Роль государства в создании общественных благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Таким образом, актуальным является рассмотрение роли и процессов обеспечения производства общественных благ правительством.

Содержание

Введение 3

1. Общественный сектор и общественные блага 5

1.1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора 5

1.2. Общественные блага: проблема определения и характеристики 9

1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага 11

2. Государство как производитель общественных благ 16

2.1. Добровольное и принудительное участие в производстве общественных благ 16

2.2 Производство общественных благ 19

Заключение 22

Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Роль государства в создании общественных благ.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политической экономии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В СОЗДАНИИ ОБЩСТВЕННЫХ БЛАГ

Николаева Анастасия  Андреевна 
 
 
 
 

                                                                          Руководитель

                                                                                                _________Н. В. Гульбина 

                                                                          Автор работы

                                                                                                  _________А. А. Николаева 
 
 
 

Томск 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                                 3

1. Общественный  сектор и общественные блага                                               5

    1.1. Понятие и история формирования  экономики общественного сектора                                                                                                                    5

    1.2. Общественные блага: проблема  определения и характеристики      9

    1.3. Типология благ. Критерий «общественности»  блага                         11

2. Государство  как производитель общественных  благ                                    16

    2.1. Добровольное и принудительное  участие в производстве общественных благ                                                                                                16

    2.2 Производство общественных благ                                                         19

Заключение                                                                                                             22

Список литературы                                                                                                23

 

ВВЕДЕНИЕ

       Экономика как наука существует уже почти  две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных  проблемам хозяйства. Примерно в  это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому  появилась возможность выявления  и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех  самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ.

       В рыночной системе действуют специфические  стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически  взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным  образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых  характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство  в потреблении, а также неисключаемость  из потребления. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Таким образом, актуальным является рассмотрение роли и процессов обеспечения производства общественных благ правительством.

       Объект  изучения – общественный сектор. Предметом исследования является государство.

       Цель  курсовой работы - показать роль государства  в создании общественных благ.

    Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

-раскрыть понятие общественного сектора экономики, рассмотрев его эволюцию;

-раскрыть понятие общественных благ;

-показать какую роль государство играет в создании общественных благ.

       Вышеизложенные  задачи сформировали структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и пяти параграфов. В первой главе рассмотрен общественный сектор и общественные блага. Во второй главе исследована роль государства в производстве общественных благ.

       При написании курсовой работы использовались работы российских и зарубежных авторов: учебные и методические пособия, справочная литература, периодические издания и другое.

 

1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР  И ОБЩЕСТВЕННЫЕ  БЛАГА 

1.1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора 

       Общественный  сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления ) Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

       - во-первых, рынок не действует  или действует только частично, а следовательно, преобладает  нерыночный способ  координации  экономической деятельности, нерыночный  тип организации обмена деятельностью;

       - во-вторых, производятся, распределяются  и потребляются не частные,  а общественные блага;

       -в-третьих,  экономическое равновесие между  спросом и предложением общественного  (коллективного) блага обеспечивается  государством, органами местного  самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики. [2, с. 13]

       В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными  благами, которые в большинстве  своем не могут являться предметом  купли и продажи. В общественном секторе осуществляется  производство экономических благ особого рода – общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг. Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. [2, с. 13]

       Экономические функции государства интересовали исследователей, по крайней мере, со времен меркантилистов. Роль государства в воспроизводственном процессе подчеркивалась физиократами. Адам Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Впрочем, А. Смит не пытался специально исследовать свойства таких благ и ограничивался в данном случае несколькими примерами. [14, c. 36]

       Немецкие  современники физиократов и А. Смита, камералисты, рассматривали государственное хозяйство в качестве главного предмета изучения. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. [14, c. 36]

       Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж. С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени (сама возможность смещения бремени налога на лиц, формально им не обложенных, была подмечена намного ранее; на нее обращал внимание, в частности, Д. Рикардо). [14, c. 36]

       Первостепенное  внимание роли государства в экономике  уделяли немецкие экономисты второй половины XIX в. В частности, А. Шефле предложил "правило пропорционального удовлетворения" общественных нужд за счет государства и частных нужд за счет рынка. [14, c. 36]

       Еще один немецкий ученый А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и технологическими изменениями. [14, c. 36] В конце 19 в. он сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей. [2, c. 17]

       Однако  в наибольшей степени предшественниками  современной экономики общественного сектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления как частных, так и общественных благ, а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. [14, c. 37] Выдвинутое позже одним из ведущих представителей англосаксонской экономической науки А.С. Пигу. положение о «теории общественного благосостояния» утверждало, что перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределение доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. [2, c. 17-18]

       В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла экономика общественного сектора в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства. [14, c. 37]

       В середине XX в. в теорию общественных финансов были органически инкорпорированы экономические концепции принятия коллективных решений и политического процесса. Это было сделано в первую очередь усилиями Г. Бауэна, Д. Блэка, К. Эрроу, Дж. Быокенена, Г. Таллока и ряда других исследователей (надо отметить, что на подступах к соответствующей проблематике находились уже К. Виксель и Э. Линдаль). В результате теория в целом существенно преобразилась. Становлению экономики общественного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию в середине 20 в стройной концепции (теории) общественных благ П. Самуэльсона. [14, c. 37] Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ. [2, c. 19]

Информация о работе Роль государства в создании общественных благ