Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………3


1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В

РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7


2 Внутригосударственные механизмы

регулирования миграционных процессов на

примере Республики Казахстан……………………….48

Заключение………………………………………………………...69

Библиография……………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

    Соглашение об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов Организации Экономического Сотрудничества, подписанное в Исламабаде 15 марта 1995 года, ратифицировано Законом Республики Казахстан от 29 октября 1996 года № 42-1. Согласно статье 1 Соглашения бизнесмены из стран-членов ЭКО пребывают на территории государств-членов ЭКО на основании виз, которые выдаются по представлению рекомендательных писем от компетентных государственных органов в сфере торговли с согласия министерства иностранных дел своего государства.

    Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Республики Казахстан и Азербайджанской Республики утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 1998 года № 930. Согласно статьей 1, 2 Соглашения граждане одного государства, включая постоянно проживающих на территории третьих государств, имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории другого государства без виз с соблюдением правил пребывания и регистрации, действующие в этом государстве. В соответствии со статьей 5 Соглашения каждое из государств имеет право полностью или частично приостановить действия отдельных положений Соглашения, если это необходимо для обеспечения безопасности государства, сохранения общественного порядка или охраны здоровья населения, направив при этом уведомление о принятии и об отмене таких мер другому государству за 30 дней.

    Регулирование миграционных процессов происходит не только на региональном уровне, но и осуществлением на межгосударственном уровне двустороннего формата механизмов решения проблем мигрантов, оралманов, беженцев и вынужденных переселенцев.

    Одним из таких механизмов явилось Соглашение между Министерством труда Казахской ССР и Министерством труда Монгольской Народной Республики о сотрудничестве в области рынка труда, занятости и социальной защиты населения от 21 сентября 1991 года. В соответствии с указанным Соглашением в Казахстан в период с 1991 по 1995 годы прибыла 61 тысяча граждан Монголии казахской национальности, которые были расселены в 15 областях республики.

    Стремясь создать благоприятные условия для безболезненного решения упомянутого вопроса и учитывая, что указанные лица возвратились на историческую родину и изъявили желание остаться в республике на постоянное жительство, обе стороны проявили заинтересованность во введении упрощенного порядка выхода из гражданства Монголии и приобретении гражданства Казахстана, а также обратном процессе, в случае, если эти лица изъявят желание вновь вернуться в Монголию. Вместе с тем, на предложение казахстанской стороны по заключению указанного Соглашения монгольская сторона ответила отказом, мотивируя тем, что решение упомянутого вопроса необходимо в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Монголии и одновременного принятия мер по упрощению порядка выхода из гражданства Монголии. Однако решение данной проблемы не находит отклика и у самих оралманов, поскольку, по их мнению, речь в данном случае должна идти о двойном гражданстве, что противоречит законодательству Казахстана.

    30 июня 1992 года между Казахстаном и Монголией было подписано Соглашение о сотрудничестве в области рынка труда и регулировании миграционных  процессов.   Затем  2  декабря   1994   года  Стороны  подписали

    Договор между Республикой Казахстан и Монголией об урегулировании вопросов добровольного переселения и гражданства лиц, прибывших в Республику Казахстан по трудовым договорам. Как первоначально указывалось в соглашениях, сотрудничество Сторон будет развиваться лишь на рынке труда, при этом монгольские казахи приезжали по трудовым соглашениям на определенный срок для работы в существовавшие тогда совхозы и колхозы. Соглашения предусматривали возможность возвращения после истечения контракта в Монголию, однако они остались на постоянное жительство в Казахстане.

    В Законе Республики Казахстан "О миграции населения" в соответствии с внесенными изменениями дается более точное определение понятию "оралманы" - это иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, проживающие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного местожительства. Указанными изменениями расширены права переселяющихся лиц казахской национальности.

    Законодательство и миграционная политика Республики Казахстан предусматривают оказание всестороннего содействия переселению лиц казахской национальности в Республику Казахстан.

    Казахстан является одной из немногих стран, которая провозгласила и реализует этническую миграционную политику, отвечающую чаяниям многочисленной казахской диаспоры, проживающей за рубежом. Казахи, вынужденно покинувшие страну в годы гонений и репрессий, принудительной коллективизации и голода получили реальную возможность возвращения на историческую родину. В период с 1991 по 2007 год в республику прибыли 165 861 семья этнических казахов (оралманов) численностью 651 299 человек. Фактический приём оралманов в последние годы значительно превышает установленную квоту их иммиграции [75].

    Было бы ошибочным считать, что в Казахстан переселяются лишь лица казахской национальности. Например, за последние два года среди прибывших в Казахстан 50% составляют русские, 25% - казахи, 6-6,5% украинцы, 3,7-3,8% - немцы [75].

    Основным достижением государственной миграционной политики является обеспечение выполнения соответствующих законов, которые выполняются посредством административных и юридических инструментов. Еще одной важной особенностью является функция контроля за соблюдением выполнения норм соответствующих законов и международных обязательств государства. К примеру, государства, участвующие в определенных межгосударственных структурах и механизмах, меняют свою миграционную политику в соответствии с требованиями той или иной международной организации и международного договора.

    В данном случае следует также учесть и основные права и свободы человека, значение которых в последнее время возросло. Миграционная политика, включая и законодательство, не должны идти вразрез с международными стандартами,       установленными       соответствующимимеждународными договорами, гарантирующими, с одной стороны, свободно покидать страну, а с другой стороны, возлагающими на государства обязанность принимать тех, кто подвергается преследованию.

    Указанные положения закреплены в Концепции миграционной политики Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан 5 сентября 2000 года, Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 399 от 28 августа 2007 года, Отраслевой Программе миграционной политики Республики Казахстан на 2001 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2001 года№ 1371.

    Миграционная политика основана на Конституции Республики Казахстан, общепринятых принципах и нормах международного права, международных договорах Республики Казахстан, законах Республики Казахстан и иных нормативных правовых актах. Концепция учитывает отечественный и зарубежный опыт регулирования миграционных процессов.

    Наличие существующей законодательной базы позволяет сделать вывод, что миграционное законодательство в Казахстане существует. Вместе с тем, не всегда существующее законодательство решает проблемы миграции.

    Политика по трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа для работы в отраслях стратегически определенных государством приоритетными (нанотехнологии, биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности). В то же время, анализ мирового рынка труда показывает, что экономика некоторых стран нуждается в специалистах, в настоящий период невостребованных в Казахстане. В этой связи, для работы на контрактной основе предполагается выезд многих казахстанских специалистов без угрозы для интересов и целей развития страны. Наряду с этим, в условиях вхождения в международный рынок труда, в республике будут присутствовать и использоваться неквалифицированные трудовые мигранты на вторичных рынках труда и сферах занятости.

    Таким образом, основной целью реализации данного направления будет являться усиление, с помощью трудовых мигрантов, конкурентных преимуществ Казахстана, а именно:

    - определение долгосрочных количественных и качественных потребностей науки,    высокотехнологичных    и    инновационных    секторов    экономики    в интеллектуальных трудовых ресурсах;

  • совершенствование механизмов повышения миграционной мобильности населения с учетом возможностей региональных рынков труда;
  • создание   экономических   стимулов   для   предприятий   с   иностранным участием, осуществляющих подготовку и трудоустройство местных кадров;
  • учет казахстанцев, работающих за рубежом, при  принятии решения о приглашении   иностранной   рабочей   силы   и   закрепление   за   ними   статуса приоритетных работников;- совершенствование   механизмов  легального   и   регистрируемого   вывоза 
    рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

    С I июня 2008 года введены новые Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которые установили, что разрешение на привлечение соответствующей иностранной рабочей силы определяется на основании трех категорий в соответствии с установленными критериями тому или иному иностранному работнику. Введенные Правила являются новеллой в законодательстве Казахстана и направлены на приведение в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

    Миграция из сельских районов в города является преобладающей формой межобластного территориального размещения, что свидетельствует об усилении процесса урбанизации.

    Нерегулируемые миграционные потоки в крупные города не только сохраняют, но и углубляют диспропорции в размещении производительных сил. Отъезд трудоспособного населения оказывает отрицательное влияние на развитие отдельных регионов республики. Наряду с этим, может появиться новое направление миграции, состоящее из миграции населения из депрессивных регионов в перспективные.

    Таким образом, внутренняя миграционная политика должна исходить, прежде всего, из:

    - создания условий (обеспечение пропорционального развития рынка жилья 
и рынка труда) для повышения территориальной мобильности рабочей силы;

    разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

  • мониторинга экологической обстановки регионов, в частности, наличия чистой питьевой воды, загрязненности окружающей среды, а также социальной и экономической его депрессивности;
  • мер,   направленных  на  равномерное   и   сбалансированное  размещениевнутренних мигрантов.

    Важной чертой миграционной политики Республики Казахстан должно быть обеспечение безопасности страны, борьба с незаконной миграцией. В этом направлении необходимо технически и организационно по-новому укреплять и переоборудовать границы государства, совершенствовать систему технического оформления и предоставления виз. В целях соблюдения принципов транспарентности и легитимности должен на постоянной основе осуществляться мониторинг мигрантов в части их законного допуска и добросовестного пребывания в стране. В случае нарушения каких-либо условий пребывания, к нелегальному мигранту необходимо применять международно-признанные правила задержания, возвращения и/или депортации, либо документирование его пребывания в стране.

    Одним из важнейших направлений миграционной политики является и международное сотрудничество, поскольку невозможно решить данные проблемы без соответствующей регламентации договорной базы, а для этоготребуется заключение соответствующих международных соглашений и участие в международных организациях.

    15 ноября 2000 года резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Цель данной Конвенции заключается в «содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней» [76].

    Особое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года и специально посвященный вопросам борьбы с незаконной миграцией [77J. До принятия данного Протокола не было универсального документа, регулировавшего все аспекты незаконного ввоза мигрантов. К тому же данное преступление требовало особого регламентирования, поскольку деятельность организованных преступных групп, касающаяся незаконного ввоза мигрантов и другой связанной с этой преступной деятельностью, постоянно расширяется в последнее время, что причиняет большой ущерб государствам и может создавать угрозу жизни или безопасности вовлеченных в него мигрантов.

Информация о работе Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне