Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:32, курс лекций
Лекция 1 Развитие инвестиционной деятельности в Казахстане
1.1. Общее понятие, виды инвестиций
1.2. Инвестиционная деятельность. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
1.3. Прямые иностранные инвестиции, их роль, цель привлечения, преимущества
1.4. Портфельные инвестиции
1.1. Общее понятие, виды инвестиций
14.1.Особенности международных инвестиций
14.2. Анализ доходности портфеля международных инвестиций
14.3.
Оценка риска портфеля
международных инвестиций
14.1.Особенности международных инвестиций
Вывоз капитала — это перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме в целях систематического получения прибылей или достижения других экономических, а также политических выгод. Перемещение капитала из одной страны в другую связан прежде всего с опережением внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Необходимость экспорта капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах “избытка” капитала, что обусловлено его перенакоплением, т.е. когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.
Экспорт капитала осуществляется в самых разнообразных формах, что обусловлено определенными принципами его функционирования. Так, в зависимости от характера использования капитала экономисты выделяют две традиционные формы его вывода: предпринимательский, т.е. производительный, и ссудный.
В зависимости от формы собственности вывозимый капитал делится на частный и государственный. Частный вывозится преимущественно в предпринимательской форме как функционирующий капитал. Государственный же капитал обычно вывозится в ссудной форме. Но отличие не только в этом, поскольку транснациональные банки также вывозят ссудный капитал. Принципиальная разница состоит в том, что вывоз государственного капитала не связан с избыточным капиталом, так как в госбюджетах нет избыточных средств. Он имеет политическую окраску и приносит заимодавцам высокие доходы от взимания процентов.
Изменение экономической ситуации обусловило возникновение новых явлений в вывозе капитала. Если раньше инвестирование предпринимательского капитала в иностранную экономику происходило в форме образования собственных фирм или путем вложения средств в национальные акционерные общества принимающей страны, то теперь возникли новые формы инвестирования. К их числу можно отнести следующие:
Специфической формой инвестирования капитала стал экспорт технологии. При реализации этой формы компания — поставщик элементов технологии (патенты, лицензии, торговые марки, управленческий опыт и т.д.) в качестве вознаграждения получает часть прибыли принимающего предприятия. Здесь экспорт технологии имеет черты продажи и ссуды: научно-технические достижения продаются на определенный срок, но их собственником остается продавец. При этом экспорт технологии иногда обусловливается получением части акций приобретающей ее фирмы. Как видим, экспорт технологии представляет собой не только вывоз специфического товара, но и экономического отношения по поводу вывоза капитала.
Новые формы хотя и не заменяют собой традиционных прямых инвестиций, но получают все более широкое развитие. Они распространяются преимущественно в отраслях, работающих не на экспорт, а на внутренний рынок принимающих стран и использующих при этом зрелую, а не передовую технологию.
Влияние государства на международные инвестиции проявляется также в создании ряда международных кредитно-финансовых учреждений, с помощью которых государственные денежные средства инвестируются в разных странах. К их числу относятся Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP). В Европе организованы Европейский инвестиционный банк, а также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие.
Что
касается экономических последствий
миграции капитала между собственно
промышленно развитыми
14.2. Анализ доходности портфеля международных инвестиций
Анализ ценных бумаг нацелен на выявление таких ценных бумаг, которые могут дать прирост капитала. Для того чтобы определить, какие ценные бумаги способны увеличить доход, применяется фундаментальный и технический анализ.
Фундаментальный анализ основан на том, что котировки ценных бумаг отражают состояние экономики в целом, а также отрасли и самой фирмы – эмитента. В связи с этим анализируют, прежде всего, макроэкономические показатели. Затем необходимо провести отраслевой анализ, в ходе которого выявляется та отрасль, которая может представить наибольший интерес для потенциального инвестора. Отраслевой анализ дополняется анализом фирмы.
Технический анализ представляет собой один из методов исследования динамики фондового рынка с целью прогнозирования направления движения цен. Основными пользователями технического анализа являются трейдеры.
Каждый долгосрочный инвестиционный проект описывается денежным потоком на протяжении всего его периода полезного использования, или эксплуатации. Компоненты денежного потока формируются с разбивкой по годам или другим выделенным подпериодам заданного периода, при этом учитываются особенности реализации рассматриваемого проекта. Каждая его компонента представляет собой сальдо денежных доходов и расходов инвестора, связанных с исполнением инвестиционного проекта за соответствующий год или иной установленный подпериод.
Положительная
компонента означает, что в соответствующий
год доходы по проекту превышают
расходы и сальдо платежей за данный год
положительно. Отрицательная – что в соответствующий
год доходы либо вообще отсутствуют, либо
оказываются меньше расходов.
14.3. Оценка риска портфеля международных инвестиций
Риски, связанные с формированием и управлением портфелем ценных бумаг, принято делить на два вида.
Систематический риск обусловлен общерыночными причинами – макроэкономической ситуацией в стране, уровнем деловой активности на финансовых рынках. Основными составляющими систематического риска являются:
Несистематический – риск, связанный с конкретной ценной бумагой. Этот вид риска может быть снижен за счет диверсификации, Поэтому его называют диверсифицируемым. Он включает такие составляющие как:
После принятия решения о диверсификации следует выбрать один из нескольких альтернативных путей. Существует множество различных стратегических подходов.
Когда диверсификация становится серьезным стратегическим выбором, необходимо принять решение о том, как она будет осуществлена: с родственными видами бизнеса, с неродственными или при сочетании этих двух случаев. После осуществления диверсификации задача руководства будет заключаться в определении того, каким образом управлять видами бизнеса, в которые компания сделала капиталовложения.
Выделяют шесть альтернативных стратегий:
1.Стратегии внедрения в новые отрасли. Приобретение, создание новой компании и совместное предприятие.
2.Стратегии родственной диверсификации.
3.Стратегии неродственной диверсификации.
4.Стратегии исключения и ликвидации.
5.Стратегии обновления компании, сокращения и реструктуризации.
6.Стратегии многонациональной диверсификации.
Первые три пункта определяют пути диверсификации, а последние — стратегии укрепления позиций и улучшения работы уже диверсифицированных компаний.
Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля используются, когда руководству необходимо "оздоровить" портфель. Тяжелое положение может быть результатом значительных убытков в одном или нескольких бизнесах, снижающих общие финансовые показатели корпорации, большого числа бизнесов в непривлекательных отраслях, спада в экономике, отрицательно сказывающегося на многих составных частях корпорации, чрезмерного давления долгов или неправильно осуществленных приобретений, не оправдавших ожиданий.
Стратегия перестройки концентрирует внимание на действиях, направленных на превращение убыточных бизнесов в прибыльные, а не на их ликвидацию. Задача состоит в том, чтобы заставить всю компанию работать с прибылью путем решения проблем тех бизнесов, которые в наибольшей степени ответственны за снижение показателей. Стратегии перестройки наиболее приемлемы в ситуациях, когда причины плохой работы являются краткосрочными, испытывающие проблемы бизнесы находятся в привлекательных отраслях и ликвидация убыточных подразделений не имеет долгосрочного стратегического смысла.
Стратегии сокращения включают сужение диапазона диверсификации до меньшего числа бизнесов. Такая стратегия обычно реализуется, когда руководство корпорации решает, что она слишком широко диверсифицирована и что необходимо сконцентрировать усилия на нескольких основных видах бизнеса. Иногда диверсифицированные компании проводят сокращение из-за того, что им в результате многолетних тщетных попыток так и не удается сделать прибыльными некоторые виды бизнеса, или из-за того, что они не обладают фондами, необходимыми для инвестирования во все их дочерние предприятия. Однако чаще всего руководители корпорации решают, что диверсификационные усилия фирмы слишком распылены и для достижения долгосрочного улучшения работы необходимо сконцентрировать их на обеспечении прочных позиций в меньшем числе отраслей. Сокращение обычно осуществляется путем ликвидации тех бизнесов, которые слишком малы, чтобы вносить заметный вклад в прибыли, или тех, которые имеют незначительное соответствие (или вообще не имеют никакого соответствия) с основными бизнесами корпорации. Ликвидация таких бизнесов высвобождает ресурсы, которые могут быть использованы для сокращения долга или расширения основных бизнесов корпорации.
Стратегии реструктуризации портфеля включают радикальную перестройку состава портфеля и доли в нем бизнесов различных типов. Например, компания в течение двух лет продала четыре бизнеса, прекратила работу еще четырех и добавила 25 новых бизнесов, купив 16 и создав внутри себя 9. Реструктуризация портфеля бизнесов целесообразна при выполнении любого из перечисленных ниже условий:
1.Когда анализ стратегии показывает, что перспективы компании становятся неблагоприятными из-за того, что портфель содержит слишком много медленно растущих, затухающих или конкурентно слабых бизнесов;
2.Когда
один или несколько основных
бизнесов компании стали