Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ……………………………………4
2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ…………………..5
3. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ..…………… 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ …………………………………....7
4.1 Пыль ………………………………………………………………………….. 7
4.2 Шум …………………………………………………………………………... 9
4.3 Вибрация………………………………………………………………………12
4.4 Электромагнитные поля и излучения……………………………………....13
4.5 Освещенность…………………………………………………………………14
4.6.Микроклимат………………………………………………………………….18
4.7 Вредные химические вещества…………………………………………….....19
4.8 Тяжесть и напряженность труда водителя………………………………...21
4.9 Оценка психофизиологических факторов……………………………….…26
5. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ……. 29
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ…………………………………. 30
7. ЗАДАЧА………………………….…………………………….……………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

БЖД555 - мой.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

  Автомобиль  ГАЗ 322132 в сравнении с машинами предыдущего модельного ряда имеют более низкий уровень шума. Тем не менее, определенные резервы для еще большего его снижения существуют.

  По  информации завода-изготовителя масса  комплекта шумопоглощающих элементов  не должна превышать 28 кг. У ВАЗ-2109 она  составляет 26 кг, а у «десятки» — всего 18 кг. Меньшая шумность достигается, по-видимому, за счет более продуманной конструкции элементов кузова. Но, как уже было сказано, резервы существуют, и характеристики автомобиля можно улучшить. Тем более, если учесть, что масса шумоизоляции на зарубежных автомобилях того же класса составляет около 30–40 кг.

  Существует  много видов материалов для шумоизоляции, отличающихся по плотности, пористости и, соответственно, эффективности. Кроме  того, шумоизоляционные материалы не должны вызывать коррозию металлических элементов и, следовательно, впитывать влагу.

  При дополнительной шумоизоляции кузова желательно, чтобы используемые материалы были предварительно подготовлены для установки  на автомобиль, то есть имели клеевой  слой (что избавляет от необходимости наносить клей на поверхность материала) и были предварительно нарезаны в соответствии с размерами элементов кузова, на которые они должны устанавливаться.

  Работа  по установке шумоизоляции при кажущейся  простоте достаточно трудоемка. Для  «обработки» салона необходима полная его разборка и последующая сборка. Поэтому при выполнении такой работы необходимо не только обладать достаточным запасом времени, но и некоторым опытом выполнения таких операций. 
 

  4.3. Вибрация 

     Вибрация — это колебания высокой частоты и малой амплитуды, возникающие при движении автомобиля.

  Вибрацию  по способу передачи на человека (в  зависимости от характера контакта с источниками вибрации) подразделяют на:

  - местную (локальную), передающаяся от вибрирующего инструмента через руки человека, вызывает спазмы сосудов фаланг пальцев, затем распространяется на всю кисть, предплечье и сосуды сердца. К локальной также относится вибрация, воздействующая на ноги сидящего человека. Местная вибрация может привести к нарушению чувствительности кожи, окостенению сухожилий, потере упругости кровеносных сосудов, отложению солей в суставах кистей рук и пальцев и другим негативным явлениям;

  - общую, передающуюся через опорные  поверхности на тело человека  в положении сидя (ягодицы) или стоя (подошвы ног). Общая вибрация в практике гигиенического нормирования обозначается как вибрация рабочих мест.

  Автомобиль может колебаться в продольном, поперечном и вертикальном направлениях. Наиболее опасными являются вибрации в диапазоне 1- 5 Гц, вызывающие резонанс колебаний частей тела человека. Колебания, передающиеся к голове, вызывают изменения ритма и частоты дыхания, артериального давления, снижают остроту бинокулярного зрения, ухудшают деятельность нервной системы.

  При более высоких частотах вибрации также оказывают на водителя отрицательное воздействие, но оно менее ощутимо. В этом случае большое значение имеет амплитуда колебаний; так, при амплитуде 0,01 мм вибрация почти не ощущается; при амплитуде 0,02мм действует раздражающе; при амплитуде 0,03 мм — постоянно отвлекает водителя от основной деятельности. При вибрациях, амплитуда которых более 0,03 мм, длительная работа невозможна.

       Транспортная вибрация – возникает при движении транспортных средств и работе машин. При большой интенсивности она вызывает разрушение устройств и машин, а также быструю утомляемость и заболевание людей.

      Интенсивная вибрация при продолжительном  воздействии приводит к серьезным  изменениям деятельности всех  систем организма человека и при определенных условиях может вызвать виброболезнь. Виброболезнь регистрируется у водителей транспортных средств, операторов транспортов -технологических машин и агрегатов, а также у других категорий работников, подвергающихся воздействию вибрации. . Ее эффективное лечение возможно лишь на начальной стадии. Вибрационная патология является широко распространенным профессиональным заболеванием.

  При незначительной интенсивности и  длительности вибрации ее действие на организм может быть полезным (уменьшение утомляемости, улучшение обмена веществ, увеличение мышечной силы). Вибрация ощущается в диапазоне частот от 1 Гц до 10 кГц. Наиболее чувствителен организм к частотам от 200 до 250 Гц. Пороги вибрационной чувствительности для различных участков тела неодинаковы. Так, наибольшей чувствительностью обладают участки, наиболее удаленные от медианной плоскости тела, например кисти рук.

  Особенно  опасны колебания в диапазоне 6... 9 Гц, так как внутренние органы человека имеют такую же собственную частоту. При совпадении собственных частот с внешними резко нарастает амплитуда вынужденных колебаний. Это явление называется резонансом. Воздействие общей вибрации в резонансной зоне весьма опасно, так как может стать причиной повреждения внутренних органов человека. Резонанс также приводит к расстройству зрительного восприятия: снижению остроты зрения, сужению или выпадению отдельных участков поля зрения.

  4.4 Электромагнитные поля и излучения

  Существуют  различные виды излучений: электромагнитное, в том числе тепловое и лазерное, ионизирующее и др.

  Электромагнитные  волныэто возмущения электромагнитного поля, распространяющиеся в пространстве с конечной скоростью, зависящей от свойств среды. Электромагнитное поле представляет собой совокупность двух взаимосвязанных переменных полей — электрического и магнитного, которые характеризуются соответствующими векторами напряженности. Весь спектр частот электромагнитных волн условно разделен на восемь диапазонов или на три категории: колебания высокой частоты (ниже 30 МГц), ультравысокой частоты (30...300 МГц), сверхвысокой частоты (более 300 МГц). Источниками электромагнитного излучения служат радиотехнические и электронные устройства, конденсаторы термических установок, трансформаторы, генераторы сверхвысоких частот и т.д.

  На  железнодорожном транспорте присутствуют электромагнитные поля воздушных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжений. На воздушном и водном транспорте электромагнитные поля высокой частоты возникают при действии радиопередатчиков и радиолокационных станций, работающих на высоких и сверхвысоких частотах.

  Электромагнитные  излучения оказывают вредное  воздействие на организм. Опасность  действия оценивается напряженностью электрического поля и напряженностью магнитного поля. Наиболее опасными для человека являются сверхвысокие частоты. Под влиянием электромагнитного излучения в крови, являющейся электролитом, возникают ионные токи, вызывающие нагрев тканей. При определенной интенсивности излучения, называемой тепловым порогом, тепловое равновесие организма может нарушиться. Нагрев особенно опасен для органов со слаборазвитой сосудистой системой (глаза, мозг, желудок и др.). Так, облучение глаз через несколько дней вызывает помутнение хрусталика (катаракту). Кроме теплового воздействия электромагнитное излучение оказывает неблагоприятное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а также на обмен веществ. Эти явления носят обратимый характер и после прекращения облучения исчезают.

  Для защиты от воздействия электромагнитного излучения уменьшают мощность источника излучения, применяют экранирование, удаляют излучающие устройства на безопасное расстояние от рабочих мест и жилого сектора, запрещают применение излучения, а в исключительных случаях при выполнении кратковременных работ используют средства индивидуальной защиты.

  Внутри  автомобиля есть свои электромагнитные излучения. Их источниками могут  быть свечи зажигания (в момент разряда  между ее электродами возникает  напряжение в 20 кВт), пучки проводов, многочисленные реле, электродвигатели. Чем больше современный автомобиль начиняется электроникой, тем больше приходится учитывать наличие внешних и внутренних полей, причудливую и грозную их игру между собой.

  4.5 Освещенность

 

        Работники многих профессий на транспорте испытывают значительную нагрузку, особенно при недостаточном и нерациональном освещении. Это может явиться причиной функциональных зрительных нарушений. В то же время правильно организованное производственное освещение обеспечивает хорошие условия для зрительной работы, повышает остроту зрения, ослабляет утомляемость, оказывает положительное психологическое воздействие на работоспособность, снижает производственный травматизм и риск дорожно–транспортных происшествий, в целом повышает безопасность жизнедеятельности на транспорте. Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для сохранения здоровья и высокой производительности труда, и основанным на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.

  Потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий возрастает при эксплуатации транспорта в темное время: суток — в период между окончанием вечерних и началом утренних сумерек. В течение этого периода аварийность увеличивается по сравнению с дневным временем суток, хотя интенсивность движения снижается в 2 — 3 раза. Это связано с ухудшением уcловий видимости и соответствующим уменьшением объема информации, воспринимаемой лицом, которое управляет транспортным средством. Так, например, на железных дорогах наиболее сложным условия для работы машинистов поездов складываются во второй половине ночного периода суток — примерно с 3 до 7 ч. В это время увеличивается число случаев проезда запрещающих сигналов, что является наиболее распространенным нарушением безопасности движения. Для крупных городов и их пригородных зон число проездов запрещающих сигналов возрастает в большей степени с 5 ч утра, что связано с повышающейся интенсивностью движения.

  Условия движения по дорогам в темный период суток существенно отличаются от дневных. При естественном освещении в дневное время на горизонтальном участке дороги водитель видит предметы на расстоянии около 1 км. В пасмурную погоду дальность видимости сокращается до 800 м, а в тумане — в еще большей степени. Ночью при освещении дальним светом фар крупные предметы различимы на расстоянии 100... 130 м, значительно меньшем, чем то, которое требуется для безопасного движения, особенно с большой скоростью.

  При движении в ночное время осветительные  приборы транспортного средства освещают лишь часть находящегося впереди пространства, и многие предметы по направлению движения остаются вне зоны видимости. Водителю приходится руководствоваться догадками о возможных препятствиях или опасностях. Ночью объекты появляются в освещенной зоне внезапно, время на их опознавание возрастает, а на принятие решения сокращается. Установлено, что время реакции водителя ночью также увеличивается в среднем в 2 раза: если в дневное время при хорошей видимости в течение 1 с водитель может воспринимать 3 — 5 объектов, то ночью — лишь один-два.

  Цветовосприятие предметов ночью почти полностью  нарушается, они различаются не по цвету, а по яркости. При этом по отражательной способности и контрастности такие объекты дорожной обстановки, как пешеходы и транспортные средства, незначительно отличаются от основного фона (дороги). Если отражательная способность и контрастность уменьшаются до значений ниже пороговых, то предметы и объекты не несут никакой информации, и водитель не различает ни их контуров, ни окраски. Следовательно, дорожная обстановка и ситуация на ней воспринимаются не адекватно действительности. Ухудшается также способность оценки расстояния до объектов и между ними и скорости перемещения. Расстояние, начиная с которого водитель воспринимает приближающееся транспортное средство, сокращается вдвое по сравнению с расстоянием его обнаружения в светлое время суток. В результате у водителя создается иллюзия, что он находится на большем расстоянии до объекта, и это представляет опасность.

  Резкие  изменения освещенности и яркости  предметов, встречающихся на дороге, требуют времени для аккомодации глаз водителя. В течение этого времени способность различения предметов ухудшается в еще большей степени, и число ошибок при управлении транспортным средством возрастает. Опасными являются как темновая, так и световая адаптации. Однако первая более затяжная, особенно после ослепления светом фар автомобилей, движущихся во встречном направлении.

  В зависимости от силы и интенсивности светового воздействия, а также индивидуальных особенностей водителя действие ослепления продолжается от нескольких секунд до 2 мин. Наибольшую опасность представляет внезапное ослепление на поворотах или переломах вертикального профиля дороги, а в городских условиях — на перекрестках. За время зрительного ослепления в период темповой адаптации управление транспортным средством становится Ненадежным, с повышенной степенью риска. Водитель не может контролировать траекторию движения автомобиля. Находясь в состоянии ослепления в течение 10 с, при скорости 40 км/ч он продет расстояние более 110 м, а при 60 км/ч — почти 180 м.

Информация о работе Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132