Профессиональные особенности общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, бухгалтерам, строителям и многим другим.

Содержание

Введение 2

Теоретическая часть 4
Определение понятия «общение». Структура и средства общения 3
Связь общения и деятельности 4
Структура общения 8

3.1 Коммуникативная сторона общения 9

3.2 Интерактивная сторона общения 15
Перцептивная сторона общения 18

4. Процесс общения техника и основные приемы 20

Практическая часть 23

Заключение 27

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Обшение . профессиональные особенности общения.docx

— 52.33 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплинам: «Общая Психология» и «Психологический практикум»

 

 

ОБЩЕНИЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 2

Теоретическая часть 4

  1. Определение понятия «общение». Структура и средства общения 3
  2. Связь общения и деятельности 4
  3. Структура общения 8

3.1  Коммуникативная сторона  общения 9

3.2 Интерактивная сторона общения 15

    1. Перцептивная сторона общения 18

      4. Процесс общения техника и  основные приемы 20

Практическая  часть 23

Заключение 27

Список  литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Искусство общения, знание  психологических особенностей и  применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает  постоянные контакты типа «человек  – человек» - политикам, бизнесменам,  бухгалтерам, строителям и многим  другим. Таким образом, умение  строить отношения с людьми, находить  подход к ним, расположить их  к себе нужно каждому. Это  умение лежит в основе жизненного  и профессионального успеха. Необаятельный,  угрюмый человек будет испытывать  затруднения в общении с коллегами,  ему сложно будет устанавливать  контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах.  Залог успеха любых начинаний  делового человека, какую бы задачу  он ни решал, - создание климата  делового сотрудничества, доверия  и уважения.

   Общение с людьми – это наука  и искусство. Здесь важны и  природные способности, и образование.  Именно поэтому тот, кто хочет  достичь успеха во взаимодействии  с другими людьми, должен учиться  этому.

   Изучением тех или иных сторон  общения занимаются разные науки:  Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика.  Каждая из них вкладывает в  понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

   И все-таки, что же такое общение?  Мы определим это понятие для  того, чтобы знать, о чём же  здесь пойдет речь.  Это следует  сделать потому, что каждый человек  общается по-разному, каждый применяет  различные приёмы, термины, так  как и во многих видах деятельности  существуют различные жесты, понятия.  Существуют даже определённые  способы передачи информации. Это  и будет главным вопросом, который  мы будем изучать. 

   Общение – это вчерашний разговор  с другом по телефону, беседа  с незнакомым человеком в купе  поезда, вечер воспоминаний на  встрече одноклассников и многое  другое. Каждый из нас знаком  с таким привычным словосочетанием,  как «общение с искусством», «общение с ПК» и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говаривали греческие мыслители «Когда объем понятия стремиться к бесконечности, его содержание стремиться к нулю».

Цель - выявление специфических особенностей общения в разных профессиональных группах.

Задачи:

  1. Изучит литературу, касающуюся профессионализации и общения.
  2. Определить профессиональные группы для исследования.
  3. Разработать план интервьюирования.
  4. Проведение исследования.
  5. Формулирование выводов.

Гипотеза - в разных профессиональных группах  наблюдаются специфические особенности  процесса общения, выражающиеся в различных  долях вербальных и невербальных средств общения.

Объект - представители двух профессиональных групп.

Предмет - психологическое интервью.

 

 

 

1. Определение понятия «общение».

 

   Существование множества различных  понятий «общение», прежде всего связанно с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

   Общение  – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

 На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая  сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать  структуру общения мы будем путем  выделения в нем трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

   Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

   Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

   Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия  другими партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

   Здесь важен вопрос о механизмах  воздействия участников общения  друг друга в его процессе. Главным средством общения является  язык, это система знаков, служащая  средством человеческого общения,  мыслительной деятельности, способом  выражения самосознания личности.

2. Связь  общения и деятельности

 

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения  с деятельностью. Существуют различные  точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций  существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы, в  конечном счете, пришел Э.Дюркгейм, который  обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается  идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по- разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.1 В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.2 Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников, и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем, плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней  у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Принятие тезиса о такой органической связи общения с деятельностью  диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности  на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит  в требовании исследовать  общение  не только и не столько с точки  зрения его формы, сколько с точки  зрения его содержания. Это требование расходится с традицией  исследования коммуникативного процесса, типичной для западной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается  здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента- именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть приведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что в отличие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы (то есть не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (то есть выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности; если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та ни другая постановки проблемы  не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма, пусть не деятельности, но активности, пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений, можно сказать, не обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предписанной как соображениями теории, так и общеметодологическими принципами.

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть  понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той  деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных «поводов»  общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного»  общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как  ролевое, деловое, «предметно- проблемное». Тем самым разведение ролевого и  личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено  с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в  деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что  именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ  может быть сформулирован так, что  посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует  от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и  даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Это согласование деятельностей отдельных  участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать  вывод, что принцип связи и  органического единства общения  с деятельностью, разработанный  в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые  перспективы в изучении этого  явления.

3. Структура  общения

 

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его  структуру, с тем, чтобы затем  был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно  подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия.3 Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно- коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, аффективно- коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей.

Информация о работе Профессиональные особенности общения