Создание союзного государства Беларуси и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:39, реферат

Описание работы

Каждая страна желающая вступить в ЕС должна была соответствовать критериям, закрепленным в Копенгагене в июне 1993г, в документе, вошедшем в историю под названием "Копенгагенские критерии". Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принципы правового государства (ст.6, ст.49 Договора о Европейском Союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, должны признаваться общие стандарты и правила ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Работа содержит 1 файл

Создание Союзного государства России и Беларуси.docx

— 31.79 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего реферата звучит следующим образом: "Политико – правовое регулирование создания Союзного государства Беларуси и России". Этот вопрос, вопрос создания союза Беларуси и России, уходит своими корнями глубоко в историю и остается на рассмотрении в наше время, и с полной уверенностью можно говорить, что он будет обсуждаться еще очень долго, т.к. мы сейчас живем на рубеже эпох: эпохи Советского Союза и нового периода, периода независимости. Этот период очень интересен с точки зрения политики еще и потому, что обе страны были образованы на осколках огромного и сильного государства, и теперь встает вопрос: какая роль будет отведена каждому из новых молодых республик? В период перемен Россия и Беларусь пережили массу потрясений, трудностей и встали на новый путь, который характеризуется преобладанием идеи суверенитета, а впоследствии на путь совместной интеграции, плодом которой и стал проект союзной интеграции.

 

Главам обеих  стран предстояло сделать выбор: как проводить этот процесс интеграции, на каких условиях? Перед руководством РФ и РБ был пример интеграции в  рамках Европейского Союза.

 

Каждая страна желающая вступить в ЕС должна была соответствовать  критериям, закрепленным в Копенгагене  в июне 1993г, в документе, вошедшем в историю под названием "Копенгагенские критерии". Критерии требуют, чтобы  в государстве соблюдались демократические  принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принципы правового государства (ст.6, ст.49 Договора о Европейском Союзе). Также в  стране должна присутствовать конкурентоспособная  рыночная экономика, должны признаваться общие стандарты и правила  ЕС, включая приверженность целям  политического, экономического и валютного  союза.

Была возможность  скопировать европейскую модель, можно было перенять опыт Европы, учитывая свои особенности, либо строить свой вариант союзного государства.

 

ИСТОРИЯ

1) ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ  СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА.

Неуклонное продвижение  двух государств по пути к добровольному  объединению опираются на прочный  фундамент общности судеб, исторических корней и традиционной дружбы братских народов, неразрывности родственных  уз, духовной и культурной близости, совпадения интересов, сосуществование  в рамках одной страны на протяжении двухсот лет.

 

Наряду с этими  предпосылками существует еще и  ряд веских причин, которыми был  подкреплен проект создания союзного государства.

 

Каждая страна имела  интересы в этом союзе как совместные, так и частные.

Например:

Президент Республики Беларусь пытался, благодаря поддержке  России, укрепить свою власть внутри республики (в то время у населения республики было слабо развито национальное самосознание и была большая ностальгия по СССР);

 

В соответствии с  политическим курсом тогдашнего руководства  РФ, и в связи с проведением  выборов Президента, требовалось  сформировать положительный образ  сильного государства как внутри страны, так и на международной  арене;

 

Еще одной немаловажной причиной является стремление Республики Беларусь возродить и наладить хозяйственные  связи, потерянные в результате развала  СССР, а также получать значительные денежные дотации от своего партнера, а со своей стороны Россия стремилась к обеспечению безопасного и  бесперебойного транзита энергоресурсов в Европу и транзита различных  товаров как в Европу, так и из нее.

Среди прочих экономических  причин можно выделить фундаментальную  причину: создание новых прочных  экономических и торговых связей на основе принципов рыночной экономики.

 

На протяжении многих лет вооруженные силы России и  Беларуси установили множество прочных  связей, которые было необходимо развивать  для улучшения взаимодействия и  согласования действий в военной  сфере. В частности стоял вопрос о дальнейшем размещении Российских военных баз и объектов ПВО  на территории Беларуси. Размещение стратегических военных баз было обусловлено тем, что в этот период наблюдалась тенденция расширения влияния НАТО на восток.

Этими и другими  причинами было обусловлено сближение  России и Беларуси и само начало союзной интеграции.

 

2) ПЕРИОД СОЗДАНИЯ  СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА.

Отправной точкой на пути к союзу двух стран можно  считать договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией от 21.02.1995. Договаривающиеся стороны решили развивать сотрудничество в военной  миграционной, экономической, политической сферах. Был достигнут ряд договоренностей. Например: об открытости границы, положении российских военных баз на территории РБ, расширении парламентских связей, по совместной борьбе с организованной преступностью и т.д.

 

Следующим этапом на пути к союзу был договор об образовании сообщества Беларуси и  России от 02.04.1996. Стороны договорились об экономической интеграции, согласовании своей внешней политики, взаимодействии в сфере обеспечения безопасности.

 

Дальнейший этап двухстороннего взаимодействия был  закреплен договором от 02.04.1997 о  союзе Республики Беларусь и Российской Федерации. Согласно этому договору Сообщество РФ и РБ преобразуется  в союз., каждое государство сохраняет свой суверенитет, территориальную целостность, независимость, Конституцию, флаг, герб и прочие символы государственности.

 

Целями Союза  являются:

  • укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;
  • повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;
  • устойчивое социально-экономическое развитие государств - участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  • сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;
  • обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;
  • содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

 

Заключительный  этап этого интеграционного периода - подписание договора о создании союзного государства от 08.12.1999. В соответствии со статьей №1 данного договора РБ и РФ создают единое государство, которое знаменует собой новый  этап в процессе единения народов  двух стран в демократическое  и правовое государство. Целями союзного государства являются: создание единого  экономического пространства, согласованная  внешняя политика и политика в  оборонной сфере, формирование единой правовой системы, единого бюджета  и валюты.

 

Для реализации целей  союзного государства создаются:

Высший государственный  совет. В его состав входят главы  государств, главы правительств, руководители палат парламентов.

 

Основные задачи этого органа:

§ рассматривает  вопросы, затрагивающие права и  свободы граждан Союза;

§ образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;

§ утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским  Собранием Союза;

§ принимает нормативные  правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные  Парламентским Собранием Союза;

§ обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной  власти государств - участников Союза;

§ принимает решения  по вопросам обеспечения безопасности государств - участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;

§ не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного  Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том  числе об исполнении бюджета Союза.

 

Парламент. Парламентское  Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы  развития нормативной правовой базы интеграции государств - участников Союза  в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях. Парламентское Собрание Союза  состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием  Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства - участника Союза. Делегирование  представителей в состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв  осуществляются парламентами государств - участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и  порядок прекращения полномочий депутаций определяются соответствующим  парламентом самостоятельно.

 

Выполняет следующие  функции:

§ принимает нормативные  правовые акты, имеющие статус законодательной  рекомендации Союза, подлежащие первоочередному  рассмотрению и принятию в установленном  порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;

§ вносит предложения  по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза  и в органы государств - участников Союза, обладающие правом законодательной  инициативы;

§ содействует унификации законодательства государств - участников Союза;

§ обеспечивает взаимодействие парламентов государств - участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;

§ заслушивает информацию о деятельности Исполнительного  Комитета Союза;

§ рассматривает  проект бюджета Союза;

§ осуществляет контрольные  функции в пределах, установленных  Уставом Союза;

§ заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;

§ рассматривает  международные договоры, заключенные  от имени Союза;

§ содействует обмену правовой информацией, участвует в  создании единой информационно-правовой системы Союза;

§ заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;

§ осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом  Союза.

 

Исполнительный  Комитет.

 

Исполнительный  Комитет Союза является постоянно  действующим исполнительным органом  Союза.

Председатель Исполнительного  Комитета Союза и его заместители  назначаются на должность и освобождаются  от должности Высшим Советом Союза.

Исполнительный  Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного  Комитета входит равное число представителей государств - участников. Персональный состав представителей государств - участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

 

Функции и полномочия Исполнительного Комитета Союза, а  также порядок его деятельности определяются положением о нем, утверждаемым Высшим Советом Союза по предложению  Исполнительного Комитета Союза.

 

Также суд, счетная  палата, другие контрольные органы.

Процесс документального  формирования Союзного государства  завершился в 1999 году. При последующих  руководителях РФ фундаментальных  документов, аналогичных основным четырем, подписано не было. Следовательно, можно  выдвинуть тезис о том, что  проект союзного государства это  проект Лукашенко - Ельцина. И с приходом к власти в России нового политического  руководства изменились условия  и динамика отношений в союзном  государстве. Также в этот период был заключен ряд других документов, способствующих выполнению данного договора. Например: например в сфере налогового законодательства, охраны труда, соц. защиты и т.д.

 

С этого момента  Союзное государство переходит  в новую стадию. Стадию функционирования. И теперь, спустя десять лет после  начала этого этапа можно подвести некоторые итоги совместной жизни  двух государств и рассмотреть все  достижения и проблемы Союзного государства  Беларуси и России.

Однако, как и  в любом другом государстве наряду с достижениями существуют и определенные проблемы, остается лишь вопрос об их соотношении.

 

РАЗВИТИЕ

  1. Совместные достижения союзного государства.

1) Несомненным успехом  является то, что России и Беларуси  удалось создать прообраз уникального  в мировой практике межгосударственного  объединения - Союзное государство.  К числу бесспорных достижений  можно отнести создание определенного  экономического фундамента, на котором  в будущем возможно создание  единого российско-белорусского  государства, а также союзного  бюджета, направленного на разные  сферы (международная деятельность, военное сотрудничество, научная  деятельность, экономика, образование,  СМИ, культура).

2) Огромное значение  для белорусской экономики имеют  денежные дотации со стороны  России (в виде льгот на нефть  и газ, свободный, даже льготный  доступ товаров на внутренний  рынок России).

3) Между Россией  и Беларусью отсутствуют границы,  таможенные барьеры, граждане  двух стран в равной степени  пользуются свободой передвижения  и правом выбора места жительства.

4) Не менее значимым  является и то, что сформирована  первоначальная правовая основа  обеспечения социального равенства  белорусов и россиян - на трудоустройство,  оплату труда, получение образования,  медицинскую помощь.

5) У обоих государств  есть схожие подходы по широкому  кругу внешнеполитических вопросов, вплоть до взаимного понимания  укрепления совместного оборонного  потенциала и военно-технической  модернизации вооруженных сил.  Россия выступает в роли гаранта  суверенитета и независимости  Беларуси, прикрывая последнюю своими силами ядерного сдерживания (не требуя от Беларуси за это финансовых средств). Только на мероприятии по обеспечению функционирования т. н. региональной группировки войск (фактически ВС Беларуси) российская сторона ежегодно тратит порядка 300 млн. рублей, а на обустройство белорусского участка границы СГ за последние годы израсходовала более 1 млрд. рублей. Россия поставляет в РБ на безвозмездной основе современные боевые системы и соответствующие технологические разработки, бесплатно предоставляет белорусским военным свои полигоны и учебные центры. Беларусь, например, получила от своего союзника четыре всепогодных ракетных комплекса ПВО-ПРО С-300 ПС, способного поражать все виды самолетов, крылатых и баллистических ракет от малых до предельных высот, на сумму 720 млн. долларов США. За размещение двух военных объектов (РЛС "Волга" и радиотехнический центр "Антей") на белорусской территории, выполняющих задачи в интересах укрепления обороноспособности Союзного государства, российская сторона пошла на расходы в сумме более 1 млрд. долларов (в виде списания газового долга).

Информация о работе Создание союзного государства Беларуси и России