Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Деятельность группы
Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.
Важное значение имели
работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма
в применении к России. В его
работах «Социализм и политическая
борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885)
дана развёрнутая критика теории
и тактики народничества, обосновывается
вывод о вступлении России на путь
капитализма, доказывается, что передовой
решающей силой грядущей революции
является не крестьянство, а пролетариат,
выдвигается задача создания рабочей
социалистической партии в России.
Большое значение для основания
российской социал-демократии имели
также два проекта программы
группы «Освобождение труда», написанных
Плехановым. Первый из них (1883) содержал
некоторые уступки
общедемократические преобразования;
меры в интересах рабочих;
меры в интересах крестьян.
Подробный разбор второго
требования сделал Ленин (см. «Проект
программы нашей партии», в книге:
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 211—239). Этот
документ группы «Освобождение труда»
был единственной опубликованной программой
российской социал-демократии до программы
РСДРП, выработанной ленинской «Искрой».
В 1895 вышла новая работа Плеханова
«К вопросу о развитии монистического
взгляда на историю». В ней дана
критика «субъективной
В распространении марксизма
участвовали все члены группы.
Кроме серии «Библиотека
Наряду с теоретической и пропагандистской деятельностью группа «Освобождение труда» вела за границей большую работу по объединению сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический союз»; в конце 1894 был создан «Союз русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала группе «Освобождение труда». В ноябре 1898 группа «Освобождение труда» расходится с большинством членов «Союза» (Кричевский, Прокопович, Акимов, Кускова и др.), вставших на путь «экономизма». Группа ведёт решительную борьбу с оппортунизмом, строго выдерживая линию революционного научного социализма.
Несмотря на огромные трудности,
группа имела связь с социал-
Группа «Освобождение
труда» поддерживала контакты с социал-демократическими
партиями и организациями Германии,
Франции, Англии, Польши, Болгарии, Швейцарии,
Австрии, Венгрии. Группа имела связь
с видными деятелями
Историческое значение группы «Освобождение труда» Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой группы «Освобождение труда» и прежде всего Г. В. Плеханова Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского «Союза борьбы» и членов группы «Освобождение труда» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в русской социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл, начиная с момента образования группы «Освобождение труда». Группа «Освобождение труда» участвовала в создании газеты «Искра» и журнала «Заря», а также в подготовке 2-го съезда РСДРП, где и заявила о прекращении своего самостоятельного существования (1903).
Участники: Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, С. М. Ингерман (с 1888)
В СССР деятельность "Освобождения
труда" рассматривалась в качестве
важного этапа развития революционного
движения; преподавалась в рамках
обществоведческих дисциплин в
высшей школе. Необходимость запомнить
членов группы привела к широкому
распространению в среде
Билет №13
1. Публицистика Д. И. Писарева (общая характеристика)
Дмитрий Иванович Писарев
был одним из крупнейших деятелей
революционно-демократической
Литературный путь Писарев
начал в 1859 г. в журнале «наук,
искусств и литературы для взрослых
девиц» под названием «Рассвет»,
который выпускал В.А. Кремпин. В
этом либеральном педагогическом издании
он возглавил литературно-
В октябре 1860 г. Писарев принес в редакцию «Русского слова» перевод поэмы Гейне «Атта Троль» и впервые встретился с Благосветловым. Вскоре они очень сблизились. С 1861 г., после окончания университета, Писарев начинает сотрудничать в журнале. С «Русским словом» связана вся деятельность Писарева-критика, публициста, философа, здесь сформировалось и окрепло его мировоззрение, были опубликованы все лучшие статьи.
Первый период работы Писарева
в «Русском слове» оказался недолгим:
в середине 1862 г. журнал этот, как
и «Современник», за «вредное направление»
был приостановлен на восемь месяцев,
а Писарев попал в
Одним из первых сочинений Писарева, опубликованных в «Русском слове», была статья «Идеализм Платона» (1861, №4), в которой он показал оторванность идеалистической философии от действительности и горячо защищал материализм. Писарев выступает защитником освобождения человеческой личности от всех пут, сковывавших ее в условиях феодально-крепостнического строя. Так в статье философского характера отчетливо проявилось политическое зерно.
Свои взгляды Писарев
наиболее четко выразил в большой
статье «Схоластика XIX века» (1861, №5 и 9),
звучащей страстно и полемически
остро. Писарев солидарен с
Однако, выдвигая в статье «Схоластика XIX века» тезис о необходимости журналистике всерьез заняться проблемами личности и личной свободы, Писарев обнаружил несколько суженное понимание задач революционной борьбы, кстати сказать, характерное и для других авторов «Русского слова». Преувеличенный интерес к человеческой личности стал источником индивидуалистических тенденций. В воспитании личности Писарев и его соратники видели порой единственный путь прогресса человечества. Но и на этом этапе главным критерием решения социальных проблем для Писарева были интересы народа, людей угнетенных и эксплуатируемых, что явствует из статей «Меттерних», «Бедная русская мысль» и др.
Статья «Бедная русская
мысль» (1862, №4, 5) целиком посвящена
раскрытию исторического
Революционный дух статьи «Бедная русская мысль» стал сразу ясен правительству. Издатель Ф.Ф. Павленков был предан суду только за то, что включил ее в собрание сочинений Писарева, которое выпустил в 1868 г.
Уже в ранней публицистике
Писарева появляется мысль о «неразумности»
общественного строя, основанного
на неравенстве людей, на эксплуатации
меньшинством большинства. Такова тема
памфлета «Пчелы». Написанный в 1862 г., он
не был опубликован тогда в
журнале. Писарев рассказывает о
трех пчелиных «сословиях» – матках,
трутнях и рабочих пчелах. Матка
– царица, она управляет; трутни
– ничего не делают, но много едят;
рабочие пчелы – это
К 1862 г. относится статья-прокламация
Писарева против Шедо-Ферроти (псевдоним
барона Ф.И. Фиркса), выступившего с
клеветой на Герцена. В этом произведении,
написанном без оглядки на цензуру,
критику удалось не только обнажить
доносительский характер заявлений
барона Фиркса, но и высказать свои
политические взгляды. Перекликаясь с
Герценом, Писарев отмечал, что либеральные
жесты Александра II лицемерны, его
политика – цепь преступлений, звенья
которой – кровавый разгром польского
восстания, убийство крестьян в Бездне,
аресты Михайлова, Обручева, гонения
на литературу. Он писал: «Низвержение
благополучно царствующей династии
Романовых и изменение