органа государственного
специализированного надзора и контроля
и государственного инспектора труда)
о несчастном случае;
акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого
потерпевшего; протокол осмотра места
происшествия несчастного случая;
планы, схемы, эскизы, фотоснимки места
происшествия и т. п.; протоколы опросов,
объяснения потерпевшего (потерпевших),
свидетелей, работников, должностных и
иных лиц;копии документов (выписки из
них) о прохождении потерпевшим обучения,
инструктажа и проверки знаний по вопросам
охраны труда, медицинских осмотров, о
получении средств индивидуальной защиты
и т. п.;медицинские заключения о характере
и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего,
а также о нахождении потерпевшего в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического
опьянения;заключение (протокол, постановление)
правоохранительных органов о противоправных
деяниях потерпевшего (другого лица), умышленном
причинении потерпевшим вреда своему
здоровью;протокол об определении степени
вины потерпевшего от несчастного случая,
профессионального заболевания;заключения
экспертиз, результаты лабораторных исследований,
экспериментов, анализов;копии нормативных
правовых актов, технических нормативных
правовых актов, локальных нормативных
правовых актов (извлечения, выписки из
них);копии предписаний государственного
инспектора труда, представителя органа
государственного специализированного
надзора и контроля, представлений представителей
профсоюзов;копии материалов о привлечении
нанимателя, страхователя, должностных
лиц организации к административной ответственности;особые
мнения лиц, участвовавших в расследовании
(при их наличии);другие материалы.
44) Причины несчастных случаев на производстве
По
сложившейся практике причины травматизма
и профессиональных заболеваний
принято подразделять на организационные,
технические, санитарно-гигиенические,
психофизиологические. Организационные
причины травматизма и профзаболеваний
целиком зависят от уровня организации
труда на предприятии – отсутствие или
неудовлетворительное проведение обучения
и инструктажа, отсутствие проекта производства
работ, несоблюдение режима труда и отдыха,
неправильная организация рабочего места,
отсутствие, неисправность или несоответствие
условиям работы средств индивидуальной
защиты, неудовлетворительный надзор
за производством работ и т.д. Технические
причины травматизма и профзаболеваний
можно характеризовать как причины, не
зависящие от уровня организации труда
на предприятии. Это конструктивные недостатки
оборудования, инструментов и приспособлений,
несовершенство технологических процессов,
средств сигнализации и блокировок и т.д.
Эти причины иногда называют также конструкторскими
или инженерными. Санитарно
гигиенические причины связаны с
неблагоприятными метеорологическими
условиями труда, повышенными уровнями
шума, вибрации, концентрациями вредных
веществ в воздухе рабочей зоны, наличием
вредных излучений, нерациональным освещением
и т.д. Психофизиологические
причины обусловлены физическими
и нервно-психическими перегрузками, нервно-эмоциональным
перенапряжением, несоответствием условий
труда анатомо-физиологическим особенностям
работающего, неудовлетворительным психологическим
климатом в коллективе и др.
45) Классификация основных опасных и вредных производственных факторов
Согласно
ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные
производственные факторы. Классификация"
опасные и вредные производстве
46) Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ
Воздух
рабочей зоны производственного помещения
должен соответствовать санитарно-гигиеническим
требованиям по содержанию вредных веществ
(газа, пара, аэрозоля) и частиц пыли, приведенным
в ГОСТ 12.1.005 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические
требования к воздуху рабочей зоны"
и СанПиН № 11-19-94 "Перечень регламентированных
в воздухе рабочей зоны вредных веществ".
Рабочая зона – пространство, ограниченное
по высоте 2 м над уровнем пола или площадки,
на которых находятся места постоянного
или непостоянного (временного) пребывания
работающих. К постоянным местам относятся
рабочие места, на которых работающий
находится более 50% рабочего времени за
смену или более двух часов непрерывно.
Если работа осуществляется в различных
пунктах рабочей зоны, то постоянным рабочим
местом считается вся рабочая зона. Содержание
вредных веществ в воздухе
рабочей зоны не должно превышать предельно
допустимых концентраций (ПДК), используемых
при проектировании производственных
зданий, технологических процессов, оборудования,
вентиляции, для контроля за качеством
производственной среды и профилактики
неблагоприятного воздействия на здоровье
работающих. ПДК
– концентрации, которые при ежедневной
(кроме выходных дней) работе в течение
8 часов или при другой продолжительности,
но не более 40 часов неделю, в течение всего
рабочего стажа не могут вызвать заболеваний
или отклонений в состоянии здоровья,
обнаруживаемых современными методами
исследований в процессе работы или в
отдаленные сроки жизни настоящего и последующих
поколений. ПДК распространяются на
воздух рабочей зоны всех рабочих мест
независимо от их расположения (в производственных
помещениях, горных выработках, на открытых
площадках, транспортных средствах и т.д.).
47) Требования безопасности при эксплуатации зданий и сооружений
Безопасность
зданий и сооружений должна предусматриваться
и осуществляться при их проектировании,
строительстве, реконструкции, эксплуатации.
Основными документами,
регламентирующими
вопросы, связанные
с безопасностью зданий
и сооружений, являются:
СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные
требования к техническому состоянию
и обслуживанию строительных конструкций
и инженерных систем, оценке их пригодности
к эксплуатации»;
Положение о проведении планово-предупредительного
ремонта производственных зданий и сооружений
(утверждено Госстроем СССР от 29 декабря
1973 г. № 279), а также соответствующие отраслевые
нормативные правовые акты, технические
нормативные правовые акты, регламентирующие
безопасность производственных зданий
и сооружений с учетом специфики их эксплуатации.
Указанными документами
регламентирована система
мероприятий, обеспечивающих
сохранность зданий
и сооружений, технически правильную
их эксплуатацию и безопасность работающих
в них людей. К ним относятся надзор за
содержанием зданий и сооружений, проведение
соответствующих осмотров, ремонтов, планирование
и проведение профилактических и неотложных
работ и т. п.