Особенности профессионального общения тележурналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Профессионализм журналиста, как и любого специалиста, которому в работе приходится общаться с людьми, в первую очередь, заключается в умении грамотно строить беседу. Во многом от того, как ведет себя журналист в беседе, зависит качество его материалов. Особенно это касается работников телевидения: корреспондентов, ведущих. Принципы профессионального общения тележурналиста являются объектом курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы общения журналиста
1.1. Общение как коммуникационный процесс………………….. 4–16
1.2. Общение как взаимодействие………………………………… 17–23
Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма
2.1. Общение журналиста в кадре и за кадром…………………… 24–32
Заключение ……………………………………………………………….33-34
Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………. 3

Глава I.  Теоретические основы общения  журналиста

1.1.         Общение как коммуникационный процесс………………….. 4–16

1.2.         Общение как взаимодействие………………………………… 17–23

Глава II. Общение журналиста как основа профессионализма

2.1.         Общение журналиста в кадре и за кадром…………………… 24–32

Заключение  ……………………………………………………………….33-34

Список  литературы ………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Профессионализм журналиста, как и любого специалиста, которому в работе приходится общаться с людьми, в первую очередь, заключается в умении грамотно строить беседу. Во многом от того, как ведет себя журналист в беседе, зависит качество его материалов. Особенно это касается работников телевидения: корреспондентов, ведущих. Принципы профессионального общения тележурналиста являются объектом курсовой работы. Предмет нашего исследования – поведение журналиста, его внешний вид, принципы общения журналиста в кадре и за кадром. Исходя их объекта и предмета курсовой работы, определим ее цели. Целью работы являются исследование особенностей профессионального общения тележурналиста, грамотное их восприятие и применение на практике. Нашими задачами будет являться изучение основ общения журналиста, где предстоит разобрать понятие «общение» с точки зрения теоретических и практических аспектов.

В исследовании использовались различные методы: комплексный,

качественный  и структурный. Комплексным методом  я проанализировала аспекты общения как точки зрения представителей различных наук: философии, социологии, психологии. При помощи качественного метода проводила дифференциацию понятия «общение» по группам, анализировала его. Пользуясь структурным методом, устанавливала связи между характеристиками общения. Совокупность методов исследования обеспечивает наиболее полное раскрытие темы «Особенности профессионального общения тележурналиста». 
 
 
 
 

     I.          Теоретические основы общения журналиста

  1.      Общение как коммуникационный процесс

Общение – это процесс взаимодействия двух и более человек, включающий в себя обмен информацией (устной и письменной формы) и взаимное ее восприятие общающимися. Основной целью общения является выработка определенной тактики поведения и деятельности человека в той или иной ситуации.

Человек, общаясь, передает информацию о своих потребностях, эмоциональных состояниях, окружающей его действительности.

Целью общения являются:

- побуждение  собеседника к совершению действия  либо воздержание от него;

- получение информации о внешних проявлениях тех или иных явлений;

- потребность  в обучении;

- установление  отношений.

Через средства общения информация поступает, перерабатывается и осмысливается  человеком. Для этих целей служат органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Передаваться информация может с помощью вербальной и невербальной коммуникации, форм письменности и различных технических средств (аудио-, видеозаписи) и др. Описанные выше формы передачи и кодирования информации составляют коммуникативную сторону общения. Интерактивная же сторона общения подразумевает под собой процесс взаимодействия двух и более человек, осуществляющих совместную деятельность, посредством речевой активности.

Разговор  может принимать конфликтную  сторону общения. Причинами возникновения  конфликтов служат следующие факторы:

-    разногласия в профессиональной деятельности;

-    личностные интересы;

- смысловые  барьеры, когда происходит несовпадение  смыслов сказанного.

Отсюда  следует вывод, что для продуктивного  общения важна дружба как устойчивая система взаимоотношений.

Перцептивная (лат. Perceptio – восприятие) сторона общения подразумевает восприятие внешности, поступков и поведения собеседника. Осознание собственной личности осуществляется здесь через представление о другом человеке. Осознание включает в себя идентификацию – понимание собеседника через уподобление его характеристикам, и рефлексию – осознание восприятия собственной личности другим человеком или группой людей.  

Исторический  аспект возникновения  и развития общения

Общение как обмен информацией возникло еще на заре человечества. Оно было необходимым фактором развития человека, было важным шагом при переходе из первобытности к современному человеческому обществу. Появление общения было обусловлено необходимостью при обмене сообщениями в процессе труда. Сначала оно представляло собой набор звуков, позднее стало превращаться в членораздельную речь. Общение стало неотъемлемой частью в развитии сплочения людей первобытно-общинного строя при организации совместной трудовой деятельности. Речь, мимика, жесты способствовали формированию представлений об окружающем мире и, как следствие, - воздействовали на поведение человека в формирующемся информационном обществе.

Слово приобрело особую общественную значимость во времена античной эпохи с возникновением философских, этических и эстетических взглядов. Большую роль в формировании и прививании понятий о прекрасном сыграл древнегреческий философ Платон (428 – 348 гг. до н.э.), основатель объективного идеализма. Суть его взглядов состояла в следующем:

  1. понятие о мире как о некоем эстетическом идеале;
  2. в основе всего прекрасного в мире лежит Божественная идея, законы природы;
  3. реальный мир представляет собой совокупность абстрактных идей, прекрасное же лежит за пределами действительности;
  4. человек силен тогда, когда причастен к коллективу и принадлежит государству.

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.), верный преемник Платона, пересмотрел концепцию мира и  более последовательно развил идеи своего учителя. Он являлся основоположником формальной логики, этики и эстетики. Эстетика в понимании Аристотеля – наука об объективном понимании прекрасного, изучающая сущность получения удовольствия от созерцания предметов и явлений, доставляющих удовольствие. Ввел термин «этика» для обозначения совокупности добродетелей человека, разработал систему добродетелей, в числе которых справедливость – самая нужная в жизни человека.

    В суждениях  Аристотеля о природе человеческих отношений присутствуют требования, точнее крайности, на которых строится общение людей:

    - подражание  лучшим;

    - подражание худшим с целью представить их в неприглядном виде.

    А также:

    - суть  человеческого бытия состоит  в поступках и деятельности  людей;

    - душа  выражается в страстях и поступках,  а черты характера – в привычках  поведения. [8, с. 24]

    Последователем  идей Аристотеля в эпоху Средневековья стал философ, теолог, учитель церкви Фома Аквинский (1225 – 1274). Он духовно переосмыслил идеи Аристотеля, но остался верен мысли о прекрасном в Божественном единоначалии. В его учении о человеке и его душе приводятся следующие утверждения:

    - человеческая  душа бессмертна;

    - человек  представляет собой единство  души и тела, в их совокупности  в уме человека рождаются мысли,  чувства;

    - в  интеллекте и воле – высших  способностях человека – предпочтение отдается интеллекту, так как воля во многих ситуациях следует интеллекту, как своеобразному благу, но в ряде случаев определяющим фактором является именно воля;

    - на  отношения между людьми влияет  естественный закон, вложенный Богом в сердца людей;

    - нравственное  поведение при жизни определяет последующее загробное блаженство, которое достигается при жизни интеллектуальным познанием Бога и всего сущего. [8, с. 56]

    Таким образом, следуя тезисам Фомы Аквинского, поведение людей и их взаимоотношения  есть не что иное, как проявление божественной воли и законов природы.

В конце XIX – начале XX вв. немецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер (1864 – 1920) основным направлением своей деятельности выбрал социологию. Им был внесен вклад в такие области социологии, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. «В социологии находят свое отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры». [12]

    Вебером были разработаны «Хозяйство и общество», «Теория социально-экономических  организаций», где им была определена модель разумного поведения человека в масштабах производственной деятельности. Им был введен термин «бюрократия»; Вебер также создал абстрактную модель организации, рассчитанной на высокие показатели производства без учета роли формальных отношений в коллективе, которые создают благоприятный психо – эмоциональный климат для продуктивной работы людей. Разработал «теорию социального действия», где определил структуру и типы поведения людей в зависимости от их социальной принадлежности.

    Если  говорить о русских деятелях науки, изучающих принципы поведения и  общения человека в тех или  иных ситуациях, то следует упомянуть об историке, почетном академике Петербургской академии наук (1908 г.) В.О. Ключевском (1841 – 1911). В своих трудах он также анализировал особенности общения людей на основе сословного признака, исследовал влияние заграницы на общение в России.

    Социальный  и личностный аспекты  общения

    Психология  народов

    Психология  народов, или этническая психология, этнопсихология – это крупный раздел социальной психологии, изучающий особенности поведения и психологии различных народностей. Основатели этой науки – немецкие ученые М. Лацарус (1824 – 1903) и Х. Штейналь (1823 – 1899). Согласно психологии народа, выделяются две группы менталитета – совокупности национальных черт: западный и восточный. Для народов западного менталитета характерны свобода духа, свобода выбора человеком тех или иных ценностей, чувства самодостаточности. Для восточных народностей ментальные признаки выражены в понятии предопределенности судьбы. Так, жители США, Германии отличаются прагматизмом и «холодным рассудком», даже агрессивностью. Общение их не так эмоционально, но более рационализировано. «В плане общения и поведения для русского эмоционального характера свойственны максимализм душевных порывов и эмоциональная импульсивность, способность к сопереживанию и добродушие, развитое чувство юмора, но низкий уровень коммуникабельности, несмотря на потребность «выворачивать душу на изнанку». [7, с. 9] 

    Психология  толпы 

    Гюстав  Лебон, французский психолог, социолог, основатель социальной психологии, в своем труде «Психология народов и масс» (1895 г.) приводит толкование понятия «психология толпы»: «Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь. Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность. <…> Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях. Толпа направляется к тем, кто дает ей прельщающую иллюзию». [3, с. 31]

    Как видно из приведенной выше цитаты, негативные свойства толпы – обезличивание  человека, снижение интеллекта, потеря способности адекватно мыслить  в условиях анонимности толпы.

    Теория  инстинктов социального  поведения 

    Теория  инстинктов социального поведения  разработана психологом МакДугаллом (1871 – 1938) и применима ко всем живым существам. В 1908 г. он издал книгу «Введение в социальную психологию», где связал поведение человека с его инстинктами (генетически устойчивыми формами поведения). Исходя из взглядов МакДугалла, инстинкты являются движущей силой поступков человека, как существа социального. Согласно теории ученого, выделяются 12 видов инстинктов: агрессивность, бегство или страх, любознательность, неприятие, смущение, родительский инстинкт, инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный, инстинкт созидания и приобретения. Эмоции, по МакДугаллу, представляют собой внутреннее выражение инстинктов, но обусловливают проявление внешних признаков (агрессивность – гнев, ярость; инстинкт продолжения рода связан с женской застенчивостью и ревностью). В зависимости от ситуации, каждому инстинкту подобна своя эмоция. Эти принципы следует рассматривать в изучении стихийного поведения. 

Информация о работе Особенности профессионального общения тележурналиста