Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция
Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.
Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература
За последние десять лет значительно увеличилось число молодежи считающей, что в современном мире «каждый сам за себя». Если в 1999 году такого мнения придерживались 35,8% опрошенных, а практически половина (47,1%) была не согласна с утверждением «каждый сам за себя», то в 2009 году картина несколько меняется. Среди опрошенной молодежи уже 49,8% согласны с утверждением «каждый сам за себя», и 35,8% высказывали свое отрицательное мнение по поводу данного утверждения. Каждый сам за себя – это лозунг индивидуализма. А, собственно, чего нам было еще ожидать, гражданское общество – есть общество «свободных атомов». Общество проходит свои этапы формирования и становления, эти самые «атомы» свои.
Странные метаморфозы происходят с сознанием современного молодого человека, переживающего процесс «становления гражданского общества», однако странность этих метаморфоз внушает некоторый оптимизм. Реальность внушает молодежи мысль, что в современном обществе помощи ждать неоткуда, ведь только «…один Бог за всех». Но, как и десять лет назад, так и сейчас, молодежь продолжает верить в то, что «мир не без добрых людей, всегда помогут» (в 1999 году – 64,9%, в 2009 году – 67,5%). Разве не парадокс – верить в помощь ближнего и, одновременно с этим, быть уверенным в том, что никто не придет на помощь? Разве не парадокс – быть уверенным в том, что этим миром правит сила и богатство и верить в то, что еще можно жить по совести и, именно поэтому, быть счастливым человеком? Но все равно, практически половина среди представителей молодежи считает, реальность заставляет так думать, что совесть в нашем мире вещь необязательная и обременительная. Этот мир принадлежит сильным и хитрым, а для достижения цели все средства хороши (см. табл.1).
Таблица
1 Парадоксы молодежного
Согласны с утверждением: |
1999 |
2009 |
Счастлив тот, у кого чистая совесть |
42,3 |
51,9 |
Миром правит сила и богатство |
62,9 |
53,2 |
Счастлив тот, кто силен и хитер |
39,5 |
39,4 |
Для достижения цели все средства хороши |
31,6 |
27,3 |
Данные опросов, приведенные в таблице 1 иллюстрируют наличие в сознании молодежи порожденных современной реальностью парадоксов. Мы видим, что выросло количество молодежи все еще верящей в совесть. Уже значительно меньше молодежи считает, что наш мир принадлежит силе и богатству. Большинству молодежи не хочется верить в то, что «цель оправдывает средства», особенно же в мире действующих «свободных атомов». И как видим, только трое из десяти представителей молодежи, как десять лет назад, так и сейчас, считают, что в нашем становящемся обществе нужно придерживаться принципа некогда сформулированного Макиавелли.
Сознание молодежи еще пытается противостоять реальности, в которой «правит сила и богатство». Помощь молодежи в этом противостоянии, как считается, может оказать религия, на которую возлагают надежды, связанные с возрождением духовности общества. Как бы ни так! Похоже, что религия, а в ее лице Церковь, за последние двадцать лет не смогла приобрести на молодежь сколько-нибудь значительного влияния.
В структуре ценностных ориентаций, как показывают опросы молодежи, религиозные ценности занимают одно из последних мест. В 2008 году на вопрос о наиболее важных жизненных ценностях, только 4,8% из 500 опрошенных молодых людей указали, что одной из значимых для них ценностей являются религиозные убеждения.
Опрос молодежи, проведенный в 2009 году (456 респондентов) показал, что молодые представители «христианской» цивилизации проявляют своего рода терпимость к своим основным оппонентам. Молодежь, которая и православная, и верующая, одним словом христианская, лояльно относится к «сатанизму». Негативные оценки (склонность к насилию) этому религиозному направлению дали только 8,1%, в это же время 36,4% от общего числа молодых респондентов отрицательно отозвались об исламе.
Если говорить о некоторых христианских заповедях, например: «любите врагов ваших»; «ударили по одной щеке, подставьте другую», то молодежь, в большинстве своем, ни в 1999 году, ни в 2009 году не считала себя обязанной придерживаться этих правил. Зато правило талиона – «око за око, зуб за зуб», находило значительную поддержку в молодежной среде (см. табл. 2). Современный молодой человек требует мести за нанесенные ему обиды.
Таблица 2 Молодежь и «заповеди», в %
Согласны с утверждением: |
1999 |
2009 |
«любите врагов ваших» |
14,7 |
12,9 |
«ударили по одной щеке, подставьте другую» |
9,7 |
9,1 |
«око за око, зуб за зуб» |
39,5 |
43,3 |
Усилия православной церкви и, скажем прямо, государства, помогающего церкви, пока еще не дали результатов, в деле распространения и укрепления среди молодежи христианской духовности. В 2008 году при ответе на вопрос анкеты «Что влияет на гражданское воспитание молодежи?», молодые участники опроса указали в первую очередь на телевидение 63,8% и в последнюю очередь на религиозные организации (8,8%). Опрос студентов одного из вузов Могилева (2010 год, 1200 респондентов) показал, что «служение Богу», а жизнь христианина строится и на этом тоже, занимает одно из последних мест в жизненных устремлениях современного студента, а в будущем члена гражданского общества.
Не добавляет оптимизма, нам, переживающим «становление гражданского общества», то, что на этом пути постепенно теряется вера в справедливость. К примеру, 6% опрошенных в 2008 году представителей молодежи уже имели опыт защиты своих прав и интересов в суде. Основной урок, который молодежь извлекает, после обращения в судебные инстанции сводится к тому, что в нашем суде, отстаивая свои права, невозможно что-либо доказать. Основной урок, который извлекают молодые люди после общения с нашими чиновниками в исполнительных комитетах, заключается в том, что для восстановления справедливости потребуется слишком много хлопот. Вполне понятно, почему все меньше молодых людей продолжает придерживаться мнения о конечном торжестве справедливости. В 1999 году 65,6% опрошенных представителей молодежи считали, что неправедному все равно воздастся по заслугам. Прошло десять лет, такого мнения придерживается уже 57,6% молодежи. Если справедливости не добиться законными способами, то остается только насилие.
На наших глазах произошло колоссальное перераспределение собственности. Молодежь не могла не отреагировать на то, какими способами создавались состояния. Шесть из десяти (59,2%) молодых людей десять лет назад однозначно не поддерживали знаменитый лозунг «грабь награбленное». Через десять лет этот призыв не поддерживают только 22,1%. Согласных откликнуться на вышеназванный лозунг десять лет назад было 16,9%, сейчас – 32,5%. Не знающих как себя повести в период первоначального накопления капитала на сегодняшний день 45%, против 23,1%, которые фиксировались в 1999 году. В какую сторону пойдут сегодняшних 45% молодых людей сказать трудно, у них три пути на дороге к «гражданскому обществу». Путь первый – «экспроприировать экспроприаторов», путь второй – присоединиться к экспроприаторам, если удастся. Путь третий – по мере сил и возможностей обустраивать собственный, частный мирок, а в перерывах сидеть и дальше смотреть новости, постепенно теряя веру в то, о чем кричал Достоевский в своем последнем великом романе.
Система образования и воспитания, а вместе с ней институт семьи постепенно проигрывают борьбу за подрастающие поколения реальностям жизни. Молодежь уже сейчас утрачивает мало по малу веру в красоту и добро, в их способность спасти этот мир. Пока еще половина современной молодежи верит в эту «иллюзию» (49,4%), а десять лет назад таких было 57,%, а что будет дальше.
Молодежь растерялась в период «становления гражданского общества», она не знает, как отнестись к своему ближнему, как к цели или как к средству. Она еще держится перед искушением признать правила игры «свободных атомов», в которой каждый сам за себя.
Молодежи все еще хочется верить в хороших людей. Вместе с тем, она видит политиков, удачливых бизнесменов, чиновников и начинает придерживаться убеждения, что людям верить нельзя. Современный молодой человек надеется на то, что мир «не без добрых людей», и практически твердо убежден в том, что на пути к гражданскому обществу – «счастлив тот, кто силен и хитер».
Нарушения прав граждан с точки зрения молодежи
Ситуация на современном правовом поле, в сфере реализации законных прав и интересов граждан, далеко не безоблачная. Опросы показывают, что только 7,2 % молодых людей не могут похвастаться наличием у себя печального опыта, приобретение которого связано с нарушением законных прав и интересов в различных сферах жизни нашего общества.
Мы сейчас обрисуем положение дел связанное с соблюдением прав и интересов граждан, ссылаясь при этом на представления молодежи, иными словами какие, по мнению молодежи, сферы жизнедеятельности нашего общества наиболее неблагополучные в плане соблюдения прав граждан. Естественно, что законность и соблюдение прав граждан в различных сферах деятельности общества юноши и девушки будут оценивать по-разному. По мнению молодежи, причем мнение юношей и девушек в данном случае практически полностью совпадает, самой проблемной в правовом плане является сфера трудовых отношений. Лишь ни много ей уступает сфера торговли. Однако с точки зрения молодых женщин в сфере торговли дела с соблюдением прав и интересов граждан мало отличаются от сферы трудовой и даже обстоят несколько хуже. Молодые женщины, в отличие от своих сверстников, сферу медицинского обслуживания оценивают более критически. Сфера образования и сфера социального обслуживания молодыми мужчинами и женщинами с точки зрения соблюдения прав граждан оценивается одинаково. Молодые мужчины более склонны, чем молодые женщины, усматривать нарушения законных прав и интересов граждан в сфере государственного управления и в судебной сфере. Как с точки зрения молодежи, обстоят дела с реализацией законных прав и интересов граждан в нашем обществе наглядно представлено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение ответов молодежи на вопрос: «В какой сфере наиболее часто нарушаются законные права и интересы граждан?» в %*
Сфера жизни общества |
Юноши |
Девушки |
В целом по выборке |
Сфера трудовых отношений |
57,7 |
59 |
58,4 |
Сфера торговли |
52,4 |
59,4 |
55,8 |
Медицинское обслуживание |
33,4 |
43,4 |
38,2 |
Государственное управление |
43,7 |
25,7 |
35,7 |
Социальное обслуживание |
28,1 |
27 |
27,6 |
Образование |
23,9 |
24,8 |
24,4 |
Судебная сфера |
26,2 |
19,4 |
23 |
*В анкете
можно было отметить несколько
вариантов, поэтому сумма по
столбцам может составлять
Данные опросов показывают, что девять из десяти представителей молодежи оказывались в ситуации, когда нарушались их права и интересы. Но, судя по данным тех же опросов (таблица 4), наши молодые мужчины и женщины иной раз не законные действия в отношении их оставляют без последствий. Самым распространенным способом, к которому прибегает молодежь, защищая свои права, является жалоба в соответствующих документах. Обращаются за правовой помощью молодые люди и в общество охраны прав потребителей, и юридические консультации.
Отстаивая свои законные права и интересы молодежь обращается в вышестоящие инстанции. Молодежь проявляет готовность искать управу на нарушителей законных прав и интересов у исполнительной власти, отстаивать, и отстаивает, свои права и интересы вплоть до суда. Наглядно действия молодежи по защите своих прав и интересов представлены в таблице 2.
Таблица 4. Распределение ответов молодежи на вопрос: «Если Вы находились в ситуации, когда нарушались Ваши законные права и интересы, то каким образом Вы их защищали?» в %*
Способы защиты прав |
Юноши |
Девушки |
<p class="Normal_0020Table" style= |
Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники