Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………3


1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В

РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7


2 Внутригосударственные механизмы

регулирования миграционных процессов на

примере Республики Казахстан……………………….48

Заключение………………………………………………………...69

Библиография……………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

    В настоящее время миграционная ситуация в Казахстане характеризуется следующим образом:

    1) Наличием   положительного  сальдо  миграции.   Иммиграция  населения превышает   эмиграцию   -   отрицательное   сальдо   миграции   сменилось   на положительное. Положительное сальдо миграции со странами СНГ достигнутов 2004 году, а со странами  вне СНГ в 2006 году. Сальдо миграции на 1 января 2007 года составило (плюс 33472 человек), то есть выбыло из Казахстана 33914 человек, прибыло 67386 человек. Сальдо миграции со СНГ плюс 26778 человек,со странами вне СНГ плюс 6694 человек.

    2) Ежегодным    увеличением     этнических     иммигрантов.     Количество прибывающих превышает устанавливаемую государством квоту и расселение их в основном в трудоизбыточных регионах страны;

    3) Ростом объемов трудовой миграции. В связи с растущей экономической привлекательностью     Казахстана     увеличивается      количество     трудовых мигрантов, желающих работать в стране.

    4) Увеличением    масштабов    незаконной    миграции.    Геополитическое расположение Республики Казахстан, прозрачность границ со странами СНГ,отсутствие единой согласованной политики и несовершенство законодательной базы,     благоприятный     экономический     климат,     социально-политическая стабильность, либеральная международная миграционная   политика являются основными факторами, способствующими незаконной миграции.

  1. Наличием   беженцев.   Присоединение   к   Конвенции   ООН   о   статусе беженцев 1951  года и Протокола к ней  1967 года, нестабильная социально-экономическая   и   общественно-политическая   обстановка   в   ряде   соседнихгосударств обусловило присутствие беженцев в Республике Казахстан.
  2. Интенсивной    внутренней    миграцией.    Ее    составляющими   является миграция  населения  из  сельских  населенных  пунктов  в  регионы  с  более высоким   уровнем   жизни   и  развитой   инфраструктурой   и   из  экологически неблагополучных регионов в регионы с лучшей экологической средой.

    Социально-экономические проблемы народонаселения и, в частности, миграции, стоят в ряду основных вопросов всех высокоразвитых государств. Такие страны, как США, Канада, Австралия и ряд Европейских государств в настоящий период проводят особую селективную иммиграционную политику в части прибывающих иностранных граждан. Наряду с этим, ряд стран, в первую очередь, Германия, Израиль и Польша, в целях сохранения национальной идентичности и самобытности своих государств, проводят специфическую этническую миграционную политику.

    По оценкам Международной организации по миграции, Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы. Масштабы миграционных процессов в Казахстане будут нарастать, их направления и влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию будет глубже, при том, что республика уже сейчас начинает испытывать давление иммиграционных потоков.

    С учетом нацеленности государственной политики войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, расширения и развития международных связей, вступлении страны в ВТО, в ближайшей перспективе становится очевидным развитие следующей миграционной ситуации:

  1. Казахстан будет продолжать испытывать серьезные проблемы, связанные с  негативными   факторами,   такими  как  потеря   высококвалифицированных кадров,   рост    незаконной       миграции,   увеличение   напряженности   из-занеравномерного расселения иммигрантов по территории страны;
  2. экономическая безопасность Казахстана будет зависеть не столько от масштабов    иммиграции,    сколько    от    ее    структуры    и    территориальногораспределения;
  3. увеличится иммиграция из Китайской Народной  Республики в рамках трудовой миграции;

    4) возрастет   поток  различных   категорий   иммигрантов  из  Центрально-Азиатских и других государств [69].

    Вместе с тем, Республика Казахстан делает все возможное для обеспечения здорового миграционного климата в республике, но сталкивается с рядом проблем, характер которых сложно контролируем в любом государстве, когда речь идет о беженцах и нелегальной миграции.

    Важной задачей для сохранения внутренней стабильности, как экономической, так и политической, является контроль со стороны государства нелегальной миграции. Обычно выделяют два ее основных типа.Первый - прибывшие нелегальным путем иммигранты «оседают» в Казахстане, начинают заниматься всевозможной трудовой деятельностью, усугубляя и без того сложную ситуацию на рынке труда.

    Второй вид нелегальной миграции, когда территория республики используется в качестве «транзитного коридора» в страны СНГ, а также Западную Европу. Наибольшее количество мигрантов, стремящихся задержаться в Казахстане, из Китая. Среди транзитных нелегальных мигрантов в основном выходцы из стран Юго-Восточной Азии. Имеются многочисленные факты задержания в южных регионах республики лиц - нелегальных мигрантов, переправляющих через территорию Казахстана значительные партии наркотических средств и психотропных веществ.

    Борьба с незаконной миграцией и незаконной переправкой мигрантов через границу требует высокого уровня сотрудничества между всеми заинтересованными странами. Сейчас наметилась тенденция на активное сотрудничество Казахстана с другими государствами для оказания взаимной помощи в борьбе с преступностью, для наказания лиц, занимающихся переправкой мигрантов через границу, рассматриваются вопросы заключения двусторонних соглашений, включая соглашения по обратному приему, принятия внутригосударственных мер для оказания такой помощи. Такое сотрудничество должно содействовать обмену информацией о незаконной переправке мигрантов через границу и незаконной миграции. Необходимая информация включает данные о ситуации в странах происхождения, маршрутах и способах незаконного въезда и выезда, пунктах транзита, местах пересечения границы и видах используемого транспорта, гражданство лиц, занимающихся незаконной переправкой мигрантов через границу, и незаконных мигрантах, возникающих тенденциях и, наконец, о средствах и способах подделки проездных, удостоверяющих личных или других документов.

    В настоящее время специальные двусторонние международные договоры по вопросам борьбы с преступностью, против незаконного оборота наркотических психотропных веществ подписаны практически со всеми государствами СНГ. Аналогичные соглашения подписаны с Венгрией, Германией, Ираном, КНР, КНДР, Монголией, Польшей, Пакистаном, Турцией, Чехией, Румынией, Болгарией. В указанных соглашениях регламентированы положения о двустороннем сотрудничестве государств в борьбе с нелегальной миграцией, как одного из видов транснациональной организованной преступности.

    Рассмотрим аспекты сотрудничества государств в рамках Соглашения о сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Исламской Республики Иран в борьбе с незаконной миграцией.

    Стороны Соглашения рассматривают сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией как одно из важных направлений регулирования миграционных процессов, а также в целях выработки совместных мер по предотвращению незаконной миграции.

    В соответствии со статьей 3 Соглашения Стороны осуществляют сотрудничество по следующим направлениям:

  • миграционный контроль;
  • выработка механизма депортации незаконных мигрантов;
  • обмен информацией и учет незаконных мигрантов;
  • обмен опытом работы по вопросам борьбы с незаконной миграцией. 
    Статья 6 Соглашения закрепила положение о создании общей базы данных о

    незаконных мигрантов.

    Вместе с тем, в отношении борьбы с нелегальной миграцией действующее законодательство содержит следующие нормы: статьи Кодекса об административных правонарушениях: статья 394 «Нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Казахстан», статья 395 «Нарушение должностным лицом или гражданином Республики Казахстан правил пребывания иностранцев в Республике Казахстан, статья 396 «Нарушение правил привлечения и использования в Республике Казахстан иностранной рабочей силы, статья 398 «Нарушение беженцем правил проживания», статья 399 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Республики Казахстан за границей» [70].

    Законом Республики Казахстан от 16 марта 2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции» Уголовный Кодекс Республики Казахстан был дополнен статьей 330-1 «Невыполнение решения о выдворении» [71]. Закон Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» также аисржш положения, касающиеся случаев выдворения иностранных граждан за пределы Республики Казахстан [72].

    В соответствии с внесенными недавно в законодательство по вопросам миграции изменениями, дано более точное определение понятия «незаконные иммигранты» каковыми являются иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан.

    Важность этой проблемы была подчеркнута в Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности» [73]. В числе основных задач в пограничной сфере, требующих первоочередного разрешения, были выделены в числе других: пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции.

    Кроме того, в Закон Республики Казахстан «О миграции населения» внесено изменение, касающееся условий получения постоянного вида на жительство. В этой связи, для получения определенным лицом постоянного вида на жительство в Республике Казахстан необходимо подтвердить свою платежеспособность.

    Закон Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 года № 204-1. Согласно статье 21 порядок оформления въезда иммигрантов на территорию Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.

    Согласно статье 22 Закона иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Казахстан:

    а) в    интересах    обеспечения    государственной    безопасности,    охраны общественного порядка или здоровья населения;

б) если    его    действия    направлены    на    насильственное    изменение конституционного строя;

в) если он выступает против суверенитета Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;

г) если     он     разжигает    межгосударственную,     межнациональную     и религиозную вражду;

д) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

е) если он осужден за террористическую деятельность либопризнан судом особо опасным рецидивистом;

ж) если он не представил подтверждения о наличии средств, необходимых для пребывания и выезда из Республики Казахстан, в порядке, определяемом Правительством   Республики   Казахстан,   за   исключением   оралманов,   лиц,родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей;

з) если во время предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранцев, таможенного, валютного или иного законодательства Республики Казахстан;

и) если при обращении ходатайства о въезде он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы в срок, установленный законодательством Республики Казахстан.

Иностранцам и лицам без гражданства, ранее выдворявшимся из Республики Казахстан, запрещается въезд в Республику Казахстан в течение пяти лет с даты вынесения решения о выдворении [18].

Закон «О миграции населения» является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области миграции и, соответственно, должен охватывать все аспекты миграции. Закон состоит из 41 статьи и охватывает лишь небольшую часть миграционных вопросов, фактически являясь законом, регулирующим вопросы возвращения иностранцев или лиц без гражданства казахской национальности (оралманов).

Для сравнения Закон Чешкой Республики № 326/1999 от 30 ноября 1999 года о пребывании иностранных граждан на территории Чешской Республики, который состоит из 190 параграфов (статей), регулируя следующие вопросы пребывания иностранцев на территории Чешской Республики: въезд на территорию ЧР; временное пребывание на территории ЧР; постоянное место жительство на территории ЧР; пребывание иностранного гражданина, родившегося на территории ЧР; выезд иностранного гражданина за пределы ЧР; извещение о месте пребывания на территории ЧР; обязанности иностранного гражданина на территории ЧР; документы, удостоверяющие личность, задержание иностранного гражданина; учреждение для задержания; административные правонарушения; информационные системы; компетенцию полиции     и      министерства     иностранных     дел;      правомочия     полиции; административное разбирательство и судебную проверку; др.

Информация о работе Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне