Предыстория создания государства Израиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Уже в конце 19 века на Палестину начал претендовать политический сионизм. Основную идею политический сионизм заимствовал у распространенного особо в средневековье религиозного сионизма

Содержание

1 Глава
Евреи в Палестине. Начало движения политического сионизма и Базельский конгресс 1987 года.
1 .1 Исторический экскурс
1.2 Политический Сионизм
1.4 Конгрессы
Первый Конгресс
2 Глава
Начало теоретического создания государства, Декларация Бальфура и ее последствия.
2.1 Первая мировая война и деятельность ВСО
2.2 Предпосылки Декларации Бальфура
2.3 Декларация Бальфура и ее значение
2.4 Проблема создания еврейского государства в Палестине (1917 – 1922 гг.)
2.5 Позиция Великобритании на Ближнем Востоке.
2.6 Утверждение Декларации и ее последствия
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая-Роза.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


РОССИЙСКО - АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Кафедра Мировой политики и международных отношений

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

                                                              Защищена ___________ 2011г.

                                                               Оценка      ______________

                                                             Зав. кафедрой к.и.н., доц.  

                                                                _____________  В.Г. Меликян  

 

 

ТЕМА:   Предыстория создания государства Израиль                                                                                                                                                                                       

                                                                              Ароян Роза Меликовна

                 Политология (МО) 2 курс

                                                                               Научный руководитель

к. и. н., доц., Геворкян Гор Геворкович

 

 

 

 

Ереван – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Глава

Евреи в Палестине. Начало движения политического сионизма и Базельский конгресс 1987 года.

1 .1 Исторический экскурс

1.2 Политический Сионизм

1.4 Конгрессы

Первый Конгресс

2 Глава

Начало теоретического создания государства, Декларация Бальфура и ее последствия.

2.1 Первая мировая война и деятельность ВСО

2.2 Предпосылки Декларации Бальфура

2.3 Декларация Бальфура и ее значение

2.4 Проблема создания еврейского государства в Палестине (1917 – 1922 гг.)

2.5 Позиция Великобритании на Ближнем Востоке.

2.6 Утверждение Декларации и ее последствия

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

1 Глава

Евреи в Палестине. Начало движения политического сионизма и Базельский конгресс 1987 года.

1 .1 Исторический экскурс

 

Для того, чтобы с достоверностью показать истоки зарождения политического движения сионизма на рубеже 20 века, необходимо представить некоторые исторические сведения жизни евреях (иудеях) в Палестине. Еврейские племена Иуда и Израиль появились на территории древней Палестины в 13 веке до н. э.. В то время страна называлась Ханааном, а находилась она под властью египетских монархов. К этому моменту здесь начали поселяться филистимляне (параллельно с евреями). Официально, они являются предками палестинских арабов. Племена евреев, которые расселились в частности в районах Иудеи (горной), основали в 10 веке до н. э. еврейское царство. Во времена правления Давида и Соломона это еврейское царство достигло наибольшего успеха, известности и расцвета. В конечном итоге, просуществовав всего лишь 100 лет, оно распалось, тем самым образовав новые два еврейских царств: Израильское и Иудейское. Но Израильское царство на рубеже 8 века до н. э. (если быть точнее, то в 721 г. до н. э.) было уничтожено могущественной в то время Ассирией, а Иудейское покорено Вавилоном в 586 г. до н. э.. Именно с этого времени началась эпоха изгнания (галут) или плен вавилонский (второе название). Впоследствии, евреи рассеялись по всей Персидской империи и эллинистическому миру. С этих пор евреи начали жить в диаспоре. Часть евреев вернулась в Палестину, когда пал Вавилон, и образовала небольшое иудейское царство. Оно просуществовало до 1 века до н. э.: то есть, до разгрома со стороны римлян. Тогда же евреи были выселены из Палестины и таким образом потеряли связь со страной навсегда. Хотя… Арабские племена, арамеи (филистимляне ), в 7 веке смешались с арабскими племенами с Аравийского полуострова. С этого времени Палестина оставалась арабской страной. В 1099 г. она была захвачена рыцарями-крестоносцами, потом находилась под господством Египта. Уже начиная с 16 века, Палестина находилась под властью Османской империи на протяжении 3 веков. В 17 веке Кромвель начал проявлять интерес к возвращению в Англию евреев, изгнанных в 1290 г. Эдуардом I. Он надеялся, что евреи принесут с собой в страну денежные средства: он надеялся на их помощь в осуществлении своих империалистических планов.

Надо отметить, что идея восстановления Иерусалимского еврейского царства (под эгидой Франции) принадлежит Наполеону в первую очередь, так как он вербовал свою армию из евреев Азии (а так же и Африки) во время своего похода в Палестину в 1788 году. В период, так называемого восточного вопроса (1840 - 1847 гг.), Англия и Франция активно поддерживали идею создания или возрождения еврейского государств: этим каждая из них преследовала свои личные корыстные цели. Накануне Лондонской конференции пяти великих держав (1840 г.) в Англии было организовано широкое движение в пользу «возрождения евреев»[1] (типа с благими намерениями). С 50 - 70 - ых гг. 20 века, то есть с началом строительства Суэцкого канала, Палестина стала объектом внимания двух колониальных держав: Англии и Франции, соперничающих между собой.

1.2 Политический Сионизм

 

Уже в конце 19 века на Палестину начал претендовать политический сионизм. Основную идею политический сионизм заимствовал у распространенного особо в средневековье религиозного сионизма. Основываясь на постулатах Иудаизма (Танах), религиозный сионизм говорил о возвращении всех евреев из изгнания на "землю предков": к горе Сион (Иерусалим). Основой для этой идеи послужило ветхозаветное предсказание о том, что Святая земля (в данном случае Палестина) будет принадлежать ее древнему народу. Религиозный сионизм – смесь мистических представлений и элементов узкого еврейского национализма, является определенной реакцией на ужасы средневекового еврейского гетто. Еврейская беднота видела в нем последнюю надежду (религиозный гимн: «Этот год еще в изгнании, но следующий в Иерусалиме. Этот год еще рабы, но в следующем свободные люди»). Но надо отметить, что богатая прослойка евреев не разделяла страданий еврейского народа: (почти всегда) она находилась в хорошем привилегированном положении. Являясь наиболее реакционной формой еврейского буржуазного национализма, сионизм развился и оформился в эпоху перерастания капитализма в высшую, империалистическую стадию. Из буржуазно - националистического течения сионизм превратился (не сразу, конечно) в воинствующую идеологию и политику еврейской монополистической буржуазии. Она именно представляет собой неотъемлемую часть империализма (ее системы).

Выдвигалась идея существования «единого еврейского народа», который перед лицом «извечного антисемитизма» должен быть собран на «родине предков». Они считали это единственным решениям данной проблемы. Сионисты объявили Палестину «духовным и национальным» центром для евреев всего мира, дав ей название Израиль (ישראל). Идеология сионизма считала Палестину страной "без народа». Она не принимала факт существования арабского населения и его национальные права. Одной из целей сионизма было предотвращение развития классового самосознания среди еврейских трудящихся (чтобы оторвать их от участия в революциях).

 

1.3 Деятельность

 

Сначала сионистские лидеры не афишировали планы о создании на территории Палестины еврейского государства. Они нуждались в поддержке могущественной европейской страны: без этой поддержки идея о создании государства провалилась бы и осталась на документах. Изначально сионизм рассчитывал на империалистическую Германию, так как она стремилась к колониальному переделу мира: в этом стремлении обращалось большое внимание и на Палестину: немцы считали, что именно через Палестину они могут проникнуть в глубь Ближнего Востока. Начало политическому сионизму положила вышедшая в 1896 г. книга австрийского журналиста, еврея по национальности, Теодора Герцля «Еврейское государство». Мистическая идея получила конкретное выражение и сугубо националистическую окраску. Суть мысли Герцля заключалась в том, что (как он сам признавал) еврейский вопрос нельзя считать «ни социальным, ни религиозным, хотя он иногда принимает эту окраску. Это вопрос национальный, и, чтобы его разрешить, мы должны прежде всего сделать его вопросов всемирной политики, который и будет решен советом культурных народов. «Мы – народ, объединенный народ». Данные слова определили философию Герцля. То есть создание еврейского государства – это окончание всех бед и страданий. Рассеянные в различных странах евреи объявлялись «единой еврейской нацией».

 

1.4 Конгрессы

Первый Конгресс

 

Теодор Герцль созвал Первый Сионистский Конгресс в 1897 г. с целью продемонстрировать всему миру, «что такое сионизм и к чему он стремится»[2]. Он стремился данным конгрессом объединить всех евреев в единую национальную организацию, которая имеет особую цель, которую еврейские руководители считали непостижимой. Естественно, организация создалась, хотя с 1935 до 1946 гг. в сионистском движении существовал раскол. Конгресс стал высшим органом Сионистской организации и наиболее авторитетным форумом сионистского движения. Изначально рассматривался созыв Первого сионистского конгресса в Мюнхене (Германия). Но здесь возникли некоторые противоречия между руководством местной еврейской общины (причем и ортодоксальной, и реформистской), и сионисты приняли решение перевести конгресс в Базель (Швейцария). Первый сионистский конгресс выполнил задачи, намеченные Герцлем. Когда закончился конгресс, Герцль записал в дневнике: «В Базеле я основал еврейское государство… Государство, по сути, уже основано, поскольку такова воля народа»[3]. Хотя сам и Герцль не дожил до провозглашения независимости еврейского государства, но остается один неоспоримый факт: именно он заложил основы государств Израиль, и именно ему обязан еврейский народ в создании своего государства.

              Первый сионистский конгресс торжественно открылся в швейцарском городе Базеле в воскресенье 29 августа 1897 г. В нем приняли участие сто девяносто семь делегатов из разных сионистских организаций со всего мира. В своем вступительном слове Герцль представил и объяснил основную задачу конгресса и сионистского движения; с докладом о положении евреев выступил Макс Нордау. В дискуссиях были приняты важные решения, ставшие основой деятельности Сионисткой организации. Была сформулирована платформа сионистского движения: «Сионизм стремится к созданию ГАРАНТИРОВАННОГО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ национального очага для еврейского народа в земле Израиля»[4]. Было принято решение и о том, что флагом Эрец - Исраэль будет бело-голубой флаг с шестиконечной звездой (Моген-Давид). На конгрессе была создана Всемирная сионистская организация и ее высший орган, Сионистский конгресс. Также были положены основы и другим учреждениям, разработаны планы их работы для достижения великой цели.

После Первого Сионистского конгресса сионизм превратился в широкое демократическое движение еврейского народа. Герцль считал сионистский конгресс формой еврейского парламента, соответственно его пост, как президента Сионистской организации, воспринимался как аналогичный главе государства.

Первый сионистский конгресс имел большое значение в мировой политике и для самого еврейского народа: он стал поворотным пунктом в отношении международного общественного мнения к еврейской проблеме (про него написали сотни газет и журналов). Герцль, теперь он возглавил большую общественную организацию: он представлял еврейскую нацию. Политический сионизм стал главным направлением в сионистском движении. Конгресс говорил о демократических особенностях сионистского движения, поскольку во время конгресса обсуждались многие вопросы и предлагались различные методы их решений. В своем дневнике Герцль записал: «Если бы мне нужно было кратко подвести итоги Базельского конгресса – которые я остерегусь делать достоянием гласности – я бы сказал: в Базеле я основал еврейское государство»[5].С начала (1897 - 1901 гг.) конгрессы собирались ежегодно, но потом каждые два года (1903 - 13 и 1921 - 39 гг.), а уже после Первой мировой войны редко (точнее быть, нерегулярно). Конгресс должен собираться каждые четыре года (Согласно уставу Всемирной сионистской организации (ВСО), принятому в 1960 г.), но при важных обстоятельствах Исполнительный комитет может отложить созыв конгресса. После провозглашения государства Израиль все сионистские конгрессы начали проходить в Иерусалиме.

 

Второй Конгресс

На втором конгрессе Теодор Герцль призывал «завоевывать еврейские общины»[6]. Это было связано с острой оппозиции сионизма со стороны некоторых еврейских лидеров. Но на самом деле это было требованием работать не только в политическом направлении (чтобы получить право на создание государства), но и приказом провождения работы и в самих еврейских общинах всей еврейской диаспоры. Именно Сионистский Конгресс (а не другая еврейская организация) заложил основы Еврейского колониального банка – финансового органа для развития Палестины.

 

Третий Конгресс

На третьем конгрессе главное внимание было уделено обсуждению политических сторон сионизма и ее идеи. Особо выделялось внимание идее "хартии"[7]: то есть, на разрешение переселять евреев под верховным покровительством турецкого султана в Палестину.

 

Четвертый Конгресс

Четвертый конгресс проводился уже в Великобритании (Лондон) с целю привлечения симпатии общества, общественных организаций и политических партий Великобритании к сионизму.

 

Пятый Конгресс

На пятом конгрессе группа делегатов во главе с Лео Моцкином, Мартином Бубером и Хаимом Вейцманом призвала принять резолюцию о "национальном воспитании народа"[8]. Также они настаивали на расширении демократии внутри организации. На этом конгрессе утвердился проект создания Еврейского национального фонда (Керен кайемет) для того, чтобы приобретать земли в Эрец - Исраэль. Также было принято решение о провождении конгрессов не ежегодно, а раз в два года.

 

Шестой Конгресс

Последний конгресс – шестой. На этом конгрессе присутствовал и Герцль, который скончался годом позже (1904 г.). Т. Герцль вынес на обсуждение план Уганды, который вызвал споры и негодования. Дело в том, что Британское правительство предложило для создания еврейских поселений создать комиссию, и послать экспедицию для рассмотрения этого плана в Восточную Африку. Резолюция была принята путем поименного опроса делегатов 295 голосами против 178, при 132 воздержавшихся. После подведения итогов голосования многие противники плана Уганды, покинули зал и вернулись на следующий день по настоятельной и личной просьбе Герцля (эти делегаты позднее стали называть себя Ционей Цион). Покинувшие конгресс делегаты были в основном представителями сионистских организаций России. Было принято предложение З. Е. Соскина (1873 - 1959 гг.) об учреждении Палестинской комиссии, и был заслушан доклад Ф. Оппенхеймера о разработанном им плане строительства кооперативных сельскохозяйственных поселений в Эрец - Исраэль.

 

Седьмой Конгресс

Седьмой конгресс открылся речью М. Нордау о памяти Теодора Герцля. Сразу же начались споры, дебаты о создании поселений за пределами Эрец -  Исраэль. Так же был выслушан доклад комиссии, вернувшейся из Восточной Африки: было решено, что территория, которую предлагала Великобритания, не была пригодна для массового переселения еврейского населения. После этого была принята резолюция против создания еврейских поселений за пределами Эрец - Исраэль (а также соседних стран и районов). Тут же появились и противники данного решения, которые создали Еврейское территориальное общество (они назывались территориалистами, и возглавлял их Исраэль Зангвиль).

Информация о работе Предыстория создания государства Израиль