Охрана труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:33, шпаргалка

Описание работы

) ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей.
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
2) ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности; обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда , полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда; совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Работа содержит 1 файл

shpory-ohrana-truda.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

 Ст. 122. Предельное количество сверхурочных работ Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. В предельное количество не включаются сверхурочные работы, выполненные в случаях, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса. Правительство Республики Беларусь вправе сокращать на определенный срок предельное количество сверхурочных работ в целом по республике либо по отраслям или отдельным территориям с тем, чтобы расширить возможности трудоустройства незанятого населения. Наниматель обязан вести точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником. Информация об их количестве предоставляется работнику по его требованию.

 Ст. 140. Выходные дни в  непрерывно действующих организациях В организациях с непрерывным производственно - технологическим циклом (металлургическое, химическое производство, сельское хозяйство и др.), а также обеспечивающих постоянное непрерывное обслуживание населения, организаций (электростанции, телеграф, почта, скорая помощь, транспорт, обслуживание основного производства и др.), выходные дни предоставляются в различные дни календарной недели поочередно каждой группе работников согласно графику работ (сменности).

 Ст. 141. Выходные дни в организациях, постоянно обслуживающих население в субботы и воскресенья В организациях, постоянно обслуживающих население в субботы и воскресенья (торговля, бытовое обслуживание, театры, кинотеатры, музеи и др.), выходной день (выходные дни) устанавливается в другой день недели в порядке, предусмотренном Ст.ми 136-139 настоящего Кодекса, и с учетом рекомендаций местных исполнительных и распорядительных органов.

 Ст. 142. Работа в выходные дни с согласия или по инициативе работника допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 настоящего Кодекса. Если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них. Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель.

 Ст. 143. Исключительные случаи привлечения к  работе в выходной день без согласия работника Наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях для: 1) предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия; 2) предотвращения несчастных случаев; 3) устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи; 4) оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи. 
 
 
 
 
 

 16) ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА, КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТ ДОЛЖНЫ В НЕМ РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ? ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, СОГЛАШЕНИЕ? 1.В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 2. Внутренний трудовой распорядок - это регламент (порядок) выполнения работниками работы у нанимателя под его руководством и контролем. Внутренний трудовой распорядок регулируется правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами по вопросам труда. 3. Настоящие Правила разработаны на основе Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК), иного законодательства о труде, включая Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46, и определяют внутренний трудовой распорядок, установленный в УП «АВС». 4. Настоящие Правила имеют целью обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, содействие росту производительности труда.5. Наниматель может требовать, а работники обязаны выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с подчинением внутреннему трудовому распорядку.6. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателя. Настоящие Правила вступают в силу с момента их утверждения директором. 7. От имени нанимателя его права и обязанности осуществляют уполномоченные должностные лица - директор (его заместители), руководители подразделений и служб (их заместители) или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. 8. Настоящие Правила внутреннего трудового распорядка должны быть вывешены нанимателем на видном месте.

 Статья 358. Соглашение -  нормативный акт,  содержащий обязательства сторон по регулированию отношений  в  социально-трудовой  сфере  на  уровне определенной профессии, отрасли, территории. Соглашения заключаются    на    республиканском    (генеральное соглашение),  отраслевом  (тарифное  соглашение)  и местном (местное соглашение) уровнях.

 Статья 361. Коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические  отношения  между нанимателем и работающими у него работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях  любых организационно-правовых  форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). 

 17) КАКАЯ УСТАНОВЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ПО ОТ? Нарушение законодательства о труде влечет применение к виновным лицам мер ответственности. Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Законодательство выделяет 2 вида субъектов, несущих ответственность за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся предприятия — наниматели, а к физическим — работники. Работников предприятия в зависимости от вида и основания привлечения к ответственности можно разделить на 3 категории: работники, должностные лица и руководитель предприятия. Уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда установлена ст.306 УК РБ (до 7 лет лишения свободы). Административная ответственность установлена ст.41 Кодекса РБ об административных правонарушениях (до 10 минимальных зарплат). Дисциплинарная ответственность предусмотрена ст.198 ТК РБ. Замечание, выговор, увольнение. 

 18) В КАКИХ СЛУЧАЯХ  РАБОТНИК МОЖЕТ  БЫТЬ ОТСТРАНЕН ОТ РАБОТЫ? МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ УВОЛЕН ПО ИНИЦИАТИВЕ НАНИМАТЕЛЯ РАБОТНИК, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА? Статья 49. Отстранение от работы. По требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы. Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

 1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

 2) не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда;3) не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда;

 4) не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. За период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой статьи 71 настоящего Кодекса.

 Для предупреждения травматизма на предприятии по вине халатного отношения к правилам безопасности, которые проявляют  рабочие, в ходе судебного заседания  было постановлено внедрение нового законодательства, суть которого заключается в следующем:- если устанавливается причинно-следственная связь между несчастным случаем, приведшем к получению травмы или увечья одним рабочим по причине несоблюдения правил безопасности и норм охраны труда другим рабочим, то его признают виновным. Карательные санкции могут быть различны: начиная от административного штрафа, увольнения с рабочего места вплоть до уголовного срока. Приговор суда будет зависеть от конкретного случая, в зависимости от тяжести травмы, полученной рабочим. Степень грубости нарушения правил охраны труда будет зависеть от следующих факторов:- вины рабочего;- степени очевидности угрозы для здоровья окружающих.В случае доказанного нарушения правил техники безопасности и охраны труда, повлекших за собой увечья либо смерть других рабочих, руководителем предприятия может быть расторгнут трудовой договор с виновным работником до истечения его срока действия без выдачи какой-либо материальной компенсации. 

 19) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ТРУДА.Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а та к же проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. Основная цель улучшения условий труда — достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 20) КАКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ  И КАТЕГОРИЯМИ  ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ  СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ  И ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ. Показатели: 1. Численность работников в организации, всего чел. в том числе женщин -»- 2. Количество зданий, сооружений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии, - всего ед. Из них подлежат: 2.1. выводу из эксплуатации -»- 2.2. реконструкции -»- 2.3. ремонту -»- 3. Условия труда, не соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда: количество рабочих мест, всего ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников, всего чел. в % к общей численности работников % 3.1. по запыленности воздушной среды: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.2. по загазованности воздушной среды: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.3. по шуму: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.4. по вибрации: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.5. по освещенности: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.6. по уровню неионизирующего излучения: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 3.7. по параметрам микроклимата: количество рабочих мест ед. в % к общему количеству рабочих мест % численность работников чел. в % к общей численности работников % 4. Данные о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости: 4.1. численность потерпевших при несчастных случаях на производстве - всего чел. из них: с тяжелым исходом -»- со смертельным исходом -»- 4.2. численность потерпевших при несчастных случаях на производстве, которые находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, всего -»- % от общего числа потерпевших % 4.3. коэффициент частоты производственного травматизма (Кч) 4.4. численность потерпевших со смертельным исходом на 100 тыс. работающих (Кчсм) 4.5. коэффициент тяжести производственного травматизма (Кт) 4.6. численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием, всего: чел. на 100 тыс. работающих 5. Численность специалистов по охране труда: расчетная чел. фактическая чел. 6. Кабинет по охране труда (требуется / недостает): ед./кв.м 7. Применение системы управления охраной труда 8. Выполнение Плана мероприятий по охране труда: 8.1. количество запланированных мероприятий, всего из них выполнено 8.2. запланировано средств на выполнение мероприятий Плана, всего фактически израсходовано средств. 

Информация о работе Охрана труда