Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ……………………………………4
2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ…………………..5
3. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ..…………… 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ …………………………………....7
4.1 Пыль ………………………………………………………………………….. 7
4.2 Шум …………………………………………………………………………... 9
4.3 Вибрация………………………………………………………………………12
4.4 Электромагнитные поля и излучения……………………………………....13
4.5 Освещенность…………………………………………………………………14
4.6.Микроклимат………………………………………………………………….18
4.7 Вредные химические вещества…………………………………………….....19
4.8 Тяжесть и напряженность труда водителя………………………………...21
4.9 Оценка психофизиологических факторов……………………………….…26
5. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ……. 29
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ…………………………………. 30
7. ЗАДАЧА………………………….…………………………….……………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

БЖД555 - мой.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

     Техническая исправность транспортного средства определяет возможность тех его эксплуатационных качеств, которые заложены в нём конструкцией и обеспечивает надёжность, долговечность и безопасность работы. Главным средством поддержания автомобилей в работоспособно состоянии является система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта. Контроль за технической исправностью ТС производится органами ГИБДД согласно «Правилам проведения государственных периодических  осмотров автомобилей мотоциклов и прицепов». Автобусы и легковые автомобили – такси, техническая исправность которых имеет особое значение для безопасности массовых перевозок пассажиров подвергаются осмотру два раза в год, остальные ТС осматриваются раз в год.

    Пассивная безопасность предусматривает отсутствие острых выступающих частей наружной и внутренней поверхности кабины, наличие ремней безопасности и подголовников сидений, противоосколочных стекол в окнах кабины, энергопоглащающую конструкцию рулевой колонки и передней части кабины, наличие огнетушителя. Одним из самых эффективных средств защиты водителя и пассажиров являются ремни безопасности. При столкновениях на скорости менее 100 км/ч они почти полностью исключают гибель людей. Такие же результаты обеспечиваются благодаря энергопоглащающей рулевой колонке, а подголовник на 50% снижает опасность перелома шейных позвонков при сильном ударе по автомобилю сзади.

    

  4. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКИ

  БЕЗОПАСНОСТИ  ТРУДА ВОДИТЕЛЯ 

  4.1. Пыль 

  Пыль — это аэрозоль с твердыми частицами дисперсной фазы размером преимущественно ... мм. Будучи вредным фактором, пыль оказывает негативное воздействие на здоровье человека.

  Пыль  по своему происхождению бывает двух видов — органическая и неорганическая. К органической относят растительную пыль (древесная, зерновая, мучная, хлопковая), животную (шерстяная, волосяная) и искусственную органическую (резиновая, пластмассовая). Неорганическая пыль бывает минеральная (песок, асбест, стекловата) и металлическая (чугунная, Медная, алюминиевая).

  Пыль  различается по размеру и форме  частиц. Частицы пыли бывают видимые (размером более 10 мкм), микроскопические (от 0,25 до 10 мкм) и ультрамикроскопические (менее 0,25 мкм). Чем мельче частицы пыли, тем дольше они находятся в воздухе в виде аэрозолей и тем легче в процессе дыхания попадают в организм человека. Формой пылевых частиц определяются скорость их оседания и степень вредного воздействия. Пылевые частицы с зазубренными острыми краями (металлическая и минеральная пыль) оседают медленнее и в большем количестве попадают в дыхательные пути. При этом они могут травмировать слизистые оболочки. Электрически заряженные частицы пыли быстрее захватываются организмом, и их число в трахее, бронхах, легких в 2 — 3 раза превышает число частиц нейтральной пыли. Частицы, несущие электрический заряд, более агрессивны по отношению к внутренним органам человека.

  Характер  воздействия пыли на организм зависит  от ее химического состава, который определяет биологическую активность пыли. По этому признаку пыль подразделяют на пыль раздражающего действия и токсическую. К первой относится неорганическая и древесная пыль. Токсической является пыль хрома, мышьяка, свинца и некоторых других веществ. Попадая в организм человека, частицы такой пыли взаимодействуют с кровью и тканевой жидкостью и в результате протекания химических реакций образуют ядовитые вещества.

  Отдельные виды пыли растворяются в воде и  биологических жидких средах: крови, лимфе и желудочном соке, что может вызвать как положительные, так и отрицательные последствия. Растворимость нетоксических пылей способствует более быстрому их выведению из организма, тогда как аналогичное свойство токсических пылей, наоборот, усугубляет их отрицательное действие.

  Медико-биологические  исследования позволили установить непосредственную связь между количеством, концентрацией, химическим составом пыли в рабочей зоне и профессиональными заболеваниями работников транспорта. В запыленном воздухе дыхание становится затрудненным, насыщение крови кислородом ухудшается, что предрасполагает к легочным заболеваниям. Продолжительное действие пыли на органы дыхания может привести к профессиональному заболеванию — пневмокониозу, характеризующемуся разрастанием соединительной ткани в дыхательных путях. В группу пневмокониозов входит большое число разных видов заболеваний легких: силикоз (от кварцевой пыли), антракоз (от угольной пыли), сидероз (от железосодержащей пыли), асбестоз (от асбестовой пыли) и др.

  Наряду  с пневмокониозом наиболее частым заболеванием, вызываемым действием пыли, является бронхит. Он сопровождается сильными приступами кашля и одышкой. В бронхах скапливается мокрота, и болезнь хронически прогрессирует.

  Пыль, попадающая на слизистые оболочки глаз, вызывает их раздражение или воспаление — конъюнктивит. Оседая на коже, пыль забивает кожные поры, препятствуя терморегуляции организма, и может привести к дерматитам и экземам. Некоторые виды токсической пыли (известь, сода, мышьяк, карбид кальция) при попадании на кожу вызывают химическое раздражение и даже ожоги.

  В автомобиле ГАЗ 322132 наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухозаборник и пр.

  4.2 Шум

  Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху и создающие акустический дискомфорт.

  Звук, или звуковые волны, — это механические колебания, распространяющиеся в твердых, жидких и газообразных средах под воздействием возмущения. Пространство, в котором присутствуют звуковые волны, называется звуковым полем.

  Повышенный  уровень шума на рабочем месте  является одним из наиболее распространенных вредных и опасных факторов. В  условиях сильного шума возникает опасность  снижения и потери слуха, которая во многом обусловлена индивидуальными особенностями человека. Некоторые люди теряют слух даже после непродолжительного воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при длительном воздействии не приводит к потере слуха.

  С действием шума связан ряд профессиональных заболеваний (нервные и сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь, тугоухость и др.). Шум оказывает вредное воздействие на центральную и вегетативную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Снижая общую сопротивляемость организма, шум способствует развитию инфекционных заболеваний. В условиях шума понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность, что создает угрозу возникновения несчастного случая. Кроме того, шум в помещении не позволяет расслышать сигналы опасности, определить на слух сбои в работе оборудования и механизмов, что может привести к аварии и человеческим жертвам.

  В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.

  Ущерб, который причиняет слуху сильный  шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. 
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.

  Наблюдается зависимость между числом жалоб  и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее  действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению  с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы. Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

  Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах. Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

  Отсутствие  нормального отдыха после трудового  дня приводит к тому, что естественно  развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь.

  Характеристика  транспортного шума. Шум транспортных средств по временным характеристикам относится к непостоянному шуму. Поэтому для измерения и нормирования транспортного шума используют показатель, называемый эквивалентным уровнем звука.

  Шум, производимый транспортными средствами, зависит в основном от следующих факторов:

  • типа и модели подвижного состава;
  • типа двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет расположить их по возрастанию уровня шума: электродвигатель, карбюраторный двигатель, дизель, паровой, газотурбинный двигатель);
  • технического состояния подвижного состава (степень износа, состояние глушителей выпуска отработавших газов, качество регулировки систем двигателя и др.);
  • типа и качества дорожного полотна и верхнего строения пути (наименьший шум создает асфальтобетонное покрытие, затем — брусчатое, каменное и гравийное; шум происходит от скрежета колес железнодорожных составов на криволинейных участках пути, при проходе колес по стыкам рельсов и стрелкам);
  • скорости движения (при увеличении скорости возрастает шум двигателей, шум от качения колес и аэродинамический шум);
  • условий распространения шума (наличие отражающих преград, стенок, экранов);
  • условий эксплуатации (движение с постоянной скоростью, Ускорением, замедлением, длина состава).

  Меры  борьбы с шумом. Для ограничения транспортного шума наряду с нормированием осуществляется проведение инженерно-технических и организационных мероприятий. Они имеют целью ограничение звукового давления до приемлемых уровней, при которых воздействие шума не влияет на безопасность жизнедеятельности человека. На транспорте меры борьбы с шумом включают в себя акустическое совершенствование подвижного состава и разработку средств снижения шума на открытом пространстве и в рабочих зонах помещений.

  На  автомобильном транспорте улучшение  акустических характеристик подвижного состава достигается посредством ослабления шума от основных источников его образования: силовой установки (корпус двигателя, системы впуска и выпуска), вентилятора системы охлаждения двигателя, трансмиссии (коробка передач и задний мост), колес, тормозов и кузова. Технические решения, осуществляемые при проектировании и производстве автомобилей, направлены на защиту от шума в источнике его возникновения. Они включают в себя выбор схем отдельных элементов, узлов и механизмов с использованием малошумного косозубого зацепления шестерен, широкое применение пластмасс, клиноременных передач вместо зубчатых и цепных, размещение агрегатов и узлов на шумопоглощающих элементах и амортизаторах, применение демпфирования соударяющихся металлических элементов и шумопоглощающих покрытий. Важную роль играет улучшение конструкций дорог и их трассирования, регулирование транспортных потоков, применение шумозащитных экранов и барьеров.

Информация о работе Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132