Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция
Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.
Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература
Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной ассамблеей с учетом периодической смены, сроком на четыре года с возможностью его одноразового продления еще на четыре года.
Верховный комиссар должен быть знатоком различных мировых культур, быть специалистом в сфере прав человека, обладать личностной целостностью и высоким моральным авторитетом. Верховный комиссар должен выполнять свои обязанности беспристрастно, объективно, неизбирательно и эффективно.
Мандат Верховного комиссара был сформулирован так, чтобы механизмы Организации объединенных наций по защите прав человека могли реагировать на новый комплекс проблем, которому уделено большое внимание в Венской декларации и Программе действий. Он распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всем мире, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека, координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям.
В соответствии со своим мандатом и с учетом Венской декларации и Программы действий Верховный комиссар ориентировал свою деятельность на следующие области: консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека, включая помощь странам, совершающим переход к демократии; реагирование на случаи серьезного нарушения прав человека и предупреждение нарушений; координация деятельности, связанной с правами человека, в системе ООН; борьба с расовой дискриминацией; поощрение прав лиц, подлежащих к особо уязвимым группам, включая женщин, детей, меньшинства и коренные народы; борьба с особо гнусными нарушениями прав человека, такие как пытки и насильственные исчезновения; содействие программам просвещения и общественной информации в области прав человека и осуществление Венской декларации и Программы действий.
За время деятельности ООН сложились определенные правила приемлемости сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в подробности и специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.
Сообщения должны быть совместимы с Уставом ООН, всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о правах человека;
До обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством данного государства;
Не приемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН;
Не приемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих либо нарушающих права и свободы человека;
Жалоба может быть на принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
Не приемлемы сообщения, основанные на материалах средств массовой информации;
Не принимаются анонимные сообщения.
Жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
Европейская система защиты прав человека
Совет Европы является основной европейской организацией межправительственного и парламентского сотрудничества, деятельность которой направлена на поддержку и защиту прав человека. После Второй мировой войны в 1949 г. ряд европейских стран создал Совет Европы и тем самым установил, что международные обязанности по защите прав человека не должны быть исключительной прерогативой ООН и ее членов.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была открыта для подписания Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г., позднее была дополнена 12 протоколами. На начало 2007 г. к конвенции присоединились 46 стран. Целью Европейской конвенции являлось закрепление основных стандартов, соответствующих Всеобщей декларации прав человека, и создание реального механизма их защиты. Конвенция и дополняющие ее протоколы охватывают практически весь спектр гражданских и политических прав и свобод. Положения конвенции применяются ко всем лицам, включая неграждан, находящимся в юрисдикции подписавших ее стран. Европейская конвенция допускает подачу и рассмотрение как индивидуальных, так и межгосударственных жалоб.
Положениями данной конвенции предусматривалось создание трех органов в рамках европейской системы защиты прав человека: Европейской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека и Комитета министров Совета Европы. Однако Протоколом №11, вступившим в силу 1 ноября 1998 г., данная структура была изменена: упразднена Европейская комиссия по правам человека с возложением ее обязанностей на постоянно действующий орган – Европейский суд по правам человека. Его местоположение – Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
В соответствии с конвенцией в 1959 г. был учрежден Европейский суд по правам человека – международный судебный орган, в юрисдикцию которого входит как разбирательство между государствами, так и рассмотрение жалоб граждан на действия своих государств или на действия других государств – участников конвенции, деятельность которых ущемляет интересы гражданина.
Согласно первоначальной системе все жалобы, подписанные индивидуальными заявителями или государствами – участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссией по правам человека. Она рассматривала вопрос их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного решения, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.
Европейский суд принимает к производству индивидуальные жалобы, поданные физическими лицами, группой лиц или неправительственными организациями. Возможна также подача жалоб на нарушения конвенции государством – членом Совета Европы со стороны одного государства-члена.
Есть несколько обязательных условий приемлемости:
1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией или ее Протоколами. Права, закрепленные в иных европейских документах, в том числе Европейской социальной хартии, не являются предметом рассмотрения.
2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Если жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои личные конкретные притязания.
3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения дела компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
4. Жалоба может быть только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством.
5. Жалоба может быть признана приемлемой, если заявителем исчерпаны все внутригосударственные, прежде всего судебные, средства защиты.
6. Жалоба должна касаться событий, за которые несет ответственность публичная власть, а не частные лица или организации.
Основная часть работы суда состоит в изучении индивидуальных жалоб граждан. Процедура подготовки и рассмотрения дела начинается с личного письменного, составленного в произвольной форме, обращения заявителя в Секретариат суда о предмете жалобы. Обращение может быть составлено на родном языке заявителя. В Секретариате суда, принимая жалобу к производству (но не рассмотрению), ее регистрируют и присваивают номер. Об этом извещают заявителя. Суд запрашивает у заявителя необходимые документы, после подготовки которых назначается судья-докладчик, который, изучив документы, определяет, соответствует ли жалоба условиям приемлемости. Если на данной стадии судья-докладчик и юристы суда видят, что жалоба неприемлема, то заявителю направляется письмо с разъяснением причин, по которым жалоба может быть отклонена. Заявителю предлагается ответить суду, настаивает ли он на продолжении рассмотрения дела.
Если жалоба неприемлема, судья-докладчик передает дело комитету из трех судей, которые выносят окончательное решение о неприемлемости. Таким образом, решение о неприемлемости принимается, как правило, в течение года.
Если, по мнению судьи-докладчика, жалоба приемлема, то дело передается в палату для дальнейшего рассмотрения. Большинство жалоб рассматривается в суде с использованием письменной процедуры. Суд в начале производства по жалобе запрашивает заявителя о согласии на рассмотрение дела без его участия и публичных слушаний. Со своей стороны суд берет на себя расходы на ведение переписки на родном языке заявителя. Публичные заседания с участием заявителя редки, но если есть необходимость, суд вызывает заявителя и возмещает расходы на приезд и пребывание в Страсбурге.
На начальном этапе
Разбирательство занимает не менее трех лет. Однако само публичное слушание, как правило, длится 2 – 3 часа, так как процессы тщательно готовятся аппаратом суда.
На всех этапах рассмотрения дела при посредничестве секретаря суда ведутся переговоры о достижении соглашения. Если стороны договорились, рассмотрение дела прекращается.
Рассмотрение дела в палате по существу завершается принятием постановления суда. Если в постановлении констатируется факт нарушения Европейской конвенции, то государству-ответчику направляется предписание исправить нарушения, допущенные по делу, иногда выносится решение о присуждении заявителю «справедливой компенсации» за материальный и моральный вред, учитывая расходы заявителя как в своей стране, так и в Европейском суде. Заявитель должен подтвердить расходы соответствующими документами. Государство-ответчик может оспорить предъявляемые требования. После окончательного решения суда выплаты должны быть произведены в течение трех месяцев.
Решения суда обязательны для исполнения лишь для государства-ответчика в трехмесячный срок с момента принятия. Однако часто решение выходит за национальные рамки и воздействует на судебную практику других-государств. Европейский суд действует по прецедентной системе, в которой основным источником признаются вынесенные ранее решения. Суд публикует свои решения на открытом сайте и в печатных изданиях. Исполнение решений ЕСПЧ контролирует Комитет министров Совета Европы. Совет Европы является единственной организацией, где предусмотрен систематический контроль за исполнением решений международного судебного органа.
Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника конвенции, поэтому не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом. Однако констатируя факт нарушения прав гражданина, суд привлекает внимание властей к наиболее уязвимым положениям нормативных правовых актов и нарушениям в правоприменительной практике и указывает на необходимость привести их в соответствие с международными нормами. Европейский суд выполняет экспертизу законодательных актов и правоприменительной деятельности в государствах – членах Совета Европы. Разбирательство в Европейском суде способствует совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики. Как показывает практика, чел выше уровень правовой культуры населения, тем больше дел из данного государства приходит в Европейский суд.
Ценность Европейской
С принятием Советом Европы Европейской социальной хартии, вступившей в силу 26 февраля 1965 г., были закреплены и гарантированы социальные, экономические и культурные права. Страны, подписавшие хартию, предоставляют периодические отчеты о ее исполнении специальному экспертному независимому органу – Европейскому комитету по социальным правам, который следит за соблюдением хартии сторонами договора. Доклады государств, а также заключения комитета экспертов представляются на рассмотрение Подкомитета Правительственного социального комитета Совета Европы. Мнение по заключению комитета экспертов может высказать также Консультативная ассамблея, Процесс рассмотрения докладов завершается в Комитете министров, который дает необходимые рекомендации участникам хартии. Приложение к Европейской социальной хартии раскрывает некоторые понятия и положения хартии, а Дополнительный Протокол к ней и приложения к Протоколу расширяют перечень социальных прав и содержание ряда определений.
3 мая 1996 г. Совет Европы открыл для подписания пересмотренную Европейскую социальную хартию, которая вступила в силу 1 июля 1999 г. Она дополняет содержание первоначальной хартии в части расширения перечня прав, уточнения механизма подачи коллективных жалоб и контроля за осуществлением обязательств государств – участников хартии, а в перспективе постепенно заменит ее.
Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники