Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа
Профессионализм журналиста, как и любого специалиста, которому в работе приходится общаться с людьми, в первую очередь, заключается в умении грамотно строить беседу. Во многом от того, как ведет себя журналист в беседе, зависит качество его материалов. Особенно это касается работников телевидения: корреспондентов, ведущих. Принципы профессионального общения тележурналиста являются объектом курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы общения журналиста
1.1. Общение как коммуникационный процесс………………….. 4–16
1.2. Общение как взаимодействие………………………………… 17–23
Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма
2.1. Общение журналиста в кадре и за кадром…………………… 24–32
Заключение ……………………………………………………………….33-34
Список литературы ………………………………………………………35
- частое повторение какого-либо довода, мысли для бессознательного усвоения ее собеседником;
- прием
«ложного стыда», когда делается
намек на незнание
- использование сложной терминологии в речи;
- уход от ответа на нежелательный вопрос.
Приемы противостояния манипуляции:
- уклон от ответа на прямой вопрос, перевод разговора в другое русло, отвлечение на предмет или звонок телефона и др.;
- открыта ирония по отношению к словам манипулятора;
- непосредственность в общении.
Важной особенностью для гуманистического общения является уважение к личности собеседника, его мировоззрению, мыслям. Результат общения такого рода – взаимопонимание, создание доверительных отношений между собеседниками.
Аргументация и убеждение собеседника
Аргументация – процесс, логический и коммуникативный по своей природе, подразумевающий доказательство идей и последующее их подкрепление фактами для обоснования позиции и понимания ее собеседником.
Аргументы – это доводы, приводящиеся для убеждения в определенной точке зрения. Они могут быть сильными, слабыми, несостоятельными. Встречные аргументы классифицируются по этой же схеме.
В числе сильных аргументов, то есть не поддающихся опровержению, находятся:
- законы и уставы, директивные документы;
- экспертные заключения;
- проверенные факты;
- показания
свидетелей какого-либо
- выдержки
из научных изданий, книг
- архивная, статистическая информация.
К слабым аргументам принадлежат:
- высказывания,
основанные на личном
- ссылки на неизвестные авторитеты;
- умозаключения
с цепью неясных и
- выводы, сделанные на основе неполной статистической информации.
Несостоятельные аргументы приводятся оппонентами для дискредитирования или разоблачения. Это:
- ложные показания;
- ссылки на непроверенные источники;
- собственные домыслы;
- доводы не в пользу оппонента.
От убедительности речи напрямую зависит результат беседы для человека, ставящего перед собой цели, которые необходимо достичь в процессе общения.
Существуют определенные правила, следуя которым, можно добиться убедительности в речи:
- темп аргументации должен соотноситься с темпераментом партнера;
- не надо стремиться к слишком активной аргументации собеседника. Достаточно привести один – два весомых аргумента, если видно, что они оказались убедительны для него;
-
если довод оппонентом не
- после
ответом на доводы партнера
использовать аргументы, не
- подчеркивать важность доводов оппонента, приводя при этом свои примеры.
Законы аргументации и убеждения
1. Закон
встраивания (внедрения). Важное
здесь – использование
2. Закон общности языка мышления.
3. Закон минимизации аргументов.
4. Закон
объективности и
5. Закон
демонстрации равенства и
6. Закон авторитета. Ссылка на авторитет, известный не только себе, но и оппоненту.
7. Закон
постепенности. Главное – не
пытаться гнаться за быстрым
убеждением собеседника, а
8. Закон
обратной связи. Здесь важно
реагировать на эмоциональное
состояние собеседника и
9. Закон этичности.
10. Закон диалектичности. Нужно стараться говорить как о положительных, так и об отрицательных сторонах своих аргументов. В таком свете они приобретают большую значимость в глазах собеседника.
11. Закон
рефрейминга. Даже если доводы
партнеры опровержимы, не
Правила, помогающие убедить собеседника
Правило Гомера
Положительный результат аргументации достигается тогда, когда аргументы приводятся в определенной последовательности: сначала сильные, затем средние, в конце – самый веский аргумент. Силу аргументов оценивает оппонент.
Правило Сократа
Для
достижения желаемого результата аргументы
следует приводить после двух простых
вопросов, за которыми последует положительный
ответ. После этого можно приступать к
более сложным вопросам, на обсуждение
которых собеседник уже будет настроен.
Причина такого поведения в гормональных
изменениях организма человека после
утвердительного ответа: он более приятен
по ощущениям.
Правило Паскаля
При
возможном поражении
Ряд других правил, помогающих убедить собеседника:
- убедительность аргументов зависит от лица, приводящего их, от его имиджа и статуса;
- во время разговора представлять себя на месте собеседника, сопереживать ему, то есть проявлять эмпатию;
- стремиться создать положительный образ в глазах собеседника. Важна культура речи, внешний облик и умение слушать;
- не принижать статус собеседника;
- не понижать свой статус, показывая волнение и неуверенность в себе;
- стараться избегать слов, провоцирующих конфликтную ситуацию;
- следить за невербальными средствами общения своими и собеседника.
Искусство спора
Спор – это столкновение мнений, разногласия по тому или иному поводу, отстаивание точек зрения. История спора напрямую связана с появлением речевого общения, обмена информацией на уровне звукового выражения. При этом главное место отводилось голосовым характеристикам, позам и жестам.
Факторы, влияющие на характер спора, определяют его результат как достижение убедительности мнения одного из оппонентов. Победа в споре в подавляющем большинстве является условной, поскольку каждый из оппонентов практически всегда остается при своем мнении. В споре нет победителя. Лучше всего не начинать спор, если нет в этом необходимости. На течение спора оказывают влияние следующие факторы:
- уровень воспитания оппонентов. Соответствие социальных, этических, нравственных установок влияет на общее состояние. Различия в уровне воспитанности делают невозможным компромиссное решение проблемы;
- уровень
компетентности в вопросе,
- социальный
статус оппонента. Значим
- общее самочувствие на момент спора;
- индивидуальные особенности личности оппонентов (различия темпераментов, характеров, волевых качеств);
- окружающая обстановка;
- количество
оппонентов и наличие
Формы проведения спора:
- дискуссия
как сопоставление точек
- диспут
(также публичные выступления
при обсуждении спорного
- дебаты (публичные прения);
- полемика (подразумевает отстаивание своей точки зрения и опровержение мнения оппонента).
Нечестные приемы в споре не способствуют разрешению оппонентами спорного вопроса, если один из них знает об их использовании другим:
- преднамеренный обман, применение ложных либо непроверенных аргументов, скрывание истинного положения дел, демонстративное отстаивание не присущего оппоненту мнения из каких – либо побуждений;
- угрозы
в адрес оппонента в виде
санкций либо применения силы.
Стремление использовать
- нападки
на личность оппонента с
- использование
мнения сторонников в качестве
коллективного давления на
- апелляция
к чувствам, приводящая к смирению
с позицией противника, либо его
переход в возбужденное состояние.
Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма
2.1. Общение журналиста в кадре и за кадром
Общение журналиста и его собеседника не ограничивается одной лишь беседой, записью его речи, монтажом отснятого материала и подготовкой текста к нему. Профессиональный тележурналист продумывает четкую стратегию своего поведения до, во время и даже после беседы с человеком.
На первый взгляд может показаться вовсе ненужной трата времени на обдумывание подхода к собеседнику, обеспечение комфортного эмоционального состояния во время общения и прочих моментов. Но в этом и заключается весь смысл работы профессионального журналиста. Именно от его мастерства вести разговор, держаться в кадре свободно и непринужденно, искать разные пути решения возможных проблем и сопереживать собеседнику, зависит качество его передач.
Большое внимание этому вопросу уделяет С.А. Муратов, автор учебного пособия «Телевизионное общение в кадре и за кадром».
Ни для кого не секрет, что долгое время телевидение называлось «радиовидением», аудитория - «радиозрителями», «телеслушателями» и только потом «телезрителями». Одни вставали на защиту телевидения как самого эффективного способа передачи информации, другие же считали его звуковым и экранным сопровождением диалога двух и более собеседников. Но «нет никакого преимущества изображения перед звуком, никакого превосходства показа перед рассказом, никакого главенства глаза над ухом. Бесполезен спор о приоритете там, где речь должна идти о взаимодействии», - утверждает С.А. Муратов. [5, с. 11]. Также он приводит яркий пример из жизни американского писателя, журналиста и общественного деятеля XIX в. Марка Твена, показывающий бесспорное превосходство телевизионной «картинки» над обычной «застенографированной» беседой журналиста с человеком: « - Как только прямая речь оказывается напечатанной, она перестает быть тем, что вы слышали, - из нее исчезает что-то самое важное. Исчезает ее душа, а вам остается только мертвая оболочка <…>». [5, с.11]
Тон общению задает и место, где оно совершается. Благоприятная обстановка в студии, расстановка мебели – все это в сочетании с грамотным поведением ведущего создает атмосферу располагающей беседы. Муратов заметил, что оптимальное расстояние между головами собеседников в студии составляет 160 см. В этом случае они садятся друг напротив друга, тем самым создавая «дугу комфортной беседы».
Информация о работе Особенности профессионального общения тележурналиста