Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:48, курсовая работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ.
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления. Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Таким образом, актуальным является рассмотрение роли и процессов обеспечения производства общественных благ правительством.
Введение 3
1. Общественный сектор и общественные блага 5
1.1. Понятие и история формирования экономики общественного сектора 5
1.2. Общественные блага: проблема определения и характеристики 9
1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага 11
2. Государство как производитель общественных благ 16
2.1. Добровольное и принудительное участие в производстве общественных благ 16
2.2 Производство общественных благ 19
Заключение 22
Список литературы 23
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра политической
экономии
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ ОБЩСТВЕННЫХ БЛАГ
Николаева Анастасия
Андреевна
Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Общественный
сектор и общественные блага
1.1.
Понятие и история
1.2.
Общественные блага: проблема
определения и характеристики
1.3. Типология благ. Критерий «общественности» блага 11
2. Государство
как производитель
2.1.
Добровольное и принудительное
участие в производстве общественных
благ
2.2
Производство общественных
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономика
как наука существует уже почти
две с половиной тысячи лет, со
времен проявления трудов великих греков
– Ксенофонта и Аристотеля, посвященных
проблемам хозяйства. Примерно в
это время в ряде регионов мира
уже сложились достаточно развитые
товарно-денежные отношения, поэтому
появилась возможность
В
рыночной системе действуют
Объект изучения – общественный сектор. Предметом исследования является государство.
Цель курсовой работы - показать роль государства в создании общественных благ.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
-раскрыть понятие общественного сектора экономики, рассмотрев его эволюцию;
-раскрыть понятие общественных благ;
-показать какую роль государство играет в создании общественных благ.
Вышеизложенные задачи сформировали структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и пяти параграфов. В первой главе рассмотрен общественный сектор и общественные блага. Во второй главе исследована роль государства в производстве общественных благ.
При написании курсовой работы использовались работы российских и зарубежных авторов: учебные и методические пособия, справочная литература, периодические издания и другое.
1.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР
И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
БЛАГА
1.1.
Понятие и история формирования
экономики общественного
сектора
Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления ) Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:
-
во-первых, рынок не действует
или действует только частично,
а следовательно, преобладает
нерыночный способ координации
экономической деятельности, нерыночный
тип организации обмена
- во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
-в-третьих,
экономическое равновесие
В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода – общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг. Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. [2, с. 13]
Экономические
функции государства
Немецкие современники физиократов и А. Смита, камералисты, рассматривали государственное хозяйство в качестве главного предмета изучения. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. [14, c. 36]
Д.
Рикардо много занимался
Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли немецкие экономисты второй половины XIX в. В частности, А. Шефле предложил "правило пропорционального удовлетворения" общественных нужд за счет государства и частных нужд за счет рынка. [14, c. 36]
Еще один немецкий ученый А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и технологическими изменениями. [14, c. 36] В конце 19 в. он сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей. [2, c. 17]
Однако в наибольшей степени предшественниками современной экономики общественного сектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления как частных, так и общественных благ, а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. [14, c. 37] Выдвинутое позже одним из ведущих представителей англосаксонской экономической науки А.С. Пигу. положение о «теории общественного благосостояния» утверждало, что перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределение доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. [2, c. 17-18]
В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла экономика общественного сектора в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства. [14, c. 37]
В середине XX в. в теорию общественных финансов были органически инкорпорированы экономические концепции принятия коллективных решений и политического процесса. Это было сделано в первую очередь усилиями Г. Бауэна, Д. Блэка, К. Эрроу, Дж. Быокенена, Г. Таллока и ряда других исследователей (надо отметить, что на подступах к соответствующей проблематике находились уже К. Виксель и Э. Линдаль). В результате теория в целом существенно преобразилась. Становлению экономики общественного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию в середине 20 в стройной концепции (теории) общественных благ П. Самуэльсона. [14, c. 37] Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим общественный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ. [2, c. 19]
Информация о работе Роль государства в создании общественных благ