Особенности профессионального общения тележурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Профессионализм журналиста, как и любого специалиста, которому в работе приходится общаться с людьми, в первую очередь, заключается в умении грамотно строить беседу. Во многом от того, как ведет себя журналист в беседе, зависит качество его материалов. Особенно это касается работников телевидения: корреспондентов, ведущих. Принципы профессионального общения тележурналиста являются объектом курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы общения журналиста
1.1. Общение как коммуникационный процесс………………….. 4–16
1.2. Общение как взаимодействие………………………………… 17–23
Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма
2.1. Общение журналиста в кадре и за кадром…………………… 24–32
Заключение ……………………………………………………………….33-34
Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Контакт глаз при общении ведущего с гостем обязателен. Это и в повседневной жизни необходимое условие для создания и поддержания продуктивной беседы. Автор приводит нам интересный пример: неопытная журналистка ведет передачу. Не отрывая взгляда от камеры, она задает вопросы своим гостям, которые безо всякого интереса машинально отвечают ей. На вопрос о том, как выглядела ведущая, что было одето на ней, ее гости, делясь мнениями по поводу записи эфира, ответили, что четче запомнили обстановку в студии, цвет стульев и занавесок. Пример подтверждает, как важен зрительный контакт в работе журналиста.

Оператор, снимая материал для репортажа,  старается приложить к этому максимальные усилия: берет разные ракурсы, пробует, выбирает лучший из них. Несмотря на красивую «картинку» и оператор, и корреспондент должны понимать, что залог хорошего интервью – это комфорт собеседника. «Но именно то обстоятельство, что разговор с собеседником предстоит на заведомо чужой для него территории, где и стены не помогают, обязывает журналиста особенно тщательно продумывать обстановку и атмосферу». [5, с.25]

Любое общение состоит из четырех фаз: адаптации, разговора, эмоциональной разрядки и состояния после беседы, чаще скрытого. К каждой беседе требуется тщательная подготовка. Очерченный круг вопросов, задаваемых интервьюируемому, изучение его личности, манеры поведения (если речь идет об известном человеке) – лишь та малая часть работы, предстоящей журналисту для получения качественного интервью. Любой интересующий разговор нельзя начать, не расположив к нему собеседника. «Хороший рассказчик для интервьюера находка, но быть самому хорошим рассказчиком – его профессиональный долг». [5, с. 28]. Действительно, будет гораздо приятнее беседовать не с журналистом, а с таким же человеком, как и все. Мастерства журналист добьется тогда, когда его собеседник в процессе общения не будет замечать разницы от общения с хорошим приятелем.

У психологов есть прием: когда пациенту трудно сориентироваться в незнакомой обстановке, приступить к разговору о себе и своих  проблемах, врач начинает рассказывать о себе, случаях из врачебной практики, учебе в институте и т.п. Скованность собеседника постепенно уменьшается, и он, сам того не замечая, начинает разговор, будучи совершенно уверенным в том, что его услышат. Умение слушать и выслушать – еще один важный компонент в системе успешного общения журналиста. «Бывает, даже подыгрываешь: что вы говорите? Ну надо же… - признается режиссер – документалист М. Голдовская. – Делаешь вид, что не знаешь каких – то особенностей профессии или моментов жизни собеседника, даже если они тебе известны. <…> Интервьюер – в какой-то степени и актер <…>». [5,

с. 42]

«Лицо из своей среды» - еще один способ дать человеку почувствовать себя раскованнее  перед камерой. Эта своеобразная уловка не позволяет собеседнику  ощущать себя «под прицелом камеры», оставшись наедине с журналистом  и оператором. К примеру, беседуя с людьми таких профессий, как фермер, агроном, можно прибегнуть к приему «посредника», то есть, выдавая свое мнение под мнением коллеги агронома, фермера. («Используете ли Вы новые технологии для посева озимых?», «Мне Петров говорил, что использует»). Такой прием «своего человека» вполне оправдывает себя, позволяя добиться от собеседника серьезного отношения к затронутой теме.

Любой человек, беседуя с журналистом, так или иначе, испытывает волнение, которое сразу же после окончания беседы может и не исчезнуть. И здесь роль журналиста не отходит на второй план. Пообщавшись с собеседником, важно сделать так, чтобы у последнего не осталось ощущения ненужности после интервью. Неважно, происходила ли встреча в студии, дома или на улице, степень влияния журналиста на человека после беседы отнюдь не уменьшается. Даже если вдруг произойдет случай, когда во время записи в видеокамере заканчивается пленка, не следует прерывать беседу словами: «К сожалению, у нас закончилась пленка, давайте продолжим встречу в другой раз!». У интервьюируемого в этом случае создается впечатление, что он стал всего лишь средством получения нужной информации. Правильнее всего в данной ситуации сделать потери минимальными: обсудить отснятый материал с героем, узнать о его эмоциональном состоянии.

После разговора очень важно оставить положительный отпечаток в душе гостя, героя сюжета или программы. У него должно остаться желание беседовать с журналистом снова: «Личная  дистанция» в экранном диалоге оплачена человеческой сопричастностью автора  к судьбе своего героя, порой – месяцами общения, позволяющего им откровенно разговаривать даже в присутствие камеры». [5, с. 47]

Журналист в процессе общения взаимодействует  с разными людьми. Он должен быть всегда ориентирован на общение с людьми различных психотипов, социальных статусов, должен быть готов к возможным конфликтным ситуациям.  Необязательно придерживаться того же мнения, что и собеседник, нужно уважать его мнение. Беседа не должна происходить в форме вопрос – ответ, даже если человек антипатичен и вызывает раздражение.  «Журналист должен быть дотошным и настойчивым в своем желании раскусить собеседника, но при этом не казаться ему слишком навязчивым». [4, с. 16]

Г.С. Мельник  в книге «Общение журналиста: секреты  мастерства» рассказывает о ключевых моментах беседы и соответствующего поведения журналиста: «Если вы максимально похожи на собеседника – внешне или манерой говорить, то он склонен отождествлять вас с собой, бывает, начинает верить вам, как самому себе. Используйте этот психологический механизм – сделайте свои поведение и речь (манеру и содержание) похожими на его; если он говорит эмоционально, то постарайтесь соответствовать; если речь его спокойна – и вы говорите спокойно; если он склонен к общению с юмором, позвольте и себе пошутить». [4, с. 40]. Это является примером подстройки.

Во время  разговора с человеком важно  слышать его. Для этого нужно  знать простые правила этикета  беседы: не притворяться, будто его слушают, не перебивать собеседника, не мешать ему отвечать, не договаривать за него, не проявлять излишнюю чувствительность к эмоциям собеседника и быть сосредоточенным на разговоре, не отвлекаясь на посторонние мысли, стараться обдумывать предстоящий вопрос и варианты развития действия.

Контакт с собеседником будет обретен тогда, когда он услышит от журналиста правильно поставленный и правильно заданный вопрос. «Хороший вопрос формулируется по возможности на языке собеседника», - говорит С.А. Муратов. [5, с.57]. Не рекомендуется стоить свою беседу, используя вопросы, подразумевающие односложный ответ. Такой вопрос уместен лишь в ситуации, «когда с его помощью ведущему удается избежать подробного представления гостя («Вы один из тех, кто принимал активное участие в разработке проекта?» либо если мы хотим, чтобы собеседник вынес решающее суждение или подытожил мысль («И все же в целом одобряете вы или осуждаете, согласны или не согласны?»)». [5, с. 59].

Важно уметь выдерживать паузы. Молодые  журналисты не торопятся использовать паузу, расценивая ее как ожидание очередного вопроса. Это может привести к вопросу, заданному невпопад, что порождает мысль собеседника о невнимательности журналиста по отношению к его словам. На самом же деле, молчание придает беседе выразительность и достоверность происходящего на экране.

С.А. Муратов  напоминает тележурналисту о законе триады диалога: журналист, собеседник, телезритель. Очерчивая круг вопросов, журналисту нужно, в первую очередь, ориентироваться на своего гостя  и осветить вопросы, предлагаемые им к рассмотрению; затем пускать в ход вопросы телезрителей и только потом задавать вопросы, не вошедшие в первые два пункта. Исход разговора полностью лежит на плечах ведущего. Если прервать эту цепь, ожидания гостя и зрителей не оправдаются, возникнет ощущение недосказанности и неразрешенности вопроса.

В журналистской  практике сплошь и рядом встречаются  отказы от интервью. Это может быть обусловлено разными причинами: боязнью публичных выступлений, робостью, опасениями не уронить свое достоинство, непонимание цели беседы, негативные впечатления от опыта прошлой беседы и др.  Журналист не должен воспринимать на свой счет подобные опасения. Из-за некоторых сложившихся стереотипов о журналистах как о людях легкомысленных, ведущих особый образ жизни, недоступный обычному человеку, приходится терпеть фиаско в случае отказа от предложения побеседовать. Но есть у человека и мотивы, побуждающие к разговору: сам факт появления на экране, интерес заданной темы, желание помочь решению проблемы, возможность публично высказаться, и даже неумение ответить отказом.

Главный секрет успеха тележурналиста заключается  даже не в умении строить беседу и обладать ситуацией, а в простой формуле – любить людей, уважать их мнение. Грамотный тележурналист не забудет представить гостя, не станет играть на его чувствах, допытываться информации любым способом. Журналисту необходимо понимание, что он несет ответственность не только за качество подаваемой ему информации, но и за самочувствие гостя.

Беседуя с представителями разных категорий  людей, журналист в зависимости от типа человека выбирает стратегию поведения в разговоре. К примеру, не получится построить одинаковой беседы с бизнесменом, артистом, политиком и молодым человеком. Бизнесмен более деловит в разговоре, предпочтет рациональную беседу в компетентном обществе. Артист может прикрываться различными масками в силу своей творческой профессии. Наиболее сдержанны в общении политики, а наиболее закрыты – высокопоставленные должностные лица. Последние предпочитают получить вопросы заранее, для выполнения сверхзадачи дать информацию «из первых рук».

В диалоге  с человеком журналисту важно  выявить тип собеседника. Это  может быть доминантный или ригидный тип. Доминантный собеседник решает сам, стоит ли ему отвечать на вопрос, в общении проявляет жесткость. Человек такого типа с легкостью может перебивать журналиста или наоборот замолчать, ожидая обращения. Он будет стремиться доказать свою точку зрения и переспросит, верно ли поняты сказанные им тезисы.  С легкостью может сам прервать беседу, не признает своего поражения.  В общении с таким человеком главное – сохранять спокойствие и чувство такта, даже если не удается найти компромисс.

Недоминантный тип – полная противоположность доминантному. В разговоре стремится отвечать на вопросы незамедлительно, избегая молчаливого обдумывания. Общаясь с таким человеком, важно выделять это его стремление, подбадривать его словами или взглядом. Он не позволит себе перебить собеседника, но терпеливо отнесется к тому, что его перебили. Несоблюдение тонкостей в общении с недоминантным собеседником может привести к недооценке важности сказанного им.

Мобильный собеседник легко переключается  на общение, но так же легко может  и отключиться от него. Для манеры его общения характерен быстрый  темп речи, неряшливый стиль высказываний. Человек такого типа не скроет скуки ожидания своей очереди ответа на вопрос, легко может перебить собеседника, заканчивая высказываться за него. Речь мобильного собеседника не всегда успевает за мыслями, он рассчитывает на то, что все и так его поймут. Секрет общения с человеком такого типа кроется в том, чтобы суметь подстроиться под его темп, делая беседу содержательной.

Ригидный собеседник, пожалуй, самый медлительный в общении. Не может концентрироваться на нескольких мыслях сразу, ему нужно сперва закончить одну, затем приступить к новой. Если того требует ситуация, вернуться обратно и завершить. В разговоре приводит большое число доводов, рассматривает ситуацию с разных ракурсов, но может «затоптаться на месте» в своих размышлениях. Не терпит, когда его перебивают, считая это хамством. Завершить беседу с ригидным собеседником почти всегда тяжело, так как он, подводя итоги, обязательно сравнит свои аргументы с аргументами журналиста, сделает акцент на разнице во мнениях.

Задача  журналиста в общении с людьми разных типов – не пытаться переделать их, но спросить их мнения. В общении с доминантным собеседником лучше всего занимать независимую позицию, давать ему возможность высказаться. Людей недоминантного типа лучше поддерживать, поощрять их инициативу высказаться. Мобильного партнера следует останавливать для выяснения вопроса, с ригидным же собеседником придется быть терпеливым.

Г.С. Мельник  приводит примеры «идеального типа собеседника»:

Это человек, который следует определенным правилам, характеризующим его поведение, к ним относятся:

- постоянная приветливость;

- подчеркнутая вежливость;

- тактичность;

- предупредительность;

- готовность обсудить другие варианты;

- готовность взять промахи собеседника на себя;

- внимательное отношение к замечанию;

- оценка собственных действий с точки зрения собеседника (его интересы, опасения, предрассудки);

- умение воспринимать собеседника таким, какой он есть (не стремиться исправить его стиль общения в ходе беседы, не нападать на него, не читать нотации, не пытаться перевоспитать в духе своих идеалов);

- умение убеждать собеседника только с позиций, на которых тот стоит (не предъявляя свои идеалы);

- умение предъявлять претензии только косвенно (микширование личного интереса с помощью употребления слова «мы», а не «я»)». [4, с .58] 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Профессиональное  общение тележурналиста включает в себя не только процесс диалога, грамотное построение беседы. Это совокупность природного таланта, определенных навыков общения с людьми, то есть коммуникабельность, знание основ психологии и поведения человека, умение не только организовать, но и построить беседу таким образом, чтобы конечный ее результат удовлетворял самого журналиста, его собеседника и зрителя.

Информация о работе Особенности профессионального общения тележурналиста