Данная
фаза цикла инвестиционного проекта
предполагает, с учетом предварительно
разработанного бизнес-плана и выполненного
ТЭО инвестиционного проекта, привлечение
заемных финансовых ресурсов в виде
кредитов и займов для создания необходимого
объема оборотного капитала.
Завершающим
этапом инвестиционной фазы является
сдача производственных зданий, установленных
технологических линий и оборудования
в эксплуатацию вместе с производственной
и социальной инфраструктурой.
- производственная
фаза, отражающая заключительный этап
ц и к л а инвестиционного проекта: пути
от плана-прогноза до выпуска конкретной
продукции, начала финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, направленной
на создание определенных материальных
ценностей.
24.
Правовое регулирование
инвестиционной деятельности
в РФ
Инвестиционная
деятельность — вложение инвестиций
и осуществление практических действий
в целях получения прибыли и (или) достижения
иного полезного эффекта
В
Российской Федерации сложилась
за последние годы следующая система
федеральных органов государственного
регулирования инвестиционной деятельности.
1.
Федеральные органы и учреждения,
осуществляющие государственную
легализацию и регистрацию инвестиций
и субъектов инвестиционной деятельности.
К данной группе органов относятся:
- Государственная регистрационная
палата при Министерстве экономики
и развития РФ (регистрация предприятий
с иностранными инвестициями, аккредитация
представительств иностранных юридических
лиц, ведение реестров и т.
д.); - Банк России (в части регистрации
и лицензирования кредитных организаций,
аккредитации представительств
иностранных банков, лицензирование
аудиторов кредитных организаций,
легализации вывоза капитала и т. д.); -
Российский фонд федерального имущества
(в части легализации сделок по купле-продаже
государственных пакетов акций приватизированных
предприятий); - Министерство финансов
РФ (в части ведения единых реестров инвестиционных
фондов и зарегистрированных в России
ценных бумаг, выдачи лицензий на производство
бланков ценных бумаг); - ФКЦБ (в части лицензирования
профессиональных видов деятельности
на рынке ценных бумаг и саморегулируемых
организаций, ведения их реестра); - Государственный
таможенный комитет РФ (в части выдачи
лицензий и квалификационных аттестатов,
ведения реестров), а также ряд других
федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющий в пределах своих полномочий
лицензирование отдельных видов деятельности.
2.
Федеральные органы общеэкономического
и внешнеторгового государственного
регулирования в сфере инвестиционной
деятельности. К этой группе органов
относятся: - Министерство экономики
и развития РФ; - Министерство
внешних экономических связей
РФ; - Государственный таможенный
комитет РФ.
3.
Федеральные органы финансово-кредитного
и валютного регулирования и
контроля в сфере инвестиционной
деятельности. К этой группе могут
быть отнесены: - Банк России; - Министерство
финансов РФ; - Министерство экономики
и развития РФ (в части разработки сводного
финансового баланса государства, обоснования
финансирования целевых программ, разработки
политики привлечения инвестиций и так
далее); - Федеральная служба России по
валютному и экспортному контролю.
4.
Федеральные органы фискально-налогового
государственного регулирования
и надзора в сфере инвестиционной
деятельности. К ним относятся: -
МНС России; - Государственный таможенный
комитет РФ (в части взимания
таможенных пошлин и налогов,
а также иных таможенных платежей);
- Федеральная служба России по
валютному и экспортному контролю
(в части приостановления незаконных
внешнеэкономических операций и
привлечения к ответственности
за их совершение).
5.
Федеральные органы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
на фондовом рынке и в сфере
приватизации: Российский фонд федерального
имущества; Государственный комитет
РФ по управлению государственным
имуществом; - ФКЦБ; - Государственный
комитет РФ по антимонопольной
политике; - Федеральное управление
по делам о несостоятельности
(банкротстве) при Госкомимуществе
России.
Как
легко подсчитать на основании приведенной
классификации, функции регулирования
инвестиционной деятельности от имени
государства сегодня реально
в России осуществляют как минимум
15 различных органов и учреждений.
Среди них и значительное число
органов исполнительной власти, и
государственные учреждения при
них, и Центральный банк России, и
федеральные неправительственные
органы.
Принципы
регулирования инвестиционной
сферы в России
определяются федеральными законами «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных
вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»
от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.
Во
всем мире одной из самых распространенных
форм инвестиционной деятельности юридических
и физических лиц считается вложение
свободных финансовых средств в ценные
бумаги. В соответствии с давно сложившейся
мировой практикой рынок ценных бумаг
регулируется государством. Для России
процесс формирования такой системы правовых
регуляторов и организационных механизмов
начался недавно и практически с чистого
листа.
Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг"
от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.
Основным
субъектом исполнительной федеральной
власти, специально уполномоченным на
регулирование от имени государства
отношений на фондовом рынке, является
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ России).
Федеральная
комиссия принимает решения (в форме
постановлений) по вопросам регулирования
как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности
профессиональных участников рынка, саморегулируемых
организаций профессиональных участников
и контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации и нормативных актах
о ценных бумагах.
Государственное
регулирование инвестиционной деятельности
на фондовом рынке в России осуществляется
различными способами и проявляется
в различных формах.
–
государство посредством законодательных
и подзаконных актов устанавливает
общие правила функционирования
рассматриваемого специфического сегмента
формирующейся в России рыночной
экономики, а также круг и пределы
правоспособности субъектов, работающих
на рынке ценных бумаг.
–
государство создает соответствующую
систему органов и учреждений,
уполномоченных им для оперативного
регулирования деятельности на фондовом
рынке и контроля за соблюдением
прав инвесторов и выполнения установленных
правил работы с ценными бумагами профессиональными
участниками данного рынка.
–
государство само (в лице уполномоченных
федеральных органов и органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации) напрямую работает с инвесторами,
выпуская и реализуя государственные
ценные бумаги, выступая при этом в
качестве эмитента и одновременно гаранта
их возвратности.
25.
Принципы оценки
инвестиционного
проекта
В
основу оценок эффективности инвестиционных
проектов положены следующие основные
принципы:
- рассмотрение
проекта на протяжении всего
его жизненного цикла (расчетного
периода);
- моделирование
денежных потоков, включающих
все связанные с осуществлением
проекта притоки и оттоки денежных
средств за расчетный период;
- сопоставимость
условий сравнения различных
проектов (вариантов проекта);
- принцип
положительности и максимума
эффекта. Для того чтобы ИП
с точки зрения инвестора был
признан эффективным необходимо,
чтобы эффект от реализации
проекта был положительным; при
сравнении альтернативных ИП предпочтение
должно отдаваться проекту с наибольшим
значением эффекта;
- учет
фактора времени. При оценке
эффективности проекта должны
учитываться различные аспекты
фактора времени, в том числе
динамичность параметров проекта
и его экономического окружения;
разрывы во времени (лаги) между производством
продукции или поступлением ресурсов
и их оплатой; неравноценность разновременных
затрат и/или результатов;
- учет
только предстоящих затрат и
поступлений. При расчетах показателей
эффективности должны учитываться
только предстоящие в ходе
осуществления проекта затраты
и поступления, включая затраты,
связанные с привлечением ранее
созданных производственных фондов,
а также предстоящие потери, непосредственно
вызванные осуществлением проекта
(например, от прекращения действующего
производства в связи с организацией
на его месте нового).
- учет
наиболее существенных последствий
проекта. При определении эффективности
ИП должны учитываться все
последствия его реализации, как
непосредственно экономические,
так и внеэкономические;
- учет
наличия разных участников проекта,
несовпадения их интересов и
различных оценок стоимости капитала,
выражающихся в индивидуальных
значениях нормы дисконта; - многоэтапность
оценки. На различных стадиях
разработки и осуществления проекта,
его эффективность определяется
заново, с различной глубиной
проработки; - учет влияния инфляции
(учет изменения цен на различные
виды продукции и ресурсов
в период реализации проекта);
- учет влияния неопределенности
и рисков, сопровождающих реализацию
проекта.
26.
Проблемы привлечения
иностранных инвестиций
в России
Важнейшей
проблемой привлечения иностранных
капиталовложений в РФ являются их
высокие производственные и непроизводственные
затраты. Целью любого инвестиционного
решения выступает получение
прибыли. Как бы не относился иностранный
предприниматель к России, вкладывать
денежные средства в ее экономику
он будет прежде всего в зависимости от
экономической, а не политической целесообразности.
Его интересует в первую очередь уровень
рентабельности инвестиционного проекта,
степень возможного превышения доходов
от проекта над издержками производства.
Высокие
издержки производства в отдельных
странах (в том числе в России)
при строительстве объектов производственного
назначения и создании производственной
инфраструктуры (дороги,связь, энерго-,газо-,
водо-, и теплоснабжение) по экологическим,
географическим и климатическим условиям
делают эти страны малопривлекательными
для инвесторов, побуждая их перемешать
свои капиталы в страны с меньшими издержками
производства, а следовательно и с меньшими
инвестиционными рисками. Данный процесс
перемещения капиталов получил название
"глобализация экономики".
Полное
включение России в орбиту мирового
рынка, что планируется в результате
ее вступления во Всемирную торговую
организацию (ВТО), сделает Российскую
Федерацию более открытой для
проникновения иностранных товаров,
более дешевых и более конкурентоспособных,
чем наши отечественные, Однако потекут
ли в страну капиталовложения, останется
вопросом. Если их почти не было (по
сравнению с Китаем, Таиландом
и другими странами) до вступления
в ВТО, то почему они возрастут
после этого вступления? Ведь объективные
условия останутся теми же самыми,
что и раньше: не снизится резко
стоимость возводимых производственных
зданий, не уменьшатся затраты на строительство
дорог, энергоносители, добычу сырья
и др.
Вывод:
привлечь иностранные инвестиции можно
лишь при условии существенного
снижения производственных и непроизводственных
издержек. Для этого потребуется:
намного увеличить расходы госбюджета
на НИОКР, которые бы позволили увеличить
число научно-технических разработок
по проблемам снижения себестоимости
выпуска и реализации продукции;
ввести жесткие ограничения на вывоз
валюты. Одно лишь отсутствие государственных
границ и визового режима для большинства
жителей бывших советских республик, ставших
независимыми странами, приводит к гигантской
утечке валюты за границу.
По
мнению многих аналитиков, к причинам
снижения инвестиционной активности в
России относятся: высокая стоимость
коммерческого кредита; недостаточное
финансирование инвестиций из бюджетных
средств и других финансовых источников;
отсутствие эффективных механизмов
трансформации сбережений населения
в инвестиции; высокий уровень
финансовых (в том числе инвестиционных)
рисков из-за слабого правового обеспечения
защиты внутренних и внешних инвесторов.
Необходимо
ужесточить финансовый и административный
контроль за целевым использованием кредитов,
взятых специально для осуществления
инвестиционных программ.