Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен Дякина.docx

— 505.69 Кб (Скачать)

Деятельность группы

Ещё в 1882 Плеханов перевёл  на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие  научного социализма» (1884), «Речь о  свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс  о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались  в первых социал-демократических  организациях России и сыграли большую  роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.

Важное значение имели  работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма  в применении к России. В его  работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) дана развёрнутая критика теории и тактики народничества, обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой  решающей силой грядущей революции  является не крестьянство, а пролетариат, выдвигается задача создания рабочей  социалистической партии в России. Большое значение для основания  российской социал-демократии имели  также два проекта программы  группы «Освобождение труда», написанных Плехановым. Первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству. После обсуждения его в кружках  социал-демократов Плеханов написал  второй — «Проект программы русских  социал-демократов» (1885). Теоретическая  его часть содержала основные элементы программы марксистской партии. Практическая — состояла из требований:

общедемократические преобразования;

меры в интересах рабочих;

меры в интересах крестьян.

Подробный разбор второго  требования сделал Ленин (см. «Проект  программы нашей партии», в книге: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 211—239). Этот документ группы «Освобождение труда» был единственной опубликованной программой российской социал-демократии до программы  РСДРП, выработанной ленинской «Искрой». В 1895 вышла новая работа Плеханова  «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В ней дана критика «субъективной социологии»  народничества, доказана несостоятельность  народнических взглядов по вопросам о роли идей, личности и народных масс в истории.

В распространении марксизма  участвовали все члены группы. Кроме серии «Библиотека современного социализма», группа выпустила серию  «Рабочая библиотека» (С. Дикштейн, «Кто чем живёт?», предисловие Г. В. Плеханова, 1885; П. Аксельрод, «Рабочее движение и  социальная демократия», 1884; «Речь П. А. Алексеева на суде», с предисловием Г. В. Плеханова, 1889; В. Засулич, «Варлен  перед судом исправительной полиции», 1890, и др.). В 1888 группа «Освобождение  труда» издала сборник «Социал-демократ», а в 1890—1892 — литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (4 книги), в котором пропагандировались революционные  идеи марксизма, подвергалось критике  народничество и освещалась деятельность российских и международных социал-демократов.

Наряду с теоретической  и пропагандистской деятельностью  группа «Освобождение труда» вела за границей большую работу по объединению  сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический  союз»; в конце 1894 был создан «Союз  русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала группе «Освобождение труда». В ноябре 1898 группа «Освобождение труда» расходится с большинством членов «Союза» (Кричевский, Прокопович, Акимов, Кускова и др.), вставших на путь «экономизма». Группа ведёт решительную борьбу с оппортунизмом, строго выдерживая линию революционного научного социализма.

Несмотря на огромные трудности, группа имела связь с социал-демократическими организациями в России (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Вильнюс, Рига, Минск, Одесса, Нижний Новгород и др.). В мае 1895 в Швейцарии Ленин  встретился с Плехановым и договорился  о совместном издании в 1896 в Женеве сборника «Работник». Созданный Лениным  в 1895 Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» устанавливает  тесную связь с группой «Освобождение  труда»; «Союз» избрал Плеханова своим  представителем на Международный социалистический конгресс (1896, Лондон). Связь между  ними ослабла после ареста Ленина, его ближайших товарищей и  прихода к руководству «Союзом» «экономистов». В ноябре 1898 группа отказывается от редактирования изданий заграничного «Союза русских социал-демократов», так как в нём стали преобладать  оппортунисты, а в мае 1900 окончательно порывает с ним и основывает самостоятельное  издательство «Социал-демократ».

Группа «Освобождение  труда» поддерживала контакты с социал-демократическими партиями и организациями Германии, Франции, Англии, Польши, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Венгрии. Группа имела связь  с видными деятелями социалистического  движения Запада: Э. Эвелингом, Элеонорой  Маркс, Д. Благоевым, А. Лабриолой, А. Бебелем, В. Либкнехтом, К. Цеткин, К. Каутским и  др. Её представители участвовали  в международных рабочих социалистических конгрессах: в 1889 в Париже, в 1893 в  Цюрихе, в 1896 в Лондоне и т.д. Ф. Энгельс высоко оценивал деятельность группы «Освобождение труда» «…Я  горжусь тем, — писал он в 1885 В. И. Засулич, — что среди русской  молодежи существует партия, которая  искренне и без оговорок приняла  великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала  со всеми анархическими и несколько  славянофильскими традициями своих  предшественников. И сам Маркс  был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который  будет иметь огромное значение для  развития революционного движения в  России» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 зд., т. 36, с. 260). Идеолог группы Плеханов на рубеже XIX-XX вв. вёл активную борьбу с ревизионизмом, главным  образом бернштейнианством. Группа «Освобождение труда» сыграла значительную роль в борьбе с «экономизмом». В  специальном сборнике «Вадемекум»  был напечатан составленный В. И. Лениным в ссылке протест 17 социал-демократов против «„кредо“ экономистов». Важнейший  этап деятельности группы «Освобождение  труда» (1901—1903) протекал в рамках Заграничной  лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской  «Искрой». Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем выявились  между ними идейные разногласия (1901—1903), которые окончательно обострились  после 2-го съезда РСДРП, что привело  к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Ленин  отмечал недостатки группы «Освобождение  труда», которые он главным образом  усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали  конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание  вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа, отличной от партий 2-го Интернационала. Члены группы не поняли, что наступила эпоха империализма и пролетарских революций, не имели  чёткого взгляда на взаимоотношения  рабочего класса и крестьянства, рабочего класса и либеральной буржуазии, не учитывали роль пролетариата как  гегемона в буржуазно-демократической  революции.

Историческое значение группы «Освобождение труда» Ленин видел  в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу  рабочему движению. Заслугой группы «Освобождение  труда» и прежде всего Г. В. Плеханова  Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского «Союза борьбы» и членов группы «Освобождение труда» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл, начиная с момента образования группы «Освобождение труда». Группа «Освобождение труда» участвовала в создании газеты «Искра» и журнала «Заря», а также в подготовке 2-го съезда РСДРП, где и заявила о прекращении своего самостоятельного существования (1903).

Участники: Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, С. М. Ингерман (с 1888)

В СССР деятельность "Освобождения труда" рассматривалась в качестве важного этапа развития революционного движения; преподавалась в рамках обществоведческих дисциплин в  высшей школе. Необходимость запомнить  членов группы привела к широкому распространению в среде студентов  и слушателей мнемонической конструкции - первые буквы фамилий пяти членов группы (в том порядке, в каком  они перечислены в предыдущем разделе) складываются в слово.

 

 

Билет №13

1. Публицистика  Д. И.  Писарева (общая характеристика)

Дмитрий Иванович Писарев  был одним из крупнейших деятелей революционно-демократической журналистики 60-х годов XIX в. Выходец из культурной дворянской семьи, он получил хорошее  образование – окончил гимназию, а затем историко-филологический факультет Петербургского университета. Вначале Писарев готовился стать  ученым-филологом и не проявлял особого  интереса к политической жизни. Однако на старших курсах он начинает заниматься журналистской работой, которая  становится затем делом всей жизни  великого критика и публициста. Позже  Писарев утверждал, что в журналистике видит «высший идеал человека», и очень гордился своей профессией.

Литературный путь Писарев  начал в 1859 г. в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц» под названием «Рассвет», который выпускал В.А. Кремпин. В  этом либеральном педагогическом издании  он возглавил литературно-критический  отдел. Еще не разделяя революционно-демократических  идей эпохи, Писарев на страницах  «Рассвета» пропагандировал гуманизм, нравственное воспитание, эмансипацию  женщины, с позиций реализма оценивал произведения писателей.

В октябре 1860 г. Писарев принес в редакцию «Русского слова» перевод  поэмы Гейне «Атта Троль» и  впервые встретился с Благосветловым. Вскоре они очень сблизились. С 1861 г., после окончания университета, Писарев начинает сотрудничать в  журнале. С «Русским словом» связана  вся деятельность Писарева-критика, публициста, философа, здесь сформировалось и окрепло его мировоззрение, были опубликованы все лучшие статьи.

Первый период работы Писарева в «Русском слове» оказался недолгим: в середине 1862 г. журнал этот, как  и «Современник», за «вредное направление» был приостановлен на восемь месяцев, а Писарев попал в Петропавловскую  крепость. И все же за весьма короткий срок – менее полутора лет –  публицисту удалось сделать в  журнале многое. В 1861 и 1862 гг. статьи Писарева печатались в каждом номере, и читателя поражают разнообразие их тематики, глубина постановки важнейших  проблем философии, истории, социологии, литературы.

Одним из первых сочинений  Писарева, опубликованных в «Русском слове», была статья «Идеализм Платона» (1861, №4), в которой он показал оторванность идеалистической философии от действительности и горячо защищал материализм. Писарев  выступает защитником освобождения человеческой личности от всех пут, сковывавших  ее в условиях феодально-крепостнического строя. Так в статье философского характера отчетливо проявилось политическое зерно.

Свои взгляды Писарев  наиболее четко выразил в большой  статье «Схоластика XIX века» (1861, №5 и 9), звучащей страстно и полемически  остро. Писарев солидарен с Чернышевским, обороняет «Современник» от злобной  клеветы либерально-монархической  прессы. Ни одна философия не привьется  в России так прочно и легко, как  современный материализм, утверждает он; но для него нужно расчистить дорогу: «что можно разбить, то и  нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо  и налево, от этого вреда не будет  и не может быть». Если отвлечься  от излишней запальчивости, вообще свойственной Писареву, то останется признать, что  уже в это время он разделяет  передовые идеи общества не только в философской, но и в политической области.

Однако, выдвигая в статье «Схоластика XIX века» тезис о необходимости  журналистике всерьез заняться проблемами личности и личной свободы, Писарев  обнаружил несколько суженное понимание  задач революционной борьбы, кстати сказать, характерное и для других авторов «Русского слова». Преувеличенный интерес к человеческой личности стал источником индивидуалистических тенденций. В воспитании личности Писарев  и его соратники видели порой  единственный путь прогресса человечества. Но и на этом этапе главным критерием  решения социальных проблем для  Писарева были интересы народа, людей  угнетенных и эксплуатируемых, что  явствует из статей «Меттерних», «Бедная  русская мысль» и др.

Статья «Бедная русская  мысль» (1862, №4, 5) целиком посвящена  раскрытию исторического значения народа. Автор призывал народ к  борьбе против политического произвола. «Разве один человек может мучить десятки миллионов людей, если эти  десятки миллионов не хотят, чтобы  их мучили? – с гневом спрашивал  Писарев. – А если десятки миллионов  соглашаются быть пассивным орудием  в руках полоумного Калигулы, то Калигула-то, собственно говоря, ни в  чем не виноват: не он, так другой, не другой, так третий; зло заключается  не в том человеке, который его  делает, а в том настроении умов, которое его допускает и терпит».

Революционный дух статьи «Бедная русская мысль» стал сразу  ясен правительству. Издатель Ф.Ф. Павленков  был предан суду только за то, что  включил ее в собрание сочинений  Писарева, которое выпустил в 1868 г.

Уже в ранней публицистике Писарева появляется мысль о «неразумности» общественного строя, основанного  на неравенстве людей, на эксплуатации меньшинством большинства. Такова тема памфлета «Пчелы». Написанный в 1862 г., он не был опубликован тогда в  журнале. Писарев рассказывает о  трех пчелиных «сословиях» – матках, трутнях и рабочих пчелах. Матка  – царица, она управляет; трутни – ничего не делают, но много едят; рабочие пчелы – это пролетарии, «задавленные существующим порядком вещей, закабаленные в безвыходное рабство, кружащиеся в колесе и потерявшие всякое сознание лучшего положения». Под видом государства пчел памфлет  обличал русское самодержавие и  крепостнические порядки. Автор  доказывал, что общественный строй, при котором попираются интересы трудящихся масс, недолговечен и будет  уничтожен революционным взрывом.

К 1862 г. относится статья-прокламация  Писарева против Шедо-Ферроти (псевдоним  барона Ф.И. Фиркса), выступившего с  клеветой на Герцена. В этом произведении, написанном без оглядки на цензуру, критику удалось не только обнажить доносительский характер заявлений  барона Фиркса, но и высказать свои политические взгляды. Перекликаясь с  Герценом, Писарев отмечал, что либеральные  жесты Александра II лицемерны, его  политика – цепь преступлений, звенья которой – кровавый разгром польского  восстания, убийство крестьян в Бездне, аресты Михайлова, Обручева, гонения  на литературу. Он писал: «Низвержение благополучно царствующей династии Романовых и изменение политического  и общественного строя составляет единственную цель и надежду всех честных граждан. Чтобы при теперешнем положении дел не желать революции, надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным в пользу царствующего зла... На стороне правительства только негодяи, подкупленные теми деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. На стороне народа стоит все, что молодо и свежо, все, что способно мыслить и действовать. Династия Романовых и петербургская бюрократия должны погибнуть... То, что мертво и гнило, должно само собой свалиться в могилу; нам останется только дать им последний толчок и забросать грязью их смердящие трупы».

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"