Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа
Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.
Введение………………………………………………………………3
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В
РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7
2 Внутригосударственные механизмы
регулирования миграционных процессов на
примере Республики Казахстан……………………….48
Заключение………………………………………………………...69
Библиография……………………………………………………...72
Сотрудники полиции государства -- участника Конвенции на территории другого государства пользуются защитой и содействием наравне с сотрудниками полиции принимающего государства, а также находятся в равных условиях в отношении уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими или в отношении их. Сотрудники полиции подчиняются нормам трудового законодательства своего государства, в частности в том, что касается дисциплинарной ответственности.
Аналогичные положения содержатся в швейцарско-немецком договоре о сотрудничестве полицейских органов от 1999 года, в рамках которого, например, немецкие полицейские участвуют в охране порядка в ходе массовых мероприятий на территории Швейцарии [64, С. 107].
Конвенция устанавливает минимальный уровень в области защиты личных данных в соответствии с положениями Конвенции Совета Европы о защите индивидов в отношении автоматической обработки личных данных от 28 января 1981 года. Помимо прочего, по запросу компетентных органов допускается доступ субъекта данных к информации о своей персоне, признается обязательство исправить неверные и ошибочные данные, закрепляется возможность индивида подать иск о возмещении ущерба.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Конвенция о расширении трансграничного сотрудничества, в частности в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией 2005 года может существенно усилить взаимодействие ряда европейских государств в целях обеспечения более высокого уровня безопасности при сохранении свободы передвижения лиц.
Несмотря на имеющуюся договорную базу в рамках СНГ по указанным вопросам имеет смысл рассмотреть вопрос о принятии аналогичного договора в рамках указанного объединения.
Подводя итоги проведенного анализа региональных аспектов правового регулирования миграционных процессов напрашивается следующий вывод:
Международно-правовые механизмы на региональном уровне имеют свою специфику. Они объединяют конкретное число государств и поэтому могут более четко и эффективно решать имеющиеся проблемы в сфере миграции. Вместе с тем, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что все региональные международные механизмы базируются на основных нормах и принципах международного права и универсальных международно-правовых документах.
2 Внутригосударственные механизмы регулирования
миграционных процессов на примере Республики
Казахстан
Среди государств Содружества Независимых Государств Казахстан отличается тем, что на протяжении всей его истории национальный состав и система межнациональных отношений в огромной мере определялись именно миграционными процессами. Казахстан имеет свою специфику в сфере миграции, которая обусловлена геополитическим положением республики и связана с существованием многонациональной общности людей, причиной которой являются исторические особенности развития государства. Этническая структура Казахстана сложилась в результате земельной реформы в России в начале XX века, коллективизации 20-х годов, голода 30-х годов, депортации репрессированных народов и военной эвакуации 40-х годов, освоения целинных земель 50-60-хх годов. Именно это привело к тому, что общая численность населения Казахстана увеличилась за счет переселенцев и кардинально повлияла на национальный состав.
Прекращение существования СССР и приобретение Казахстаном независимости без соответствующей нормативно-правовой базы в области миграции повлияли на миграционную ситуацию в Казахстане в начале 90-х годов. Кроме того, вооруженные конфликты и внутренняя нестабильность в ряде государств Центральной Азии и на Кавказе и резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном изменении периметра и протяженности государственных границ, а также утрате прежнего пограничного контроля, который действовал ранее, привели к тому, что миграция в указанный период стала неконтролируемой.
До получения независимости Казахстан имел около 1700 километров внешней границы с Китаем. В настоящее время протяженность границ республики составляет около 14 тыс. километров. Более 12 тысяч километров вновь образовавшейся границы оказались в указанный период неоформленными в международно-правовом отношении, с полным отсутствием на них пограничной инфраструктуры. Из 16 областей Казахстана - 12 стали приграничными, а 10 областей в положении приграничных оказались впервые [65, С. 53].
С начала 90-х годов на миграционную подвижность населения Казахстана в качестве мощного дополнительного фактора, прежде всего, повлияли расширение и активизация международных, экономических, политических и культурных связей с другими государствами, выход на международную арену в качестве полноправного субъекта международного сообщества.
Расширение миграционных процессов поставило перед Республикой задачу сформировать законодательную базу с целью упорядочения и контроля над этой проблемой, а также необходимость расширения сотрудничества с другими государствами и международными организациями.
Регулирование миграционных процессов - особая, специфическая область политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции. Государственное регулирование миграции является экономически выгодным для государства. Эффективное регулирование миграционных процессов - это и часть социальной, политической и правовой стратегии государства.
Казахстан всегда демонстрировал свою приверженность целям и принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей Декларации прав человека 1948 года. Нормы Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1990 года закрепили положение о том, что Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
В Стратегии «Казахстан - 2030» указано, что «в ранге ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы получим ситуацию, когда численность населения снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно приостановлена» \66].
Как заявил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана от I марта 2006 года, «нам нужна современная концепция миграционной политики» [67].
Продолжая преемственность Концепции миграционной политики 2000 года, в республике принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы, которая направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых механизмов управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Целью Концепции является уменьшение негативных последствий миграционных потоков в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.
Реализация Концепции позволит усовершенствовать систему регулирования миграционных потоков, создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда. Основные принципы Концепции состоят в следующем:
1) формирование в стране единой систематизированной и унифицированной нормативной правовой базы регулирования миграционных процессов;
Формирование законодательной базы Казахстана проходило в несколько этапов. 26 июня 1992 года впервые был принят Закон Республики Казахстан «Об иммиграции». Данный законодательный акт заложил основы формирования законодательной внешней миграционной политики республики, формирование институциональной структуры, установил виды иммиграции и на жительство в республике, впервые закрепил ежегодную квоту иммиграции, создание соответствующей государственной системы льгот и пособий переселенцам. Изменение ситуации в сфере миграции и дальнейшее совершенствование законодательства с учетом происходящих процессов отмечено принятием 13 декабря 1997 года Закона Республики Казахстан «О миграции населения», который действует в настоящее время.
Развитие казахстанского миграционного законодательства формально можно разделить на три составляющие.
Первая составляющая определяет основные принципы и направления внутренней и внешней миграционной политики Казахстана, связанной с эмиграционными и иммиграционными процессами, исходя из Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года; Закона Республики Казахстан "О миграции населения" от 13 декабря 1997 года, Закона Республики Казахстан аО гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года, Закона Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года; Закона Республики Казахстан "О правовом положении иностранцев" от 19 июня 1995 года, Указа Президента Республики Казахстан «О Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Казахстан» от 10 октября 2006 года и других нормативных правовых актов; в частности, следует отметить Концепцию миграционной политики Республики Казахстан, одобренную постановлением Правительства № 1346 от 5 сентября 2000 года, Концепцию миграционной политики Республики Казахстан, одобренную Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399.
Все они отвечают нормам международного права и принципам Программы действий, принятой Региональной конференцией по рассмотрению вопросов беженцев, вынужденно перемещенных и возвращающихся лиц в странах СНГ 30 мая 1996 года.
Вторым направлением миграционной законодательной политики является регулирование внутренних миграционных процессов по экологическим мотивам. Тысячи людей из зоны действия бывшего Семипалатинского ядерного полигона и региона крупнейшей экологической катастрофы - Приаралья ежегодно перемещаются внутри страны или выезжают за ее пределы. В 1992 году в Казахстане приняты специальные Законы «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье».
Третьим является влияние международного права, которое оказывает общее направляющее воздействие, указывая международный стандарт в области миграционного регулирования. Казахстан является участником различных международных договоров по вопросам миграции. Кроме того, государственная миграционная политика Казахстана осуществляется в соответствии с основнополагающими международными документами по правам человека.
Международные соглашения Республики Казахстан с другими государствами является подтверждением приверженности Казахстана к следованию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Например, соглашения по СНГ, такие как «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»
от 15 апреля 1994 года, «О первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов» от 24 сентября 1993 года направлены на защиту и развитие прав и свобод человека и гражданина на территории бывшего Союза СССР» [68, С. 50].
В области соблюдения прав и свобод человека и гражданина Республика Казахстан признает приоритетность перед национальным законодательством международных правовых актов, которые своим содержанием закрепляют определенные гражданские и иные права и свободы человека. Присоединение к международным конвенциям является очевидным фактом стремления Республики Казахстан к достижению мировых стандартов в сфере защиты и соблюдения прав и свобод человека. Несомненно, в настоящее время Республика Казахстан присоединилась лишь к некоторым международным конвенциям, связанным с правами и свободами человека и гражданина, но процесс интеграции в мировое сообщество неизбежно ведет к актам присоединения Республики Казахстан к остальным международно-правовым актам в области прав и свобод человека и гражданина.
Так, если на первом этапе независимого развития Казахстана одним из основных вопросов являлось снижение эмиграции, то в условиях глобализации и предстоящего вступления в ВТО на современном этапе социально-экономической модернизации, характеризующегося экономическим ростом, ростом политического авторитета страны, общественной стабильностью, на первый план выдвигаются вопросы иммиграции, трудовой миграции, транзита и их незаконные формы, и как следствие - безопасность страны.