Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Реализм в искусстве и
литературе Белинский тесно связывал
с истинной народностью, которая, как
он считал, не имеет ничего общего с
«квасным патриотизмом» и бахвальством,
прославлением порядков и нравов
самодержавно-крепостнической
Статьи Белинского оказали
огромное влияние на развитие русской
литературы. Исходя из принципов реализма
и демократической народности, Белинский
развенчал реакционно-
Необычайно глубоко раскрыл Белинский значение творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
С первых же дней своего существования «Отечественные записки» начали выступать против «журнального триумвирата». После прихода в журнал Белинского эта борьба усилилась, приняла более глубокий и принципиальный характер.
Однако свое первое полемическое выступление в «Отечественных записках» против «литературных спекулянтов» Белинский посвятил не Булгарину и не Сенковскому, а Н.А. Полевому.
Падение Полевого, ставшего соратником своих недавних врагов – Греча и Булгарина, глубоко возмутило Белинского. В первом номере журнала за 1840 г. появилась его статья об «Очерках русской литературы» Полевого. В ней резко осуждался «новый и особенный против прежнего» образ действий бывшего издателя «Московского телеграфа», вскрывалась реакционность политических взглядов, отсталость его эклектической философии, романтической эстетики и суждений о конкретных явлениях русской литературы. Неоднократно выступали «Отечественные записки» и против псевдопатриотической драматургии Полевого и его ходульно-романтической прозы.
Еще более враждебным было отношение журнала к Булгарину, Гречу, Сенковскому и к их периодическим изданиям – «Северной пчеле» и «Библиотеке для чтения». Несмотря на все цензурные препятствия («цензура, верная воле Уварова, марает в «Отечественных записках» все, что пишется в них против Булгарина и Греча», – сообщал Белинский Кетчеру 3 августа 1841 г.), критик в своих «Литературных и журнальных заметках» систематически разоблачал продажность «Северной пчелы» и беспринципность «Библиотеки для чтения». Законченный портрет Булгарина Белинский нарисовал в статье о его «Воспоминаниях» (1846, №4 и 5), где отвратительная фигура агента Третьего отделения в литературе, прикрывающего свои доносы болтовней о правдолюбии и патриотизме, показана во весь рост.
Из выступлений Белинского против Сенковского и его журнала наиболее значительным является «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке» (1842, №9), дополняющий ту блестящую характеристику «Библиотеки для чтения», которую критик ранее дал в статье «Ничто о ничем», «Литературный разговор» раскрыл отсутствие убеждений и самостоятельных оценок у «барона Брамбеуса» и его плоское остроумие. Особенно много внимания уделил Белинский мнениям «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения» о «Мертвых душах». Вульгарное отрицание Булгариным и Сенковским поэмы Гоголя как «грязного» и «бессодержательного» произведения дало Белинскому возможность убедительно показать все убожество их критических взглядов.
В самом начале сороковых
годов русская периодика
В полемику с «Маяком» «Отечественные
записки» вступали редко: дикий, откровенный
обскурантизм «Маяка» и сам по
себе не привлекал симпатий широких
кругов читателей. Поэтому «Отечественные
записки» ограничивались небольшими ироническими
заметками по его адресу. В рецензии
на роман Д.Н. Бегичева «Ольга» (1840, №10)
Белинский, например, сообщил, что «где-то
на маньчжурской границе» издается журнал
под названием «Плошка
Журнал Погодина и Шевырева «Москвитянин» был культурнее «Маяка», пропаганда официальной народности велась в нем тоньше, умнее. Поэтому «Отечественные записки» считали этот журнал более опасным и активно боролись с ним. Они постоянно указывали на связь «народности», проповедуемой «Москвитянином», с православием и самодержавием, выступали против идеализации крепостничества и деспотизма, всех консервативных патриархальных форм русской жизни и культуры, боролись с «христианской философией» «Москвитянина», защищали от его критики Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы.
Особенно большую роль
в полемике с «Москвитянином»
сыграл памфлет Белинского «Педант»
(1842), где в образе Лиодора Ипполитовича
Картофелина была дана уничтожающая
характеристика Шевырева, а под именем
«литературного циника» и «хитрого
антрепренера» изображен
«Педант» произвел необычайное впечатление. Как сообщают современники, Шевырев неделю не показывался «на людях», а в «синклите Хомякова, Киреевских, Павлова» говорили о памфлете Белинского «с пеною у рта и ругательствами». Руководители «Москвитянина» хотели жаловаться шефу жандармов Бенкендорфу. Полемической остротой и непримиримостью отличались также и другие выступления Белинского против «Москвитянина» и его руководителей.
Энергичное участие в
борьбе с «Москвитянином» принял
Герцен. Он поместил в «Отечественных
записках» три фельетона, направленных
против журнала Погодина и Шевырева:
«Путевые заметки г. Ведрина» (1843, №11),
«Москвитянин» о Копернике» (1843,
№11) и «Москвитянин» и вселенная»
(1845, №3). В них он пародировал содержание
и стиль «дорожного дневника»
Погодина, который тот опубликовал
после поездок за границу, издевался
над курьезными промахами отдела
наук «Москвитянина», иронизировал по
поводу «детски милых и наивных»
воззрений этого журнала на Европу
и смеялся над его претензиями
возродить «гибнущее» человечество
с помощью православия и
«Отечественные записки»
в полемике против «Москвитянина» часто
не отделяли его от славянофильства.
Они имели для этого все
основания: славянофилы публиковали
в «Москвитянине» свои статьи и выступали
вместе с представителями «официальной
народности». В то же время «Отечественным
запискам» приходилось бороться
и непосредственно против славянофилов.
Так, Белинский резко возражал против
характеристики «Мертвых душ» в брошюре
славянофила К. Аксакова, справедливо
видя в ней попытку, приглушить то
беспощадное отрицание русской
крепостнической
Статья Белинского «Взгляд
на русскую литературу 1844 года» включает
жестокую критику поэтов-славянофилов
– Языкова и Хомякова. В ней
отвергаются претензии
Опубликование этой статьи
совпало с появлением в Москве
цикла стихов Языкова, направленных
против «не наших», т.е. Белинского,
Герцена, Чаадаева, Грановского. Эти
стихотворения граничили с
Выступлением «Отечественных записок» против славянофилов является и статья Белинского о повести В. Соллогуба «Тарантас», написанная в обстановке крайнего обострения борьбы со славянофилами и представляющая собою памфлет на И. Киреевского. Издеваясь над утопическими стремлениями славянофилов возродить «давно прошедшее», Белинский писал: «Новые Дон-Кихоты, они сочинили себе одно из тех нелепых убеждений, которые так близки к толкам старообрядческих сект, основанных на мертвом понимании мертвой буквы, и из этого убеждения сделали себе новую Дульцинею Тобосскую, ломают за нее перья и льют чернила».
Борьба «Отечественных записок» против враждебных журналов не осталась безрезультатной. Не без влияния «Отечественных записок» в сороковые годы упала популярность «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», влачили жалкое существование «Сын отечества» и «Москвитянин», прекратилось издание «Русского вестника», быстро погас «Маяк».
«Отечественные записки» вызывали жгучую ненависть реакционной журналистики, которая демагогически обвиняла их в презрении к русскому народу, в нигилистическом отношении к русской истории, культурному и литературному наследию и злобно нападала на реалистическое направление в литературе, защищаемое Белинским, Герценом и другими сотрудниками журнала.
Стремясь добиться от правительства
запрещения «Отечественных записок»,
их враги старались всеми
Не ограничиваясь журнальной борьбой, враги «Отечественных записок» прибегали и к другим средствам. Булгарин и Греч, например, пытались задерживать на почтамте деньги, присылаемые Краевскому подписчиками. Известно также о многочисленных доносах на «Отечественные записки». Особенное усердие проявлял в этом отношении Булгарин. Кроме писем цензору Никитенко и председателю Петербургского цензурного комитета князю Волконскому, полных угроз за якобы снисходительное отношение к «Отечественным запискам», Булгарин в марте 1846 г., направил в Третье отделение донос, озаглавленный: «Социалисм, коммунисм и пантеисм в России в последнее двадцатилетие». Он сообщал, что «журнал «Отечественные записки», издаваемый явно, без всякого укрывательства в духе коммунисма, социалисма и пантеисма, произвел в России такое действие, какого никогда не бывало... Безрассудное юношество и огромный класс, ежедневно умножающийся, людей, которым нечего терять и в перевороте есть надежда все получить, – кантонисты, семинаристы, дети бедных чиновников и проч. проч., почитают «Отечественные записки» своим евангелием, а Краевского и первого его министра – Белинского (выгнанного московского студента) – апостолами...». «Все направление или tendance «Отечественных записок» клонится к тому, чтобы возбудить жажду к переворотам и революциям, и это проповедуется в каждой книжке...»
Происки литературных врагов
делали положение журнала крайне
непрочным; постоянно можно было
ожидать распоряжения о его закрытии.
Краевскому не раз приходилось пускать
в ход свои обширные связи, чтобы
сохранить издание. Под влиянием
доносов цензура преследовала журнал
с еще большей жестокостью. Ряд
произведений вовсе не был пропущен
в печать и среди них – «Демон»
Лермонтова («лишь с трудом выхлопотал
Краевский право опубликовать небольшие
отрывки из поэмы), «Боярщина» Писемского,
первая статья Белинского о «Воспоминаниях»
Булгарина, статья Куторги «Версаль»
и др. В конце 1840 г. Белинский сообщил
Боткину, что из первого номера за
1841 г. «выкинули преинтересную статью
о Пугачеве – не знаем, что и
делать с цензурою, – добавлял Белинский,
– самая кнутобойная и
Как бы ни были жестоки и
суровы условия, в которых издавался
журнал, идеи народного освобождения
со страниц «Отечественных записок»
проникали сквозь цензуру и распространялись
по всей стране, оставляя неизгладимый
след в сердцах тысяч читателей,
особенно молодежи. По словам Герцена,
«статьи Белинского судорожно ожидались
в Москве и Петербурге с 25 числа
каждого месяца. Пять раз хаживали
студенты в кофейные спрашивать, получены
ли «Отечественные записки»; тяжелый
номер рвали из рук в руки. «Есть
Белинского статья?» – «Есть» –
и она поглощалась с
Благодаря сотрудничеству Белинского, Герцена и их друзей «Отечественные записки» стали лучшим журналом сороковых годов и пользовались большим успехом у читателей. На 1847 г. они имели 4000 подписчиков, в то время как у «Москвитянина», например, их было всего 300.
С апреля 1846 г. Белинский прекратил работу в журнале Краевского. Причин для ухода у него было более чем достаточно. Несмотря на то, что Краевский получал от журнала большие доходы, материальное положение Белинского оставалось неизменно тяжелым: корыстолюбивый издатель чрезвычайно неохотно соглашался на повышение его заработка. Вместе с тем Краевский нещадно эксплуатировал критика, заваливал его непосильной и срочной работой. «Я Прометей в карикатуре: «Отечественные записки» – моя скала, Краевский – мой коршун, который терзает мою грудь», – жаловался Белинский. Изнурительный труд делал критика, по его словам, «не только чернорабочим, водовозной лошадью, но и шарлатаном, который судит о том, в чем не смыслит ни малейшего толку... У Краевского я писал даже об азбуках, песенниках, гадательных книжках, поздравительных стихах швейцаров клубов (право!), о книгах о клопах, наконец, о немецких книгах, в которых я не умел перевести даже заглавия; писал об архитектуре, о которой я столько же знаю, сколько об искусстве плести кружева» (письмо Боткину от 4–8 ноября 1847 г.).