Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:56, курсовая работа
Исследование газетных и журнальных заголовков на предмет каламбуров.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1. Заголовок, его виды и функции
2. Лид в журналистском произведении
3. Жанровая разновидность печатных текстов
4. Каламбур в газетном тексте
4.1. Эволюция каламбура в языке
4.2. Каламбур как искусство
4.3. Каламбур в заголовке
Глава 2. Практическая часть исследования. Каламбуры в тестах СМИ
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования………………………….…..3
1. Заголовок, его виды и функции…………………………………………...3
2. Лид в журналистском произведении……………………………………..5
3. Жанровая разновидность печатных текстов……………………………..6
4. Каламбур в газетном тексте…………………………………………….…7
4.1. Эволюция каламбура в языке…………………………………………...7
4.2. Каламбур как искусство…………………………………………………7
4.3. Каламбур в заголовке……………………………………………………8
Глава 2. Практическая часть исследования. Каламбуры в тестах СМИ….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..19
Введение.
В текстах СМИ неотъемлемым элементом являются заголовки. От их характера и оформления порой зависит, станут ли читать тот или иной текст. Заголовки помогают читателю быстро понять, о чем говорится в публикации, помогают выбрать то, что ему важно и интересно. Практика СМИ показывает, что даже содержательная статья, но имеющая невыразительный заголовок, может остаться незамеченной. И наоборот, привлекающий внимание заголовок побуждает читателя прочитать остальной текст.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что люди все меньше читают газету целиком, и в этой “войне” за читателя газетам приходится использовать всевозможные средства: афоризмы, метафоры, каламбуры и т.д.
Каламбур является одним из наиболее востребованных приемов при создании газетных заголовков. Ими пестрят большинство газет и глянцевых журналов. Каламбур очень многогранен по своей сущности, в этом его и прелесть. Существуют наиболее удачные и не очень удачные каламбуры, но они тоже имеют право быть донесенными до читателей.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение использования каламбуров в текстах действующих СМИ. Объектом данного исследования является современная пресса и реклама. Предметом исследования являются каламбур в текстах средств массовой информации, рекламы.
Метод данного исследования – это наблюдение, описание, классификация, поиск предмета исследования в текстах СМИ.
Главная часть.
Глава 1. Теоретические основы исследования.
Заголовок является полноправным компонентом газетного текста и связан с остальными компонентами целостного произведения. Заголовок несет в себе информацию о содержании публицистического текста. Заголовок, как и каждая отдельная часть текста, выполняет определенные функции:
Заголовок активизирует читательское мышление, вызывая интерес к статье. Он формирует эмоциональное воздействие газетного текста, выполняя самую важную – оценочно-экспрессивную функцию. Её суть состоит в том, чтобы читатель согласился с теми положениями, о которых автор говорит в своей статье. Использование каламбуров в заголовках возбуждают эмоции читателей, акцентирует внимание читателей на особо важных, оценочных фразах. Выделяют следующие виды заголовков:
Соотносятся с одним элементом газетного текста. Главное назначение такого заголовкам - обозначить тему публикации. Они могут называть героя материала (“Капитан”), событие или его главную мысль (“Зверства оптимистов”), а также содержать в себе известную цитату или выражение (“Собирайтесь иногда читать мой свиток верный”).
Соотносятся сразу с несколькими
элементами газетного текста. Собой
они предупреждают читателя, что
впереди усложненная
М. Шостак выделяет следующие виды заголовков:
2. Лид в журналистском произведении.
Лид выполняют функцию, близкую к функции заголовка. Лид должен информировать и заинтересовать читателя на прочтение основного текста. По размеру, лид – это что-то среднее между заголовком и текстом. В российской печатной журналистике существует 8 типов лидов:
Самый распространенный лид, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответы на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто? что? когда? где? как? и почему? В английском языке все эти вопросы начитаются с буквы “дабл-ю”, поэтому данный лид часто называют “5W”.
Это краткое, захватывающее внимание читателей, изложение какого-либо необычного факта без всяких объяснений. Объяснения будут в тексте. Американские журналисты говорят : “Ударьте читателя электрическим током первой фразы, и он быстренько прочитает все сообщение до конца”.
В этом лиде присутствует краткий портрет человека и описание обстановки, в которой он находится.
Противопоставление
В лиде формулируется вопрос, ответ на который дается в тексте. Вопрос интригует читателя и заставляет хотя бы “пробежаться” глазами по газете. В лиде может быть как один, так и несколько вопросов.
Лид предполагает описание обстановки, где происходят события, о которых рассказывается в тексте. На первый план выходит фон со всеми его уточняющими деталями.
Иногда в тексте присутствует яркая мысль, выражение, точно пронизывающее весь материал. Её, обычно, выносят в лид. Её цель – дать авторитетное подкрепление информации, выделить важные аспекты проблемы.
Изложение курьезного факта, часто юмористическое. Это может быть, как одно предложение, так и несколько. Главное – содержание.
Каламбуры очень часто используют в своих текстах средства массовой информации. Так как главным элементом привлечения внимания является заголовок, то практически всегда каламбуры там и размещаются. Текст с заголовком-каламбуром читают чаще, чем с обычным информативным.
4. Каламбур в газетном тексте.
Каламбур – это фигура речи, направленная на достижение комического эффекта. Главным в каламбуре является отнесенность слова или выражения, являющихся основанием каламбура, к одному объекту речи или к одной ситуации, раскрывающейся в речи.
На сегодняшний день каламбур стал самым любимым и самым распространенным видом языковой шутки. Сборники русского фольклора свидетельствуют о том, что каламбуры зачастую использовались еще в Древней Руси. Многие писатели использовали каламбуры в своих произведениях, однако не все авторы одинаково положительно относились к данному явлению. Например, Зигмунд Фрейд считал каламбур самой многочисленной и “самой дешевой” группой острот. Чарльз Лэм писал: “Каламбур – это пистолет, из которого выстрелили у самого вашего уха; слуха вы лишитесь – но не разума”. В книге Карабчиевского “Воскресение Маяковского” достается не только Маяковскому, но и его каламбуру: “Каламбурное остроумие в своем принципе механистично и потому, как правило, не глубоко и не живет долее текущего момента”.
Каламбур по своей сути уникален. Он, как никакой другой вид языковой шутки, очень неоднороден по качеству. У каламбура, как и у медали, есть своя оборотная сторона. Он, казалось бы, для всех легко доступен. Базой для каламбура является великое множество омонимов и многозначных слов, а также неисчерпаемое множество слов и словосочетаний, сходных по звучанию, но до каламбура тут еще очень далеко. Это всего лишь заготовки для каламбура, а придумать хороший каламбур – это настоящее искусство. Поэтому вполне понятно, почему он занимает почетное место в творчестве многих российских писателей. Нельзя также забывать и о фольклоре, множество анекдотов имеют каламбурную основу. Очень широко каламбур применяется в средствах массовой информации – в журнальных и газетных заголовках. Практически любой глянцевый журнал пестрит каламбурными заголовками, за счет чего достигается больший коммуникативный эффект.
Каламбур в газетном тексте обладает огромным потенциалом эмоционально – экспрессивного воздействия на читателя. Основой стилистического эффекта каламбура становится противоречие между формой и содержанием. При помощи каламбура можно не только выделить какое-либо высказывание, но и выразить сатирическую и эмоциональную оценку. Выполняя экспрессивную функцию, каламбур часто используется в критических статьях, материалах идеологической направленности, фельетонах. Использование каламбура в той или иной функции определяется журналистом, пишущим материал. Экспрессивная и характерологическая функция используется при передаче экспрессивной и эмоциональной информации. Их можно считать стилистическими функциями каламбура. Каламбур способствует реализации в газете функции убеждения, так как является одним из способов аргументации. Условия восприятия газетных текстов и оперативность и злободневность материалов способствовали появлению еще некоторых функций каламбура – контактоустанавливающей функции и функции восстановления внимания. Они управляют психическими процессами восприятия текста. Использование каламбуров в заголовках рассчитано на языковой опыт читателя: закрепленное в памяти употребление слова. Когда человек старается сопоставить обнаруженные возможные смыслы с текстом, то возникает чувство заинтересованности материалом. Таким образом и достигается главная цель заголовка – привлечь внимание читателя. Особенно часто каламбуры используются в таких публицистических жанрах, как очерк, репортаж, критическая заметка, фельетон, полемическая статья. Каламбур необходим в тех жанрах, где он становится средством эмоционального воздействия и привлечения внимания к определенной части текста. А оперативные жанры, наоборот, предполагают максимально краткий, точный язык. Слова в заметке должны употребляться только в одном своем значении. Как в самой заметке, так и в ее заголовке нельзя использовать омонимы и игру слов во всех ее разновидностях. Такой подход способствует быстрому пониманию сути информации и устраняет лишнюю “мыслительную деятельность”при ее восприятии. При использовании каламбура необходимо учитывать и создаваемый им комический эффект. Поэтому каламбур занимает особое место в сатирических жанрах.
Так как каламбуры многогранны, то можно их классифицировать:
1. Каламбуры, основанные на
многозначности. Ряд учебных пособий только
этот тип причисляет к каламбурам. Этот
основной тип каламбура делится на две
разновидности:
– каламбуры, основанные на
использовании двух слов (и в прямом, и
в переносном значении): Например: "Жизнь
мне опять изменит, но не изменит ничего"
(Л. Филатов);
– каламбуры, в которых обыгрываемое
слово употребляется одновременно и в
прямом, и в переносном значении, что и
создаёт юмористический эффект. Например: "Чтобы
стать героем, Печкин, одного желания маловато.
– Хорошо, у меня есть второе!"
2. Каламбуры могут строиться
на использовании омонимов. Особенно
часто используются омофоны. Например: "Дайте
мне, пожалуйста, шариковую ручку. – Шарик,
дай дяде лапку" (Анекдот).
3. Парономазия также является
одной из разновидностей каламбура. Например: "Западная
жизнь стала для нас западнёй" (Из
монолога Задорнова).
4. В каламбурах сопоставляются
не только слова, но и свободные сочетания
с фразеологизмами, в результате чего,
как правило, обыгрывается прямое значение
составляющих фразеологическую единицу
слов. Например: "В этой части он съел собаку. – Ах,
ах, не говорите так, наша мама очень брезглива"
(А.П. Чехов).
5. Могут сопоставляться не только
одинаковые или схожие слова, но и однокоренные.
Например: "Скакал Иван Царевич три дня и три
ночи, пока не отобрали скакалку"(Анекдот).
6. Логические каламбуры строятся
на сопоставлении (часто в форме однородных
членов) несопоставимых с точки зрения
логики предметов. Например: "Он обещал на съезде, что родит роман
и сына" (И. Ильф).
7. Элементом языковой игры можно считать окказиональные авторские образования. Например: в языке СМИ: дерьмократия, прихватизация, джипломатия, путинбуржцы, кока-колонизация, сессиально озабоченный студент.
Глава2. Практическая часть исследования.
Каламбуры в текстах СМИ.
Данные примеры взяты из текстов СМИ, учрежденных и распространяемых на территории Российской Федерации.
В основу взят фразеологизм «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
(«Парламентская газета» от 31 марта 2007 г.)
В основу взято устойчивое выражение «Долг платежом красен».
(«Галерея Чижова» от 25 мая 2010 г.)
Заголовок построен на основе оксюморона (простить можно недостатки, а не достоинства).