Роль государства в создании денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Деньги и государство существуют в тесном взаимодействии. Поэтому нет оснований возражать о роли государства в эволюции денег. Но это роль не констатирующая, а трансформирующая. Другими словами, не государство производит деньги как экономическое явление, хотя оно может определять и изменять внешние атрибуты денег, то есть воздействовать на форму денег с целью лучшего приспособления их к эффективному выполнению общественной роли.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

1.Роль  государства в  создании денег

Деньги  и государство существуют в тесном взаимодействии. Поэтому нет оснований  возражать о роли государства  в эволюции денег. Но это роль не констатирующая, а трансформирующая. Другими словами, не государство  производит деньги как экономическое  явление, хотя оно может определять и изменять внешние атрибуты денег, то есть воздействовать на форму денег  с целью лучшего приспособления их к эффективному выполнению общественной роли.

Например, государство придало металлическим  деньгам форму монеты, благодаря  государству стала возможной  замена золотых денег неполноценными кредитными деньгами, государство определяет номинал, форму, порядок эмиссии денежных знаков. Но все эти действия государства относительно денег не затрагивают их сущности, не определяют и не опровергают ее, то есть имеют четко определенные границы. Если государство выходит за эти границы, то сама экономическая действительность начинает "искать" или производить более надежные деньги, в частности, прибегает к услугам иностранных валют или кредитных обязательств (векселей) надежных коммерческих структур. В таких условиях государство будет вынуждено ограничить свое воздействие на деньги указанными границами, заменить "некачественные" деньги качественными, проведя денежную реформу, и в дальнейшем будет считаться с объективной природой денег в своих трансформационных действиях.

Роль  государства постепенно усиливалась  по мере развития самих денег, увеличения их роли и усиления требований к  ним со стороны рынка. С закреплением роли денег за драгоценными металлами  вмешательство государства в  образование денег заметно усилилось. Оно взяло на себя обязательства  придавать деньгам точно определенную форму (монета), установило контроль за производством монет, организовало борьбу с фальшивомонетчиками.

Роль  государства в функционировании денег усилилась после демонетизации  золота. Оно определяет не только форму  денег, но и их стоимость, регулируя  в первую очередь массу денег  в обороте. Благодаря усилиям  государства, прежде всего его центрального банка, обычные бумажки или простые  записи в бухгалтерских книгах банков приобрели возможность исполнять  функции и роль денег.

Это означает, что государство стало творцом  неполноценных денег, а сами современные  деньги - исключительно продуктом, произведенным  государством. Деньги и сегодня являются продуктом рынка. Так как рынок  обуславливает объективную потребность  в деньгах, с чем государство  не может не считаться, выдвигает  жесткие требования к носителю денежных функций, и государство должно его  создать, количество денег в обороте  определяется объективными закономерностями, которые государство должно учитывать  в своих регулятивных действиях  относительно денег. Поэтому и сегодня  деньги не декретируются государством, а порождаются самой рыночной экономикой.

С развитием  форм денег изменялся механизм определения  носителей денежных функций и  роль государства в этом механизме. На первых порах сам рынок проявлял потребность в деньгах, предъявлял определенные требования к денежному  товару и сам стихийно выдвигал на эту роль один из наиболее ходовых  и способных к ее выполнению товаров. Вмешательство извне в этот процесс  было минимальной. Лишь с закреплением роли денег за золотом вмешательства государства заметно усилилось. Она взяла на себя обязательства предоставлять деньгам точно определенную форму (монета), установила контроль за их созданием (чеканка, фиксация пробы металла, содержимого металла в денежной единице), ввела контроль за полноценностью денег (борьба с фальшивыми монетами) и т.п.. Еще более значительной является постоянная роль государства, если деньги перестали быть полноценными. Оно начало определять не только форму денег (вид и форму дензнаков ), а и их стоимость, регулируя массу денег в обороте.

Благодаря усилиям государства в лице ее центрального банка обычные клочки бумаги или простые записи в бухгалтерских  книгах банков приобрели способность  выполнять функции и роль денег. Государство прежде всего предоставляет бумажным деньгам силу законного платежного средства и принимает такие деньги в платеже по всем своим требованиям. Кроме того, оно реализует целую систему мероприятий по поддержанию массы денег на равные потребности оборота при условии сохранения постоянства цен. Тем не менее это не значит, что государство - творец денег, что его роль в этом процессе определяющая, а сами деньги - исключительно продукт, созданный государством.

Во-первых, сам рынок служит причиной объективной  потребности в деньгах, с которой  государство должно считаться.

Во-вторых, рынок предъявляет жесткие требования к носителю денежных функций, и государство  должно выбрать носителя, который  способный наиболее полно удовлетворить  эти требования.

В-третьих, количество денег в обороте определяется определенными объективными закономерностями, которые должны учитываться государством в ее регулятивных действиях.

Только  при учете всех трех обстоятельств  выпущенные (созданные) государством дензнаки будут признаны рынком и смогут выполнять  функции денег. Иначе они обесценятся и страну будет трясти инфляция. Итак, деньги не декретируются государством, а создаются самой рыночной экономикой. Роль государства в их создании не определяющая, а корректирующая. На подтверждение этого положения можно привести тот факт, что функции денег выполняют не только выпущенные государством дензнаки , а и знаки - долговые обязательства других эмитентов, в частности чеки и векселя. 

Роль  государства в  создании денег

 
Признание эволюционной концепции  происхождения денег не снимает  совсем вопросу о роли рационального  фактора в создании денег, прежде всего государства. Благодаря своей  общественной природе и чрезвычайно важной экономической и социальной роли деньги и государство существуют в тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Поэтому нет оснований вообще отрицать роль государства в эволюции денег. Другими словами, не государство создает деньги как экономическое явление, хотя она может определять и изменять внешние атрибуты денег, то есть влиять на форму денег с целью лучшего приспособления их к эффективному выполнению сусовместной роли.  
Например, государство предоставило металлическим деньгам форму монеты, благодаря государстве стала возможной замена золотых денег неполноценными кредитными деньгами, государство определяет номинал, форму, порядок эмиссии денежных знаков и т.п. Но все эти действия государства относительно денег не затрагивают их сущности, не определяют и не отрицают ее, т.е. имеют четко определенные рамки. Если же государство в своих действиях выходит за эти пределы, например эмитирует такие деньги, которые утрачивают доверие к себе со стороны общества, а следовательно, перестают быть деньгами по сути, сама экономическая действительность начинает «искать» или создавать более надежные деньги, в частности прибегает к услугам иностранной валюты или кредитных обязательств (векселей) надежных коммерческих структур. При таких условиях государство вынуждено будет ограничить свое влияние на деньги указанными границами, заменить «некачественные» деньги качественными, проведя денежную реформу, и в дальнейшем с объективной природой денег в своих действиях.  
Характерно, что роль государства в формировании денег постепенно усиливалась по мере развития самих денег, повышение их роли и ужесточение требований к ним со стороны рынка. На первых порах, когда сам рынок стихийно выдвигал на роль денег один из наиболее ходовых товаров, внешнее вмешательство в этот процесс было минимальным.  
С закреплением роли денег за драгоценными металлами вмешательство государства в создании денег заметно усилилось. Она взяла на себя обязательство предоставлять деньгам точно определенную форму (монета), установила контроль над производством денег (чеканки монет, фиксация пробы металла, контроль содержания драгоценного металла в монетах), организовала борьбу с фальсификации монет и т.п.  
Еще больше стала роль государства в функционировании денег после демонетизации золота. Она определяет не только форму денег, но и их стоимость, регулируя прежде всего массу денег в обороте. Благодаря усилиям государства, прежде всего ее центрального банка, обычные клочок бумаги или простые записи в бухгалтерских книгах банков приобрели способности выполнять функции и роль денег.  
Однако это не означает, что государство стала создателем неполноценных денег, что ее роль в этом процессе определяющая, а самые современные деньги - исключительно продукт, созданный государством. Деньги и сегодня является продуктом рынка. Во-первых, как раз рынок вызывает объективную потребность в деньгах, с чем государство не может не считаться. Во-вторых, рынок предъявляет жесткие требования к носителя денежных функций, и государство должно создать такого носителя, который способен наиболее полно удовлетворять эти требования. В-третьих, количество денег в обороте определяется определенными объективными закономерностями, которые государство должно учитывать в своих регулятивных действиях в отношении денег. Поэтому и сегодня деньги не государством, а порождаются самой рыночной экономикой.
 
 
 

2.Особенности  формирования валютной  системы Украины

Формирование  валютной системы Украины началось одновременно с формированием национальной денежной системы, частью которой она  является. Уже Законом Украины «О банках и банковской деятельности», принятом в 1991 г. N 3011-VI  ( 3011-17 ) від 04.02.2011 }

, были  сформированы некоторые правовые  нормы по организации валютного  регулирования и контроля в  Украине: установлено лицензирование  НБУ коммерческих банков на  осуществление операций в иностранной  валюте (ст. 50); разрешено НБУ покупать  и продавать иностранную валюту, представлять интересы Украины  в отношениях с центральными  банками других стран и в  международных валютно-финансовых  органах; обязано НБУ организовать  накопление и хранение золотовалютных  резервов (ст. 8). Это были первые шаги к превращению НБУ в центральный орган валютного регулирования страны, начали первый этап развития валютной системы.  
Однако дальнейшее развитие валютной системы существенно и осложняется продолжительным и глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, масштабным хаосом в управлении экономикой.  
Почти до конца 1992 г., пока Украина находилась в рублевой зоне, она вынуждена была руководствоваться преимущественно валютным законодательством СССР и традициями, которые перешли из советской практики. В частности, продолжалась советская практика обязательной продаже государству 50% валютной выручки экспортеров за слишком завышенным курсом рубля. Действовали другие довольно жесткие валютные ограничения. Все это не способствовало развитию валютных отношений, толкали предприятия на путь своих валютных операций, на сокрытие валютных средств за рубежом. По экспертным оценкам отток средств за границу только в 1992 г. составлял около 10-12 млрд долл. США.  
До практического построения собственной валютной системы на приступила с выходом из рублевой зоны, провозглашенным Указом Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» от 16 ноября 1992 г. Этим указом было определите -  
но статус рубля как иностранной валюты и упорядоченно использование иностранной валюты на территории Украины. Единственным законным платежным средством признавался карбованец,  
а российский рубль, который находился на счетах в украинских банках, подлежал обмену на рубли по соотношению 1: 1. Как валютные средства, которые могли по-другому, признавались лишь рублевые остатки на корреспондентских счетах украинских банков в иностранных банках. Началось официальное котировки украинского рубля к российскому рублю.  
Для поддержания украинского рубля на валютном рынке было принято целый ряд ограничительных и фискальных мер:  
- Введен 100-процентный продажа экспортерами валютной выручки государству по официальному курсу;  
- Существенно повышались акцизные сборы из целого ряда импортных товаров;  
- Проведено девальвации рубля по отношению к рублю;  
- Повышена до 80% ставку рефинансирования коммерческих банков, т.е. поднято до уровня, который существовал в России;  
- Официально начато создание государственного золотовалютного резерва.

Однако  все эти меры не дали желаемого  результата. Скорее наоборот, произошло  валютного рынка, которое остановило его развитие: прекратился приток инвалюты на рынок, усилились тенденции  сокрытия валюты, валютных операций, денежного  оборота и т.д. Наметилось ускоренное падение курса рубля. Этому способствовало появление девальвационных ожиданий и правовая неопределенность и валютных отношений.  
Чтобы остановить эти тенденции, 19 февраля 1993 г. Кабинет Министров принял Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля», которым был провозглашен курс на либерализацию валютного рынка, введение действующим механизма валютного регулирования и контроля. В частности, окончательно определен статус украинского рубля в качестве единственного законного платежного средства, установлен порядок определения валютного курса рубля по результатам торгов на межбанковском валютном рынке, определены общие принципы валютного регулирования и контроля и положено его организацию на НБУ, предусмотрена ответственность резидентов за нарушение норм валютного законодательства и т.п. .  
Во исполнение положений указанного Декрета было вдвое снижены нормы обязательной продажи государству валютной выручки экспортерами - со 100% за завышенному официальному курсу до 50% за более реальным рыночным курсом. Это способствовало заметную активизацию валютного рынка - за несколько месяцев предложение доллара на Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ) возросла почти в 10 раз. В апреле 1993 г. начались торги по немецкой марки и российского рубля.  
Однако эти позитивные процессы в валютной сфере происходили на фоне гипервисокой инфляции и нередко противоречили задачам сдерживания инфляции. Складывалось впечатление, что либерализация валютного рынка, переход к рыночной курсообразования является причиной усиления инфляции. Особенно отчетливо инфляционные последствия девальвации рубля по товарам так называемого критического импорта - нефти и нефтепродуктов, газа, медикаментов, минеральных удобрений и т.п.: цены на них росли пропорционально падению курса гривны.  
Чтобы сдержать рост темпов инфляции и расходов на оплату «критического импорта», Кабинет Министров Украины 9 августа 1993 г. издал распоряжение о директивные фиксацию курса рубля к доллару США, немецкой марки и российского рубля. Одновременно вводилось ограничения рыночного механизма использования иностранной валюты и вводился административный ее распределение через так называемый Тендерный комитет, который действовал при Кабинете Министров. По новому порядку экспортеры обязаны были 40% валютной выручки продавать правительственные через Тендерный комитет по фиксированному курсу 12 610 руб. за 1 долл. США, который был явно заниженным; 10% - НБУ по курсу, который был почти вдвое выше фиксированной; 50% - хранить у себя или продавать НБУ за рыночным курсом, который был еще выше и устанавливался на УМВБ. НБУ ужесточил ограничения доступа коммерческих банков к торгам на УМВБ.

Информация о работе Роль государства в создании денег