Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:03, реферат
Армянский народ образовался в конце II—начале I тыс. до н. э. на Армянском нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле племен и их союзов, а также некоторых других племен, осевших здесь в конце II тыс. до н. э. В течение длительного исторического процесса этногенеза одни из этих племен передали армянскому народу больше свой физический облик, другие—в основном традиции своей материальной или духовной культуры, третьи—преимущественно свой язык, который затем вобрал в себя многое из лексического богатства других племен— участников этого процесса.
1.Происхождение армянского
народа.
Армянский народ
образовался в конце II—начале I тыс.
до н. э. на Армянском нагорье в
результате постепенного слияния проживавших
на нем издревле племен и их союзов,
а также некоторых других племен,
осевших здесь в конце II тыс. до
н. э. В течение длительного
Особенно важен
вклад хуррито-урартских
Наряду с этими этническими элементами в образовании армянского народа приняли участие также индоевропейские племена арменов, давшие народу его второе имя «армяне», которым называют его другие народы. В период известных переселений «народов моря» (XIII—XII вв. до н. э.) армены проникли в Малую Азию вместе родственными им фраконфригийскими племенами из Балкан. (Впрочем, в последние годы высказано мнение, что прародина индоевропейцев находилась именно в восточной части Малой Азии). Затем они продвинулись дальше на Армянское нагорье. Обо всем этом говорят сообщения ряда древнегреческих авторов, начиная с «отца истории» Геродота
(V в. до н. э.).
Ассирийские клинописные
Таким образом, здесь, на территории, тянувшейся от западной излучины Евфрата на восток по долинам Арацани и Тигра, где уже раньше жили хурритские и хетто-лувийские предки армян, с XII в. до н. э. начинается постепенный процесс этнической консолидации и слияния всех названных племен.
Заметим, что часть
страны, где начался процесс
Урартское государство почти со времени своего возникновения сталкивалось со страной Урме. Минуа возвещает о победе над ней, Аргишти I заявляет о том же, Сардури 1 сообщает об овладении страной, разрушении населенных, пунктов, угоне населения. Очевидно, что страна упорно сопротивлялась урартским нашествиям и, несмотря ни на что, выживала.
Распространение армяноязычного
этнического элемента по отдельным
областям территории Урарту началось
еще в VIII в. до н .э., в период расцвета
этого государства. К этому вела
политика переселения жителей
В труде армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хоренации (Моисея Хоренского) сохранились важные сведения о событиях конца VII в. до н. э. Из клинописных и других источников известно, что в этот период Мидия и Вавилония выступали в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. мидяне овладели одним из важнейших центров Ассирии—городом-Ашшуром, а в 612 г. совместными усилиями союзников была взята и предана огню ассирийская столица Ниневия. В течение нескольких лет Ассирия была окончательно разгромлена и перестала существовать как государство. По преданию, сохранившемуся в труде Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождем Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царем. Это предание, несомненно, имеет историческую подоплеку.
В период падения Ассирии (конец VII века до н. э.) об Урарту, как об активной силе, уже ничего не слышно. Это и понятно, ибо урартское государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и находилось накануне гибели. Вместо урартов действуют армяне, которые вышли из своей колыбели и превратились в могучую силу. Происходит заключительный этап образования армянского народа—интенсивное распространение армянского этноязыкового элемента по всему нагорью.
Распространение армянского
этноязыкового элемента по нагорью
внешне напоминает распространение
урартов, имевшее место на этой же
территории примерно двумя столетиями
ранее. Однако тогда, в случае с урартами,
результатом было лишь объединение
территорий военной силой, в процессе
чего население их не слилось в
единый народ, а возникло лишь военно-политическое
государственное образование, этнически
весьма пестрое. Теперь же, наряду с
неизбежным военным фактором, действовал
еще более сильный
На этой основе складывается
уже не государство древневосточного
типа, этнически пестрое и
военной силой, а
государство нового типа, основанное
на идущих к сближению и слиянию
этнических элементах и оказавшееся
несравненно более жизненным.
наверх^
2.Образование армянского
государства
Спустя 60—70 лет после
падения Урарту в знаменитой Бехистунской
трехязычной надписи
Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки,—Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.
Это армянское царство
вышло на историческую аену в качестве
союзника могущественной тогда Мидии.
Но такой союз просуществовал недолго:
Мидия стремилась овладеть наследием
Урарту. Борьба завершилась в пользу
Мидии, и Армения попала под ее
верховное владычество с
Подробные сведения
об армянском государстве дошли
до нас в предании, сохранившемся
в историко-нравоучительном
То обстоятельство,
что эти сведения Ксенофонта имеют
подлинную историческую основу, подтверждается
параллельным преданием, сохранившимся
в труде «отца армянской
Как известно, Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил индийскую державу и основал новое, еще более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его сын Камбис вторгся также в Египет, где, однако, нашел свою смерть. В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа, представитель другой ветви того же рода Ахеменидов. Армения, вошедшая ранее в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших державу Ахеменидов.
В 522—520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против-восставшей Армины, т. е. Армении, Дарий направил два удара с обоих флангов. Одну из армий вел полководец Дадэршиш, родом армянин («армшшец»), другую—перс Ваху-миса. Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.
Это продолжалось около
двух столетий. Согласно древнегреческим
источникам, территория Армении была
распределена между двумя административными
единицами—сатрапиями. Однако в надписях
самих ахеменидских царей она
постоянно выступает как
Правившие Арменией
сатрапы, за отдельными исключениями,
принадлежали к одному и тому же
роду, в котором; распространено было
имя Ерванд (в греческих источниках—
Оронт). Вероятно по своему происхождению
они были связаны с династией,
правившей в армянском
В 401 г. до н. э. Армению,
по пути из Месопотамии к Черному
морю, пересек десятитысячный отряд
греческих наемников. Отряд отступал
после поражения и смерти своего
вождя, брата персидского царя, пытавшегося
завладеть короной. Через Армению
отряд вел вышеупомянутый выдающийся
греческий писатель и историк
Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои
впечатления о походе Ксенофонт
изложил в книге «Анабасис», которая
является ценнейшим первоисточником
по истории ряда стран Востока
и, особенно, Армении. Правителем Армении
в эту пору был Ерванд (Оронт),
сын Артасуры. Женатый на царской
дочери, он занимал важное положение
при персидском дворе. Часть Армении,
именовавшаяся «Западной
Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта. Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян.
В дальнейшее наследственное право власть над Арменией было временно изъято у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом Ерванда.
Информация о работе Создание армянского объединенного государства