Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ……………………………………4
2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ…………………..5
3. ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ..…………… 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ …………………………………....7
4.1 Пыль ………………………………………………………………………….. 7
4.2 Шум …………………………………………………………………………... 9
4.3 Вибрация………………………………………………………………………12
4.4 Электромагнитные поля и излучения……………………………………....13
4.5 Освещенность…………………………………………………………………14
4.6.Микроклимат………………………………………………………………….18
4.7 Вредные химические вещества…………………………………………….....19
4.8 Тяжесть и напряженность труда водителя………………………………...21
4.9 Оценка психофизиологических факторов……………………………….…26
5. ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВ……. 29
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ…………………………………. 30
7. ЗАДАЧА………………………….…………………………….……………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

БЖД555 - мой.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

  По  степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса:

  1-й  — чрезвычайно опасные,

  2-й  — высокоопасные, 

  3-й  — умеренно опасные,

  4-й  —малоопасные.  
 

  4.8 Тяжесть и напряженность труда водителя 

        Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы – при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

  Физическая  тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая  преимущественно мышечных усилий и  соответствующего энергетического  обеспечения. Классификация труда  по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

        Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

  Статическая нагрузка связана с затратой человеком  усилий без перемещения тела или  отдельных его частей. Она характеризуется  величиной удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. Для расчета статической нагрузки необходимо определить не только массу удерживаемого груза, но и указать группу участвующих мышц.

      Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом.

         Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

  Наиболее  легким считают умственный труд, в  котором присутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций. Творческая (эвристическая) деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

        Обработка какой-либо информации или выполнение задания без оценки его результатов является менее сложным трудом, что позволяет оценивать его как оптимальный. Если же к указанным действиям добавляется необходимость проверки полученного результата, то такие условия труда являются допустимыми. Работа по распределению производственного задания между другими лицами и контроль за их работой относятся к напряженному труду 2-й степени.

  Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26—50 % — допустимые, 51—75 % — напряженный труд 1-й степени, а при длительности сосредоточенного наблюдения более 5 % условия труда следует относить ко 2-й степени напряженности.

         Однообразие выполняемых операций приводит к определенному техническому состоянию человека, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой. Это накладывает отпечаток на функциональное состояние человека: он теряет интерес к выполняемой работе. Для него рабочее время как бы остановилось, и он с нетерпением ждет окончания смены, его клонит ко сну. Монотонная работа снижает эффективность труда, увеличивает текучесть кадров, аварийность и, как следствие, травматизм на производстве. Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 10 более, то условия труда считают оптимальными; от 9 до 6 — допустимыми; менее 6 — напряженными.

          Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относят к оптимальному классу, до 9 ч — к допустимому, более 9 ч — к напряженному. Продолжительность непрерывной работы до 12 ч относят к 1-й степени, а более 12 ч — к напряженному труду 2-й степени. Односменная работа без ночной смены — оптимальные условия; двусменная работа без работы в ночную смену — допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену — напряженный труд 1-й степени.

          Длительная работа в условиях постоянного нервно-эмоционального напряжения может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Всякое воздействие, превышающее допустимые пределы, вызывает нарушение деятельности анализаторов и даже приводит к болевым ощущениям.

  Напряжённость труда характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

  К факторам, характеризующим напряженность  труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

  Напряженность трудового процесса оценивают в  соответствии с рекомендациями Руководства Р 2.2.755-99. Сама оценка основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок, которые рассмотрены ниже.

  Оценка  нагрузки интеллектуального  характера

  1. Содержание работы.

  Данный  показатель указывает на степень  сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой  деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Например, сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеют место в работе водителей транспортных средств, и др. (класс 3.1).

  2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

  В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей  комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (водители транспортных средств, производители работ, конструкторы, врачи, научные работники и т. д.).

  3. Распределение функций по степени сложности задания.

  Трудовая  деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1).

  4. Характер выполняемой работы.

  Наибольшей  напряженностью (класс 3.2) характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (руководители предприятий, водители транспортных средств).

  Оценка  сенсорных нагрузок

  1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены).

  Чем больше процент времени отводится  в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены при этом принимается за 100%. Например, наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: диспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс 3.2).

  2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы.

  Количество  воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет  оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления  информации сигналы  могут подаваться со специальных устройств (световые,  звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении. Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1).  

  3. Число производственных объектов одновременного наблюдения.

  С увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Например, для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения или восприятия служат различные звуковые сигналы, табло, индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Большее число объектов одновременного наблюдения установлено у водителей автотранспортных средств (2 класс).

  4. Нагрузка на слуховой анализатор.

  Степень напряжения слухового анализатора  определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10 – 15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м. Классу 3.1 соответствует разборчивость от 70 до 50%, а к классу 3.2 – менее 50 %.

  9. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

  Степень напряжения голосового аппарата зависит  от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Например, небольшие нагрузки могут отмечаться в работе таких профессий, таких, как конструкторы, водители автотранспорта (1 класс). 

  Оценка  эмоциональных нагрузок

  1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

  Показатель  указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Например, для водителей транспортных средств характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). 

  2. Степень риска для собственной жизни.

  Описание  фактора см. в следующем пункте.

  3. Степень ответственности за безопасность других лиц.

  Показатели 2 и 3 отражают факторы эмоционального значения. Существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (водители автотранспорта и т. п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы.

  Оценка  монотонности нагрузок

  1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций».

        Чем  меньше  число выполняемых приемов,  тем выше  напряженность труда,  обусловленная многократными нагрузками.  Напряженность по этому показателю для водителя относится к 2 классу.

  2. Продолжительность  (с) выполнения  простых производственных  заданий или повторяющихся операций.

Информация о работе Обеспечение безопасности труда водителя маршрутного такси Газ-322132