Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:33, шпаргалка
) ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей.
Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.
2) ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности; обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда , полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда; совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
1)
ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ
ТРУДА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей.
Кроме
этого, несчастные случаи, как правило,
ведут к нарушению производственного
цикла, приостановке или изменению технологических
процессов, а зачастую к повреждению оборудования,
машин и механизмов.
2) ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Концепция
государственного управления охраной
труда определяет, что основными
принципами государственной
политики в области
охраны труда являются: обеспечение
приоритета жизни и здоровья работников
по отношению к результатам трудовой деятельности;
обеспечение гарантий права работников
на охрану труда; установление обязанностей
всех субъектов и правоотношений в области
охраны труда , полной ответственности
нанимателей за обеспечение здоровья
и безопасных условий труда; совершенствование
правоотношений и управления в этой сфере,
включая внедрение экономического механизма
обеспечения охраны труда.
3) ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РБ ПО ОТ. Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует правоотношения в области охраны труда между нанимателями, работниками и государством. Указ Президента Республики Беларусь "О страховой деятельности" от 25.08.2006 № 530 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулирует вопросы возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
Закон "О техническом нормировании и стандартизации" регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.
Закон "Об оценке соответствия требованиям технических нормативах правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия.
Закон Республики Беларусь "О пожарной безопасности" устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, государственными комитетами, комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Определяет правовую основу к принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, всех субъектов правоотношений в этой области.
Закон Республики Беларусь "О
промышленной безопасности
опасных производственных
объектов" определяет правовые, экономические
и социальные основы обеспечения безопасной
эксплуатации опасных производственных
объектов и направлен на предупреждение
аварий на опасных производственных объектах
и обеспечение готовности организаций
эксплуатирующих опасные производственные
объекты, к локализации V. ликвидации последствий
производственных аварий. Имеются также
другие законодательные акты, которые
в той или иной части регулируют правоотношения
в области охраны труда (Кодекс об административных
правонарушениях, Уголовный кодекс и др.).
4) НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ПО ОТ. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществля-ют:
- специально
уполномоченные
- местные органы власти, их исполнительные и распорядительные органы;
- министерства,
государственные комитеты и
- Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Общественный
контроль за соблюдением законодательства
о труде имеют право
Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инст-рукций по охране труда возлагается на нанимателя.
Должностные
лица, виновные в нарушении законодательства
о труде, в не¬выполнении обязательств
по коллективным договорам и соглашениям
по охране труда несут дисциплинарную
(замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на ни-жеоплачиваемую должность),
административную (штрафы), материальную
и уго-ловную ответственность.
5) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ. Государственное управление охраной труда на различных уровнях осуществляется следующими субъектами:
- на республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им республиканскими органами государственного управления в сфере труда;
- на отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительст-ву Республики Беларусь;
- на территориальном уровне – местными исполнительными и распоряди-тельными органами.
На республиканский орган государственного управления в сфере труда воз-лагаются следующие функции:
- координация
деятельности субъектов
- осуществление
надзора и контроля за
- осуществление
мониторинга состояния условий
и охраны труда, внесение
- разработка
республиканских целевых
На республиканские органы государственного управления, иные государст-венные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь возлагаются в пределах их компетенции следующие функции:
- анализ
причин производственного
- разработка
и принятие нормативных
- разработка отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;
- принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, орга-низация их финансирования и выполнения;
- организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций;
- осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.
В функции местных исполнительных и распорядительных органов входит:
- анализ
причин производственного
- подготовка
и реализация территориальных
целевых программ по улучше-
- создание
территориальных систем
- осуществление
контроля за соблюдением
Конечной
целью государственной системы
управления охраной труда явля-ется
снижение социальных и экономических
потерь, обусловленных заболеваемо-стью
и травматизмом на производстве.
6) КАКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩ-ТЬ ОБЩ-НЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАК-ВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА. В соответствии со статьей 463 ТК РБ и статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 утвержден Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2005 г. № 995. В соответствии с указанным Порядком общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.