Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
2. «Русское
слово» самая популярная
Билет №12
1. Журнал «Русское слово»: структура, направление, круг сотрудников.
«Русское слово» – одно
из самых ярких демократических
изданий 60-х годов. Журнал этот, выходивший
в течение шести лет, пользовался
большим авторитетом у
Несмотря на острую полемику с «Современником» в 1864–1865 гг., при всех противоречиях, колебаниях и ошибках, ведущие публицисты «Русского слова» достойно несли знамя революционной демократии, продолжая дело Белинского, Чернышевского и Добролюбова.
Журнал «Русское слово» был основан графом Г.А. Кушелевым-Безбородко в Петербурге, и первый его номер вышел в январе 1859 г. Богатый вельможа, литератор-дилетант, очень далекий от понимания событий эпохи, Кушелев-Безбородко взялся за журналистскую деятельность главным образом потому, что она была модной в 60-е годы. Возможно также, что он ставил перед собой задачу помочь либеральному дворянству в новых условиях подготовки отмены крепостного права сохранить свои позиции.
В редактировании «Русского
слова» на первых порах участвовали
Я.П. Полонский и Ап. Григорьев. Поэт
Полонский, умеренный либерал и
сторонник «чистого искусства», не
имел редакторского опыта, был плохим
помощником издателю. Ап. Григорьев
отстаивал на страницах «Русского
слова» реакционные взгляды, нападал
на революционно-демократическую
Состав сотрудников «Русского слова» в 1859–1860 гг. отличался пестротой. Здесь печатались поэты школы «чистого искусства» – Я. Полонский, Л. Мей, А. Майков, прозаики – Г. Потанин, В. Крестовский, критики, близкие к Ап. Григорьеву, – Г. Эдельсон и М. Де-Пуле, либерально-буржуазные второстепенные публицисты и критики – М. Семевский, А. Лохвицкий, И. Ремезов и рядом с ними – М. Михайлов, Марко Вовчок, Г. Благосветлов, близкий к кругу «Современника» Ф. Ненарокомов.
В объявлении о выходе «Русского
слова», напечатанном в петербургских
газетах в конце 1858 г., Кушелев-Безбородко
писал, что само заглавие журнала
не допускает «односторонности воззрений
и обязывает нас стать на такую
точку зрения, с которой все
доступное русской мысли и
русскому сердцу, несмотря на тысячу оттенков,
является одной картиной, полной мысли
и значения». Как видно, издатель
хотел остаться в стороне от борьбы,
быть дружным со всеми. Этим, вероятно,
можно объяснить тот факт, что
в первых номерах «Русского слова»
встречаются высказывания демократического
характера. Так, в статье «Ораторская
деятельность Маколея» (1859, №3) Благосветлов
утверждал, что писатель должен быть
«передовым вождем общественной мысли».
С позиций демократической
Но лицо «Русского слова» определялось не этими отдельными статьями. Журналу Кушелева-Безбородко гораздо были ближе принципы «чистого искусства». «В искусстве отражается жизнь..., переделанная духом, изукрашенная», – повторял часто печатавшийся здесь критик Де-Пуле. По его мнению, «для высших, прямых целей искусства» берется не реальная жизнь, а «жизнь духа». Извращая содержание стихов Пушкина, Де-Пуле писал, что только «светлое, упоительное, изящное» вдохновляет поэта, что он не прикасается к прозе жизни. «Искусству нечего делать с обыденной жизнью; оно погибло бы в ее омуте, если бы не было возможности ее подкрашивать» [61]. Воинствующим защитником «чистого» искусства выступил в журнале А. Фет. Статьей «О стихотворениях Тютчева» Фет пытался нанести удар по революционно-демократической эстетике. Вопросы «о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху» Фет считает «кошмарами», от которых он «давно и навсегда отделался» [62]. Демократические же высказывания в журнале обычно снабжались примечаниями, в которых редакция за подписями Кушелева-Безбородко, Полонского и Ап. Григорьева выражала свое несогласие с ними.
Преобразование «Русского слова» связано с именем Г.Е. Благосветлова. Разночинец по происхождению, Благосветлов в 1851 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и в течение некоторого времени преподавал литературу в военно-учебных заведениях. Политическая неблагонадежность послужила причиной его отставки. Благосветлов отправился за границу, жил во Франции и Англии. Он познакомился с русскими революционерами-эмигрантами, сблизился с Герценом и некоторое время был учителем его детей.
Летом 1859 г. Благосветлов встретился в Париже с Кушелевым-Безбородко. Издатель «Русского слова» выражал желание передать ему руководство журналом. Однако лишь через год, приехав в Петербург, Благосветлов отстранил Хмельницкого и взял дело в свои руки, о чем позже сообщал: «С июльской книжки 1860 года ... я принимаю полную нравственную ответственность по «Русскому слову», т.е. объявляю, что фактически вся редакторская работа лежала на мне» [63]. В июле 1862 г. Кушелев-Безбородко передал Благосветлову и права издателя.
Благосветлов – заметная
и по-настоящему еще не оцененная
фигура в истории русской
В 1862 г. в «Русское слово»
приходит В.А. Зайцев, незадолго до этого
оставивший медицинский факультет
Московского университета. Сначала
он выполнял обязанности сотрудника
«Библиографического листка» –
постоянного отдела «Русского слова»,
затем выступал как ведущий критик
и публицист. После покушения
Каракозова Зайцев был арестован, четыре
месяца просидел в Петропавловской
крепости, а в 1869 г. уехал за границу.
Одаренный и смелый литературный
борец, живая публицистика которого
в форме библиографии, по словам
Шелгунова, писалась «кровью сердца
и соком нервов», Зайцев всегда доказывал
необходимость коренных социальных
преобразований, стоял на платформе
революционной демократии, хотя и
допускал в своих суждениях
По инициативе Благосветлова,
в «Русском слове» вновь принялся
сотрудничать Н.В. Шелгунов, который
в 1859 г. начал здесь свою публицистическую
деятельность. В первых трех номерах
журнала за 1863 г. Шелгунов, обогащенный
большим опытом революционной борьбы,
напечатал знаменитые очерки «Сибирь
по большой дороге», в которых
показал расслоение и обнищание
русского крестьянства после реформы.
Шелгунов вел в «Русском слове»,
наряду с Благосветловым, так называемую
«Домашнюю летопись» –
На роль политического обозревателя зарубежной жизни Благосветлов пригласил прогрессивного французского публициста Эли Реклю, который в 1865 г. примкнул к I Интернационалу, а позднее участвовал в Парижской коммуне. За подписью «Жак Лефрень» в №11 «Русского слова» за 1860 г. он впервые напечатал свое обозрение и под этим именем постоянно выступал в журнале.
Немалую роль в выработке общественно-литературной программы журнала сыграли статьи самого Благосветлова. Им, в частности, написано большинство политических обозрений в 1863–1864 гг. Благосветлов придавал огромное значение образованию, которое, как ему казалось, открывает «новые силы, формирует их для различных направлений и целей, видоизменяет нашу деятельность и указывает ей практические применения» [65].
Обсуждая центральный
политический вопрос о переходе к
справедливому общественному
Статьи Благосветлова дают основание говорить о близости его политических, философских и эстетических взглядов к программе революционной демократии 60-х годов.
С другой стороны, в публицистике Благосветлова нередко можно встретить либеральные тезисы. Например, в статье об английском буржуазном политическом деятеле и историке Маколее (1861, №1) он высказывает мысль, что революционные восстания – бессмысленные политические драмы. Оканчиваясь, как правило, поражением, они, по мнению Благосветлова, часто не приносят пользы обществу. С симпатией писал редактор «Русского слова» о реформах Тюрго, в результате которых «без потрясения и крови» были проведены серьезные преобразования; в английских либералах он видел истинных защитников народных интересов.
Но при всех колебаниях
и реформистских тенденциях Благосветлов
стоял весьма близко к революционным
демократам, разделял их взгляды по
главным проблемам
Приход во второй половине 1860 г. в «Русское слово» Благосветлова, его энергичная деятельность на посту редактора во многом способствовали тому, что либеральная тенденция в журнале резко пошла на убыль, а демократическая с каждым номером усиливалась. И все-таки коренная перестройка «Русского слова» связана с именем Писарева.
Дмитрий Иванович Писарев
был одним из крупнейших деятелей
революционно-демократической
Литературный путь Писарев
начал в 1859 г. в журнале «наук,
искусств и литературы для взрослых
девиц» под названием «Рассвет»,
который выпускал В.А. Кремпин. В
этом либеральном педагогическом издании
он возглавил литературно-
В октябре 1860 г. Писарев принес в редакцию «Русского слова» перевод поэмы Гейне «Атта Троль» и впервые встретился с Благосветловым. Вскоре они очень сблизились. С 1861 г., после окончания университета, Писарев начинает сотрудничать в журнале. С «Русским словом» связана вся деятельность Писарева-критика, публициста, философа, здесь сформировалось и окрепло его мировоззрение, были опубликованы все лучшие статьи.