Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ……………………………………4
2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ…………………..5
3. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ..…………… 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ …………………………………....7
4.1 Пыль ………………………………………………………………………….. 7
4.2 Шум …………………………………………………………………………... 9
4.3 Вибрация………………………………………………………………………12
4.4 Электромагнитные поля и излучения……………………………………....13
4.5 Освещенность…………………………………………………………………14
4.6.Микроклимат………………………………………………………………….18
4.7 Вредные химические вещества…………………………………………….....19
4.8 Тяжесть и напряженность труда водителя………………………………...21
4.9 Оценка психофизиологических факторов……………………………….…26
5. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ……. 29
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ…………………………………. 30
7. ЗАДАЧА………………………….…………………………….……………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

БЖД555 - мой.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

  Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

  Оценка  режима работы

  1.Фактическая  продолжительность  рабочего дня.

  В производственных условиях фактическая  продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 ч до 12 ч

  2. Сменность работы.

  Фактор  определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время.

  3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва).

  Введение  регламентированных перерывов на отдых  в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляют напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты времени от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

  Оценка  напряженности трудового  процесса

  Общая оценка напряженности трудового  процесса проводится следующим образом.

  Независимо  от профессии учитываются все  вышеприведенные показатели. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

        По каждому из показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том  случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени. После чего переходят к окончательной оценке напряженности труда. Труд водителей оценивается как «вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу. 
 

  4.9 Оценка психофизиологических факторов

       

    Психофизические свойства человека зависят от психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относится восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

       Водителю приходится выполнять самые разные работы: он принимает транспортное средство у водителя-сменщика; готовится к выезду на линию, оформляет документы; пополняет запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управляет транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров,  наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями иногда принимая в них непосредственное участие; в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя -   это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно  получает информацию о дороге о находящихся на ней предметах (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности - освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим его движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результат своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления.

         Водитель является главным звеном системы водитель — автомобиль— дорога - среда (ВАДС) — ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.). В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от деятельности других операторов. Для многих операторов основными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель основную информацию получает путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. Характер и объем информации, получаемой водителем, могут быстро меняться.

          Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению микроавтобусом, часть из которых оказывается ошибочной. Так, в условиях интенсивного движения в городе в течение рабочей смены (7-8 ч) водители маршрутных микроавтобусов или автомобилей – такси выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению транспортным средством. При этом около 20% этих действий являются ошибочными вследствие недостатка времени для приема и переработки информации. Особенно большой дефицит времени испытывают водители при возникновении опасных ситуаций, когда промедление не допустимо.

         На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке.

         Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество его личности, как эмоциональная устойчивость, часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервно-психическими процессами и качеством работы водителя существует определенная связь. Объем и значимость поступающей к водителю информации определяются конкретной дорожной обстановкой, которая в любой момент времени может измениться. При этом водитель как участник движения вынужден непрерывно решать задачи, направленные на сохранение безопасности движения. При возникновении опасных и особенно аварийных ситуаций под влиянием эмоционального напряжения могут значительно ухудшиться функциональные возможности водителя, даже в случае благоприятного исхода аварийной ситуации негативные последствия могут сохраняться еще некоторое время (обычно в течение 5—10 мин). При этом могут возникнуть аварийные ситуации по вине водителя из-за ухудшения его психофизиологических показателей. Все эти факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

          Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно. Профессия водителя требует твердых знаний правил дорожного движения, прочных двигательных навыков безопасного управления автомобилем запоминания маршрутов движения и их особенностей. Поэтому память водителя должна отличаться такими свойствами, как достаточный объем, быстрота и точность запоминания, длительность удержания заученного материала. Источниками для развития и накопления в памяти представлений — образов о ранее воспринятой им информации — являются ощущения. Различают зрительную, слуховую в двигательную память. Для надежной работы водителя все они имеют значение, однако наиболее важными являются зрительная и двигательная память. Благодаря зрительной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Так, водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводят его в нужное положение. Двигательная память особенно важна при управлении автомобилем с большой скоростью и в сложных ситуациях.

            Для надежной работы водителя большое значение имеет его умение оценить расстояния до объектов и их взаимную удаленность, а также скорость и направление перемещения участников движения. Эти характеристики его интересуют в тех случаях, если объекты дорожной обстановки могут создавать помехи движению управляемого автомобиля. Например, перед выполнением обгона водитель должен оценить взаимное положение своего, обгоняемого и встречного транспортных средств, скорости их движения, путь обгона и др. Без такой оценки трудно определить возможность выполнения безопасного маневра. Большинство ДТП при обгоне являются следствием ошибок в оценке перечисленных факторов. В оценке пространственно-временных характеристик наиболее важным бывает сравнение расстояний до объектов, которые могут оказать помехи движению, с тормозным путем или путем объезда. Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью.

            Опытный водитель попадает в аварийную ситуацию значительно реже, чем новичок, не только потому, что обладает более высокой техникой управления автомобилем. Он умеет более точно оценивать обстановку, прогнозировать ее развитие и быстро отделять важную информацию от второстепенной. При возникновении опасной ситуации опытный водитель старается концентрировать внимание на том объекте, который представляет собой наибольшую опасность. Не опытный же водитель в опасной ситуации пытается переработать все ее элементы, что влечет за собой задержку времени для принятия решения, и опасная ситуация часто перерастает в аварийную.

  Проезжая  опасный участок дороги, водитель благодаря ассоциативной памяти прогнозирует возможную опасность, как бы строя модель предстоящей ситуации и способ выхода из нее. Это позволяет водителю быстро и четко выработать правильное решение по предупреждению возможной аварии. Однако если водитель ожидает возникновения возможной опасной обстановки с большим напряжением, то возможно истощение соответствующих отделов центральной нервной системы. В момент возникновения опасности он будет реализовывать ранее выработанное решение, хотя реальные условия могут совершенно отличаться от прогнозируемых.

            Важное влияние на деятельность  водителя оказывают личностные  качества, характеризующие человека  как личность. Водители, систематически  нарушающие правила дорожного  движения, попадающие в ДТП, в  большинстве своём люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.д. 

  5. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ 

  Существует  несколько причин, которые могут  привести к возгоранию автомобиля. В первую очередь — это расположение больших объемов бензина, а также любых других горючих жидкостей (в том числе тормозной) в непосредственной близости от электрических приборов.

  Жидкое  топливо огнеопасно. Его пары могут  взорваться, поэтому не нужно выполнять работы, которые могут привести к образованию искры,.

  Не  допускайте попадания топлива на горячий (неостывший) двигатель (то же самое относится и к тормозной жидкости, вероятность попадания которой на двигатель при пополнении ее уровня в бачке гораздо больше). Тормозная жидкость опасна еще и тем, что она агрессивна по отношению к лакокрасочному покрытию и полимерным материалам. Если тормозная жидкость все-таки пролилась, ее необходимо смыть большим количеством воды.

  Промасленная  ветошь при определенных условиях склонна  к самовозгоранию. Поэтому ее следует  держать в металлическом ящике с крышкой.

  Причиной  возникновения пожара может стать  и недостаточно серьезное отношение  к работам с электрооборудованием автомобиля. Необходимо иметь в виду, что проводка автомобиля рассчитана на определенную электрическую нагрузку. Перегрузка (и, как следствие, перегрев проводов) обычно бывает вызвана подключением чрезмерного количества потребителей электрической энергии. Неизолированные участки проводов и соединений могут стать источником короткого замыкания и искр или перегрева, что в, свою очередь, может привести к возгоранию. Поэтому всегда нужно проверять состояние установленного нового электрооборудования, которое может выйти из строя в момент перегорания предохранителей — возможно, сечение проводника оказалось недостаточным и изоляционное покрытие имеет термические повреждения. 

Информация о работе Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132