СМИ-в контексте информатизации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:26, реферат

Описание работы

Информатизация общества, его культуры формирует мощные технические средства передачи и распространения информации среди широких слоев населения. В свою очередь, эти технические средства являются стимулом дальнейшей информатизации общества. Роль СМИ настолько велика в современном обществе, что СМИ часто называют «четвертой властью» (наряду с о законодательной, исполнительной и судебной).

Работа содержит 1 файл

СМИ.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

       СМИ в контексте информатизации общества.

       (Слайд 1)Информатизация общества, его культуры формирует мощные технические средства передачи и распространения информации среди широких слоев населения. В свою очередь, эти технические средства являются стимулом дальнейшей информатизации общества. Роль СМИ настолько велика в современном обществе, что СМИ часто называют «четвертой властью» (наряду с о законодательной, исполнительной и судебной).

       Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией.

       Эта массовая информация распространяется при помощи системы распространения информации на численно большие аудитории.

       Система СМИ включает в себя:

  • периодические печатные издания,
  • радио-,
  • теле-.
  • видеопрограммы
  • иные формы периодического распространения массовой информации.

       М.Маклюэн  пишет: «Если печатание было механизацией искусства письма, то телефон был уже электрификацией самой речи, огромным шагом вперед по сравнено с телеграфом. Граммофон и кино были простой механизацией речи и жеста. Но радио и телевидение явились не просто электрификацией речи и жеста, а электрификацией всего диапазона выражения человеческой личности».

       (Слайд 2)Подобные традиционные СМИ подразделяются на:

    1. визуальные (периодическая печать):

       Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. То обстоятельство, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников», способствует проявлению следующих моментов.1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром»,а также возможность получить целостную первичную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации .2.Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

         Однако печати есть и недостатки. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно, то печать самой технологией обеспечена на дискретность выпуска номеров и книг. Так, пресса проигрывает в оперативности информирования.

    1. аудиальные (радио):

       Вторым  по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи.

       Характерным для радио является вневизуальность. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение. телевидение – подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать возможность «чистого звука».

       Однако  особенности радио определяют и  некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно -передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир;

    1. аудиовизуальные (телевидение, кино):

       Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» СМИ в 60-х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) Телевизор, компьютер и другие технические средства массовой информации распространяют информацию на большие расстояния, для рассредоточенной в пространстве огромной аудитории слушателей в реальном режиме времени. Более того, они являются не только техническим механизмом, но могут создавать собственные культурные ценности. что способствует их более результативному воздействию, как на отдельную личность, так и на общество в целом. Формируется мировая информационная сеть Интернет, совершенствуются машинные языки и компьютерные программы, изобретаются и развиваются различные периферийные устройства - мыши и сидеромы, принтеры, сканнеры и модемы. Создается возможность интерактивного диалогового общения, возможности для скачкообразного повышения эффективности умственного труда. Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы— «аудио» и «видео» и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как. например, передача из картинной галереи).

       Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

       Если  раньше СМИ представляли собой однонаправленную коммуникационную систему – лишь передавали информацию, редко вступая во взаимодействие со зрителями и слушателями, то сейчас ситуация существенно изменилась: интерактивное общение при помощи телевидения, видео и компьютеров

       Все это делает Интернет более заметным в системе СМИ и дает возможность  считать его в качестве одного из важнейших элементов этой системы. Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ. Но несмотря на это расширяющееся значение Интернет для массовой аудитории, большая часть российской аудитории на сегодняшний день не имеет возможности входить в Интернет. Интересно также то, что Интернет не признан в России СМИ. Так опубликованные результаты опроса граждан, выходивших с избирательных участков, во время выборов в Гос. Думу не смогли явиться причиной претензии к администраторам сайта именно по этой причине. Тогда как в развитых странах Интернет используют для организации бизнеса, политических интриг, устройства личной жизни и т.д.

       (Слайд3)Можно выделить следующие функции СМИ:

  1. Информационная (обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта инф. может быть зачастую необоснованна, искажена, а также повторяться).
  2. Развлекательная ( обслуживает различные эстетические потребности людей путем показа кинофильмов, представлений, концертов. По времени эта ф-ия занимает первое место среди функционирования всех СМИ).
  3. Экономическая ( реализуется путем торговых реклам, эк-х сведений о курсе денег, деятельности виртуальных магазинов, сведение о эк-кой деятельности промышленных и торговых организаций.)
  4. Образовательная (показ образовательных программ, сведений электронных учебников, использование СМИ в учебном процессе в ходе информатизации образования. В этой функции проявляются главные принципы СМИ: интерактивность, мобильность, повсемостность, глобализация.)

       Следует отметить неоднозначное воздействие СМИ на культуру.

       СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям (подчас уникальным) самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена. усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Иногда они выступают даже в качестве средства создания культурных ценностей (многосерийные телевизионные фильмы, циклы радиопередач, интеллектуальные турниры и др.

       Т.о. СМИ не только отражают реальность. а иногда и конструируют её в соответствии определенными нормами.

       Вместе  с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Это проявляется, прежде всего в том, что непосредственное общение людей друг с другом заменяется опосредованными техническими устройствами – телефоном, компьютером и др. информационно-техническими и средствами.

       Отмечая это обстоятельство. М.Кастельс пишет, что «проблема свободы сообщений по-новому встала в - городском обществе в последние десятилетия, когда СМИ практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию»

       Мало  этого, вместо распространения подлинных культурных ценностей СМИ часто ‘«выдают на-гора”» суррогат, проповедуют насилие, секс, стремление к наживе.

       Это обстоятельство усугубляется тем, что СМИ «фактически контролирует всю нашу культуру пропуская ее через свои фильтры, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом все поле культуры.

       Отмечая негативное воздействие СМИ на культуру, следует особо отметить, что в последние годы программы СМИ наполнились различными видами лженауки. Действительно, различного рода экстрасенсы, астрологи, маги и астрологи, маги выступают с заявлениями о том, что нынешняя научная парадигма явно устарела, что время экспериментальной науки и материализма кануло в лету и их нужно заменить новым видением мира. Бурно развивается альтернативная медицина. Различные формы лженаук часто находят поддержку у отдельных представителей власти

       При РАН создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных результатов.

       Культура должна основываться не на лженаучном толковании мира, а на научном его осмыслении.

       Следует отметить, что негативное воздействие СМИ на общество и человека наталкивается на .реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Это сознание может быть комфортным и некомфортным податливым  и неустойчивым, включенным в те или иные субкультуры.

       Отношения между индивидами характеризуются  тем, что они, объединяя людей в единое человечество, вместе с тем изолируют, автоматизируют людей. Это дает основание некоторым исследователям (Ф. Сабба, Б. Шакаи и др.) отстаивать тезис об эволюции от массового общества и «сегментированному обществу».

       Так массовая культура, формируемая при помощи СМИ имеет силу манипуляции с общественным, так и индивидуальным сознанием.

       При этом и сами манипулируемые и само манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы.

       Параллельно с ростом влияния СМИ в общественной жизни широко пропагандируется тезис о свободе СМИ, их независимости от общества.

       Поскольку Конституция Российской Федерации  гарантирует ее гражданами свободу слова, то всякая цензура — предварительная или последующая, считают одни, недопустима. Другие же, допускают цензуру, утверждая, что государство должно контролировать циркуляцию в обществе информации и не допускать распространения информации, наносящей вред государству и морально-этическим нормам, которыми придерживаются граждане.

       В прежнем понимании, когда цензура пресекала попытки высказать гражданам свою точку зрения, отличную от официальной, когда новые идеи объявлялись крамолой и за это их авторы несли наказание, такая цензура вполне естественно противоречит свободе слова и она не нужна. Именно отмена такой цензуры в России огромным шагом вперед по пути к демократизации общества. Но свобода слова предполагает ответственность, в том числе и моральную перед самим собой.

       Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый в декабре 1991 года, гарантирует свободу распространения в нашем обществе массовой информации. В нем зафиксировано, что «В РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации»

       Не  случайно в моду входит термин «медиократия» для обозначения власти СМИ.

       СМИ на сегодняшний день превратились в огромный всеохватывающий организм, который своими колесиками, шестеренками все общество захватил и заставил его работать и жить в диктуемом им и режиме.

Информация о работе СМИ-в контексте информатизации общества