Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение инвестиционного проекта по созданию производственного участка ООО «Мастер склад» и оценка его эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
обобщить теоретические вопросы понятий инвестиций, инвестиционной политики и инвестиционного проекта, их классификацию;
обобщить основные методы оценки эффективности инвестиционной политики и инвестиционного проекта;
провести расчет инвестиционного проекта;
провести оценку эффективности инвестиционного проекта;
сравнить основные показатели «с проектом» и «без проекта».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 7
1.1 Понятие инвестиций, инвестиционной политики и инвестиционного проекта 7
1.2 Классификация инвестиций и инвестиционных проектов 13
1.3 Особенности оценки инвестиционного проекта 17
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ УЧАСТКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МЕТАЛЛОПЛАСТИКОВЫХ ТРУБ 28
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Мастер склад» 28
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32
2.3 Инвестиционный проект по созданию участка для производства металлопластиковых труб 44
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 63
3.1 Финансовая оценка инвестиционного проекта 64
3.2 Экономическая оценка инвестиционного проекта 66
3.3 Оценка будущего состояния ООО «Мастер склад» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Таблица 7.
Затраты на приобретение оборудования
Наименование |
Сумма тыс. руб. |
Линия МПТ (основное оборудование) |
21310,25 |
Итого основное оборудование |
21310,25 |
Приточно-вытяжная вентиляция и зонд |
75 |
Химическая лаборатория |
706,02 |
Насос для подачи воды |
0 |
Компрессор |
70 |
Складское оборудование |
800 |
Итого вспомогательное оборудование |
1651,02 |
ИТОГО ЗАТРАТ НА ОБОРУДОВАНИЕ |
22961,27 |
Наиболее распространенной ошибкой предприятий, планирующих реализацию инвестиционных проектов, является недостаточная проработка рисков, которые могут повлиять на доходность проектов. Поэтому необходим тщательный анализ рисков инвестиционного проекта
Поскольку такие
ошибки могут привести к
Под проектными рисками понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности и срока окупаемости.
На данный момент единой классификации проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.
Маркетинговый риск — это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования. Также к возникновению риска могут привести ошибки в политике продвижения, например выбор неправильного способа продвижения, недостаточный бюджет продвижения и т. д.
Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта. Причины возникновения таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки.
Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.
К общеэкономическим
относят риски, связанные с внешними
по отношению к предприятию
Процедуру оценки и анализа проектных рисков можно представить в виде схемы (рис. 10).
Рис. 10 Процедура оценки и управления рисками
Оценка рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Если по итогам оценки проект принимается к исполнению, то перед предприятием встает задача управления выявленными рисками. По результатам реализации проекта накапливается статистика, которая позволяет в дальнейшем более точно определять риски и работать с ними. Если же неопределенность проекта чересчур высока, то он может быть отправлен на доработку, после чего снова производится оценка рисков. Порядок управления проектными рисками, а также сбора и использования статистической информации в конкретной ситуации зависит от специфики компании и реализуемого проекта.
Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты — список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Эти карты можно разработать как самостоятельно, так и с помощью консультантов.
В результате будет сформирован перечень рисков, которым подвержен проект. Далее их необходимо проранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.
Количественный анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом наиболее значимые рисковые факторы могут повлиять на показатели эффективности инвестиционного проекта. Анализ позволяет выяснить, например, приведет ли небольшое изменение объема реализации к значительной потере прибыли или же проект будет выгоден даже при реализации 40% от запланированного объема продаж.
Анализ чувствительности
– это стандартный метод
Техника проведения анализа чувствительности состоит в изменении выбранных параметров в определенных пределах, при условии, что остальные параметры остаются неизменными. Чем больше диапазон вариации параметров, при котором NPV остается положительной величиной, тем устойчивее проект.
Анализ чувствительности проекта позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени могут повлиять на осуществимость и эффективность проекта.
При анализе чувствительности сравнивается влияние исходных переменных (при их изменении на фиксированную величину) на результирующие показатели проекта. Этот анализ позволяет определить наиболее существенные для проекта исходные переменные; их изменение должно контролироваться в первую очередь.
Чувствительность проекта к факторам риска приведена в табл. 8.
Таблица 8.
Чувствительность проекта к различным факторам риска
Цена реализации |
85% |
90% |
95% |
100% |
105% |
110% |
115% |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV |
1813,1 |
2693,1 |
4450,1 |
6219,95 |
6714,1 |
7587,3 |
8256,8 |
Объем продаж |
85% |
90% |
95% |
100% |
105% |
110% |
115% |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV |
1943,8 |
2746,8 |
3518,8 |
6219,95 |
6445,4 |
7551,9 |
8153,8 |
Себестоимость |
85% |
90% |
95% |
100% |
105% |
110% |
115% |
Чистый дисконтированный доход проекта, NPV |
6644,4 |
6550,7 |
6369,5 |
6219,95 |
6094,7 |
5957,2 |
5819,8 |
Рис. 11 Чувствительность NPV проекта к колебаниям цены реализации, объема продаж и себестоимости
Как видно из рисунка 11 наиболее сильное влияние на эффективность проекта оказывает уровень цены на производимую продукцию и объем продаж. При увеличении цены на продукцию на 10% чистый дисконтированный доход проекта составит 7587,3тыс. руб., что на 27% больше NPV, формируемого при базовой цене. А десятипроцентное снижение цены, снижает NPV проекта до 2693,1 тыс. руб., т.е. на 47,5%.
Десятипроцентное снижение уровня объема продаж уменьшает NPV проекта до 2746,8 тыс. руб. При увеличении уровня объема продаж на 10% от проектного уровня NPV проекта составит 7551,9 тыс. руб.
Несмотря на то, что цена реализации и объем продаж оказывают большое влияние на NPV, вероятность их колебания может быть очень низкой, следовательно, изменения этих факторов будут представлять незначительный риск.
Международная практика оценки эффективности инвестиций существенно базируется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах [17, C82]:
1. Оценка эффективности
использования инвестируемого
2. Инвестируемый капитал,
равно как и денежный поток
приводится к настоящему
3. Процесс дисконтирования
капитальных вложений и
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы [49]:
а) основанные на дисконтированных оценках;
б) основанные на учетных оценках.
Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Временная ценность финансовых ресурсов может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги.
Дисконтирование дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента.
Инвестор, сделав вложение капитала, руководствуется следующими положениями:
В процессе своего существования
инвестиционный проект должен обеспечивать
достижение двух главных целей бизнеса:
получение приемлемой прибыли на
вложенный капитал и
Приведем понятия основных коэффициентов финансовой оценки.
Прибыльность продаж (ROS) характеризует эффективность текущих операций и рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
Прибыльность производства (затрат) показывает, сколько прибыли приносит вложение одной единицы денежных средств в текущую деятельность предприятия и рассчитывается как отношение прибыли к затратам на реализацию продукции – себестоимости, коммерческих расходов и управленческих расходов.
Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций.
Рентабельность собственного капитала (ROE) – чистая прибыль компании, выраженная в процентах к собственному капиталу.
Оборачиваемость активов (TAT) – отношение выручки от реализации (объема продаж) к средней величине стоимости совокупных активов.
Рентабельность активов
(ROA) характеризует степень
Коэффициенты финансовой оценки приведены в табл. 9, график основных показателей представлена на рис. 12.
Таблица 9.
Коэффициенты финансовой оценки
Показатели финансовой оценки |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
Прибыльность продаж (ROS) |
19,78 |
72,20 |
76,76 |
81,32 |
85,98 |
88,27 |
88,10 |
Прибыльность производства (затрат) |
136,19 |
161,88 |
160,22 |
158,53 |
156,91 |
155,35 |
153,68 |
Рентабельность инвестиций (ROI) |
2,50 |
17,38 |
17,94 |
18,77 |
19,93 |
20,44 |
20,37 |
Рентаб. собств. капитала (ROE) |
3,46 |
21,71 |
20,60 |
20,05 |
19,93 |
20,44 |
20,37 |
Коэфф. оборачив. основных средств (FAT) |
0,32 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,86 |
0,94 |
1,03 |
Коэфф. оборачиваемости активов (TAT) |
0,20 |
0,44 |
0,49 |
0,55 |
0,63 |
0,74 |
0,84 |
Информация о работе Оценка эффективности инвестиционного проекта (на примере ООО «Мастер склад»)