Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа
Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.
Введение………………………………………………………………3
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В
РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7
2 Внутригосударственные механизмы
регулирования миграционных процессов на
примере Республики Казахстан……………………….48
Заключение………………………………………………………...69
Библиография……………………………………………………...72
Положения
Конвенции регламентирует такие дефиниции
«приграничный
трудящийся-мигрант»,
сезонный трудящийся», «трудящийся, занятый
на
стационарной прибрежной установке»,
«трудящийся, работа которого связана
с переездами», «трудящийся целевого найма»,
«трудящийся, работающий не по найму».
Указанные дефиниции отсутствуют в законодательстве
Казахстана.Также расширительное толкование
положения Конвенция дают и термину«члены
семьи», которое означает лиц, состоящих
в браке с трудящимися-мигрантами или
состоящих с ними в таких отношениях, которые
всоответствии с применимым правом могут
быть приравнены к браку, а также находящихся
на их иждивении детей и других лиц, которые
признаются членами семьи в соответствии
с применимым законодательством или двусторонними
или многосторонними соглашениями
Сфера действия Конвенции распространяется на весь процесс миграции, начиная с подготовки к миграции, отъезд, транзит и весь период пребывания, занятие трудовой деятельностью, а также возвращение в государство проживания. Конвенционные положения устанавливают и необходимость соблюдения прав человека и к нелегальным мигрантам.
Также Конвенция предлагает государствам принять меры по выявлению и недопущению незаконных или тайных переездов трудящихся-мигрантов и членов их семей путем:
- разработкой мер по борьбе с вводящей в заблуждение информацией, атакже к подстрекательству к нелегальной миграции;
- принятием санкций против лиц, групп лиц или организаций,занимающихся осуществлением или оказанием помощи в нелегальной миграции.
Важным аспектом данной Конвенции образование Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, который будут являться соответствующим контрольным механизмом в рамках Конвенции.
Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 года после сдачи двадцатой ратификационной грамоты. В настоящее время 37 государств ратифицировали Конвенцию, из которых 12 ратифицировали с оговорками или заявлениями, подписали, но не ратифицировали 15 государств.
Необходимо подчеркнуть, что основными подписантами Конвенции являются государства- поставщики рабочей силы, поскольку участие в Конвенции предоставляет возможность государства защитить права своих работающих граждан. Из государств СНГ участками являются Кыргызстан, Таджикистан и Азербайджан. Неучастие Казахстана в данном международном договоре аргументируется позицией о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство по вопросам привлечения иностранной рабочей силы в части либерализации существующих положений, отсутствием механизмов реализации положений Конвенции в различных сфере общественных отношений и необходимостью увеличения финансовых расходов государственного бюджета.
Между тем следует отметить, что присоединение Казахстана к данной Конвенции позволит в первую очередь защитить права казахстанских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом и продемонстрирует приверженность Республики соблюдение основных прав трудящихся-мигрантов. Учитывая, что положения Конвенции предусматривают возможность принятие оговорок, полагаем, что Правительству Республики Казахстан следует проработать вопрос об участии в указанной Конвенции.
Еще одним универсальным договоров в сфере регулирования трудовой миграции является Конвенции МОТ № 97, утверждающая национальный режим в отношении иностранных трудящихся-мигрантов. Согласно Конвенции государства-участники обязуются: оказывать бесплатную помощи в предоставлении им необходимой информации через службы занятости, принимать меры против вводящей в заблуждение информации, разрешать переводить заработную плату и сбережения. При этом деятельность на территории государства допускается при наличии разрешения компетентных властей и под их контролем, устанавливается письменная форма заключения трудового договора, равенство в уровне заработной платы с гражданами государства пребывания.
Указанная Конвенция также допускает возможность участия государств с оговорками, но при этом заявленная оговорка не должна лишать объекта и цели договора. Республика Казахстан не является участницей данной Конвенции и необходимость участия в ней также назрела.
В заключение хотелось бы отметить, что в перспективе участие Казахстана в них послужит основой для совершенствования казахстанского законодательства в сфере трудовой миграции и развития межгосударственного сотрудничества.
Резюмируя вышеизложенное приходим к следующим выводам.
Учитывая наличие различных структур, занимающихся вопросами регулирования миграции, как в рамках ООН, так и вне ее структуры, оптимальным решением было бы включение MOM в систему ООН с приданием соответствующего мандата наднационального органа, что, соответственно, повысит ее роль в решении вопросов миграции и позволит ей решать их более эффективно.
Исходя из экономической направленности современных миграционных потоков, большое значение приобретает регулирование вопросов трудовой миграции, особенно гарантирование государством защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. В этой связи участие государств в Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года имеет большое значение, как для принимающих государств, так и для государств их гражданства. Участие Казахстана в данном международном договоре продемонстрировало бы позицию Республики, направленную на соблюдение прав трудящихся-мигрантов, и способствовало бы совершенствованию законодательства в области трудовой миграции.
2.2 Региональные механизмы регулирования миграционных процессов
Решением проблем миграции является международное сотрудничество государств по вопросам торговли, инвестиций, экономического сотрудничества, миграции. При этом существование региональных механизмов сотрудничества государств в той или иной сфере является наиболее приемлемой формой сотрудничества государств.
Региональный уровень интеграции основывается на общности территориальных границ государств, близости характеристик исторического развития, производственно-экономическим, транспортно-коммуникационным, социально-демографическим, научно-техническим потенциалом, а также общностью экономических, внешнеполитических и геополитических интересов.
Рассмотрим некоторые сложившиеся региональные интеграции. В частности, региональная интеграция на постсоветском пространстве является процессом объективным и закономерным.
В СНГ Основным документом, регулирующим основную деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый главами государств СНГ 22 января 1993 года.
Статья 4 Устава СНГ установила, что к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся вопросы социальной и миграционной политики. В соответствии со статьей 5 Устава основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов [43, С. 23].
Ранее с целью урегулирования вопросов передвижения по территории Содружества в октябре 1992 года в г. Бишкек (Кыргызская Республика) было подписано Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ на территории его участников, которое реализовало право на свободу въезда-выезда и передвижения по территории государств СНГ без виз при наличии документов, удостоверяющих личность или гражданство.
13 ноября 1992 года было подписано Соглашение о взаимном признании виз государств-участников Содружества Независимых Государств. Оно было подписано государствами с целью создания оптимальных условий для въезда, передвижения и выезда граждан третьих государств и лиц без гражданства на их территории. Статья 1 указанного Соглашения устанавливает, что каждая Сторона признает въездные, выездные и транзитные визы, выдаваемые иностранным гражданам компетентными органами Сторон. Указанные визы, выдаваемые одной из Сторон для въезда на ее территорию, пребывания и выезда, дают право их владельцам беспрепятственно следовать транзитом через территории других Сторон к месту назначения или пункту выезда в третью страну.
Следует отметить, что указанные соглашения явились первой попыткой сблизить законодательства государств-участников СНГ в отношении перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории СНГ. Вместе с тем статьей 2 Соглашения о взаимном признании виз установлена ссылка на то, что порядок транзитного проезда иностранных граждан через свою территорию определяется национальным законодательством государств.
Положениями данного Соглашения была также регламентирована договоренность о ведении централизованного учета иностранных граждан, которым в установленном порядке закрыт въезд на территорию одного или нескольких государств. Также было решено вести информационный обмен о порядке оформления визовых документов, тарифов по консульским сборам и предоставлять друг другу образцы паспортно-визовых документов.
Вместе с тем, несмотря на определенные преимущества данного международного договора, некоторые государства впоследствии заявили о выходе из данного Соглашения. Казахстан уведомил о выходе из Соглашения нотой, полученной Исполнительным Комитетом СНГ 10 октября 2000 года. Впоследствии вопросы передвижения государства стали решать путем заключения двусторонних соглашений о взаимных безвизовых поездках граждан.
Помимо вышеуказанных соглашений стоит отметить Соглашение о порядке выезда граждан государств-участников СНГ в государства, не входящие в СНГ и выезда из них 1997 года.
Данное Соглашение регулирует порядок выезда-въезда граждан государств-участников Содружества в государства, не входящие в СНГ, через пункты пропуска на участках государственных границ, не входящих в СНГ.
Граждане заключивших Соглашения государств имеют право выезжать в государства, не входящие в Содружество, и въезжать из них через пункты пропуска по действительным и надлежащим образом оформленным для выезда за границу национальным заграничным паспортам или документам, их заменяющим. При этом Сторона будут обмениваться образцами документов и представлять друг другу необходимую информацию о порядке их выдачи и методах контроля по определению подлинности таких документов. В тоже время граждане государств-участников Соглашения, прибывшие в пункт пропуска из государств, не входящих в Содружество, без необходимых документов, не могут быть выдворены обратно или переданы властям государств, не входящих в Содружество, без согласия на это стороны Соглашения, гражданами которой они являются.
В соответствии с положениями Соглашения Стороны договорились об обмене списками таких пунктов пропуска, оперативном информировании друг друга об открытии новых пунктов или изменения их статуса, режиме функционирования.
Соглашение направлено на упорядочение процесса въезда и выезда на территорию государств на основе многостороннего сотрудничества, а также на обеспечение безопасности государства от неконтролируемой миграции. Внешние преимущества достигнутых сторонами договоренностей заключаются в установлении сотрудничества и оперативного взаимодействия национальных органов безопасности, внутренних дел, пограничных войск, консульских служб, органов таможенного, иммиграционного, медицинского, фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Межгосударственное сотрудничество в рамках СНГ и регулирует вопросы трудовой миграции. Подписанный 24 сентября 1993 года Договор о создании Экономического союза закрепил поэтапную интеграцию на пространстве СНГ путем заключения отдельных соглашений с разработкой комплексных планов мероприятий по их реализации.
15 апреля 1994 года государствами - участниками СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов [44, С. 76]. Данное Соглашение заключено государствами с целью сотрудничества в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей и не применяется в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, к выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам, а также к лицам, приезжающим с целью получения образования. Данное Соглашение ратифицировано государствами-участниками и вступило в силу.Согласно преамбуле Соглашение было разработано и основывается на нормах и принципах, содержащихся в документах ООН, МОТ, а также Договоре о создании Экономического союза 1993 года.
В соответствии с Соглашением трудящийся-мигрант - это лицо, постоянно проживающее на территории государства выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в государстве трудоустройства. При этом трудовая деятельность работников-мигрантов оформляется трудовым контрактом, заключенным с работодателем в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. Порядок привлечения трудящихся-мигрантов, квалификационные и иные требования к ним устанавливаются принимающей стороной в соответствии с ее национальным законодательством, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых трудящихся определяется на основе двусторонних соглашений.
Нормами Соглашения определяются также положения о взаимном признании государствами-участниками документов об образовании, документов о присвоении званий, разрядов и квалификаций, трудового стажа. Также на трудящихся-мигрантов распространяется национальный режим в вопросах трудоустройства, социального и медицинского обеспечения, порядка возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием и иным повреждением здоровья.